К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Трансформация в ретейле: основные тренды

На фото: Рустам Закиров, управляющий директор, начальник управления по работе с клиентами потребительского сектора и торговли «Сбербанка»
На фото: Рустам Закиров, управляющий директор, начальник управления по работе с клиентами потребительского сектора и торговли «Сбербанка»
Традиционно ретейл из-за близости к конечному потребителю и высокой конкуренции является одной из самых быстро трансформирующихся отраслей. Однако 2022 год еще больше ускорил и без того высокий темп изменений.

Первый и самый значимый тренд — изменение потребительского поведения. Это подтверждает наш «Индекс Иванова», который отражает потребительские настроения россиян со средним уровнем дохода. Так, самым важным фактором при выборе магазина остается уровень цен — его отметили 70% опрошенных (год назад — 65%). Это объясняет растущую популярность формата дискаунтеров. Если говорить не о выборе магазина, а о выборе товара, то цена здесь также самый важный фактор: 14% потребителей готовы покупать товар известного бренда, даже если он стоит дороже, но 46% будут покупать то, что дешевле вне зависимости от бренда (год назад — 42%). Также мы отмечаем рост популярности СТМ в условиях снизившегося маркетинга А-брендов.

Топ-50 брендов на полках сетей в 2022 году сильно изменился. Перераспределение ассортимента внутри категорий продолжится, будут появляться новые бренды, а существующие будут расширяться за счет ухода с рынка конкурентов.

Расширение ассортимента — один из драйверов продаж. Именно поэтому розничные сети концентрируются в первую очередь на диверсификации цепочек поставок, в т. ч. и через параллельный импорт. Вводить новые категории товаров в ассортимент планируют треть игроков рынка, еще треть игроков относят к перспективным направлениям развитие тех же СТМ и запуск новых товаров.

Продолжает развиваться e-com — рост в 2022 году составил, по разным оценкам, 30–40%. При этом GMV крупнейших маркетплейсов практически удвоился. Несмотря на это, потенциал роста все еще остается — проникновение электронной коммерции в России составляет ~13%, что ниже большинства развитых и развивающихся экономик мира.

Мы ожидаем продолжения роста крупнейших маркетплейсов в основном за счет онлайн-магазинов отдельных ретейлеров, а не за счет перетока клиентов из офлайна в онлайн. Наиболее важными факторами выбора маркетплейсов Ивановыми являются цена (63% респондентов) и удобство совершения покупок (66%).

Как банк мы выделяем в работе с ретейлом три направления с наиболее высоким потенциалом. Во-первых, совершенствование клиентского пути в оплате без использования платежных карт — в первую очередь QR и биометрия. Ретейл — клиентоцентричная история. Если клиенту хочется оплачивать покупки за минимальное время с минимальным количеством операций, мы должны дать ему такую возможность. В феврале прошлого года, например, 30% транзакций нашего эквайринга приходились на ApplePay и GooglePay, а на оплату по QR–коду — меньше 1%. Сейчас, когда раскрутились методы оплаты по QR, уже 10% транзакций проходят без карты. Во-вторых, у экосистемы много данных о клиенте, и мы умеем их анализировать. Наши AI-продукты могут помочь ретейлерам быть более эффективными — принимать решения о месте открытия магазина или о том, какие товары лучше ввести на полку, например. И в-третьих, мы работаем над упрощением финансирования. Все взаимодействие переходит в цифру. Еще не все партнеры этим пользуются, но мы стараемся их приучать.


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+