К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Экономика прекрасного: как цветочный бизнес подстраивается под новые реалии

Фото: Bouquet Moscow
Фото: Bouquet Moscow
Сложные экономические условия в России ударили по цветочной отрасли. Владелец Bouquet Moscow Назим Шукюров — о том, насколько потрясения сказались на цветочном бизнесе и как он отвечает на новые вызовы.

— Как экономические реалии России последних двух лет отразились на цветочном бизнесе?

— Продвижение усложнилось, так как из страны ушли привычные соцсети. Реклама подорожала, и цветочный бизнес стал не так выгоден, как прежде. А отдельные покупатели начали реже покупать цветы. Думаю, слабые игроки закроются, а сильные останутся.

— Как изменилась рентабельность бизнеса за последние полтора года?

— Маржинальность упала из-за роста оптовых цен. Одновременно подорожала логистика, а нестабильный курс рубля добавил неопределенности. Мы подняли цены, но не настолько, чтобы удержать маржинальность. Конечный потребитель не так сильно это чувствует, так как наибольшие риски мы берем на себя.

— Что вы предприняли, чтобы не допустить оттока покупателей?

— Мы усилили акцент на лояльных клиентах: делаем для них скидки, поздравляем в знаменательные дни, улучшаем качество работы и сервис.

— Какие тренды вы заметили в последнее время?

— Люди стали более требовательны к качеству — россияне больше не готовы покупать цветы на рынке. Вместо этого клиенты ищут брендовые магазины, у которых есть собственная история.

Фото: Bouquet Moscow

— Цветочный бизнес кажется эталоном малого бизнеса — множество независимых мелких игроков конкурируют друг с другом. Это соответствует действительности?

— Да, в нашей сфере действительно много мелких игроков. Они часто занимаются демпингом, что пагубно влияет на весь бизнес.

— Что вы имеете в виду?

— Сейчас, чтобы запустить цветочный магазин, даже не нужно помещение. Люди открывают онлайн-магазин, арендуют склад и работают от заказа до заказа. А такая крупная компания, как мы, содержит постоянный штат сотрудников, платит налоги и стоимость аренды. Нам тяжелее конкурировать с микроигроками. В таких условиях бизнес не может четко функционировать.

Хочется, чтобы появилось лицензирование тех, кто занимается флористикой, — такой опыт есть в странах Европы, где эту отрасль регулирует уполномоченный орган власти.

— Откуда вы получаете цветы сейчас?

— Как и почти все на рынке, мы закупаем цветы в Нидерландах. Причина проста: там самый широкий ассортимент на планете. Мы также завозим цветы из Эквадора и Колумбии. Конечно, логистика усложнилась, цена поднялась и время доставки увеличилось — но это актуально для всех в отрасли.

Фото: Bouquet Moscow

— Помимо России, вы работаете в других странах. Насколько традиция дарить цветы отличается в зависимости от страны и ее культурного кода?

— Дарить цветы — часть русской культуры. В странах, где преобладает русскоязычное население, укоренилась эстетика и культура дарения цветов. Если в России женщины привыкли получать цветы вне зависимости от повода и возраста, то в других странах — например, в Эмиратах, — это дань моде.

Мы открыли в Дубае на Палм-Джумейра свой магазин и со временем поняли, что в ОАЭ нет понятия «конфетно-букетный период». И все же там покупают цветы, в том числе четное количество: в Эмиратах нет предрассудков о количестве цветов в букете.

— Видите ли вы будущее у цветочного рынка?

— Да, абсолютно. Женщины хотят получать цветы, а мир принадлежит женщинам. К тому же мы продаем не просто цветы — мы продаем эмоции. В будущем может исчезнуть какая-то часть масс-маркета, но люди, которые ценят цветочное искусство, никогда не будут ограничиваться в цветах, ведь это приятные эмоции.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+