«Партнер берет большую часть операций на себя»
Виктор Шоптенко: Наш семейный бизнес в Воронежской области — комплекс «Автопорт Маяк» на 751 км трассы «Дон» (М4), где люди могут отдохнуть, поесть, переночевать. Мы принимаем сотни автобусов и машин в сутки по пути из Москвы к Черному морю и на курорты Северного Кавказа.
С открытия в 2017 году комплексу не хватало супермаркета, но у нас не было помещения. Когда появились деньги на строительство магазина в 2022 году, мы с братом начали искать франшизу. Хотели попробовать готовое решение в новой сфере, поскольку у родителей был удачный опыт с франшизой в общепите.
У обратного франчайзинга, по которому работает «Пятёрочка», большие преимущества по сравнению с прямым в операционной деятельности: сеть берет часть операций на себя и помогает корректировать процессы. Еще до заключения договора нам просчитали потенциальный оборот торговой точки. Прогнозы «Пятёрочки» в 95% случаев точные, но не в нашем. Оборот магазина после открытия в июле 2023 года оказался даже на 130% больше расчетных 285 000–350 000 рублей в сутки. К зиме, правда, снизился, но с февраля снова растет и летом доходил почти до 900 000 рублей. На трассе и в ближайших поселках нет супермаркетов, поэтому нас так полюбили все участники дорожного движения и жители соседних сел.
Признаюсь честно, ожидал много бюрократии. Но на самом деле все оказалось гораздо проще и быстрее. Всего через несколько недель мы уже в деталях знали планировку будущего помещения: где будет гастрономия, где кассовая зона и т. д. Нам не пришлось самим рассчитывать, сколько и каких закупать стеллажей, ларей, холодильников и прочего оборудования. Мы не искали поставщиков оборудования — франчайзер предложил своих. Правда, в прошлом году у него еще не было пула лизингодателей. Я сам нашел партнера, который согласился рискнуть благодаря бренду «Пятёрочки» и помог взять в лизинг все, включая тележки и корзинки.
После открытия мы с братом месяц погружались во все процессы. Стандарты просты: чистый зал, заполненные полки, правильные ценники. Много процессов автоматизировано, я каждый день слежу онлайн за огромной работой наших сотрудников и директора кластера «Пятёрочки», который управляет 30 магазинами в регионе. Кстати, директор кластера помогает увидеть и решить проблемы не только онлайн. Он дважды в месяц приходит в магазин. Он обратил мое внимание на перегрузку кассиров и проблему очередей. В результате вместе мы приняли решение оборудовать зал кассами самообслуживания и сейчас уже готовим схему перепланировки.
Опыт и знания, которыми эксперты делятся не только в работе, но и на онлайн-ресурсах и конференции франчайзи, уже заставили меня задуматься об оптимизации работы нашего комплекса. И несмотря на резкий рост ключевой ставки, мы ищем источники финансирования и удачную локацию для нового магазина.
«Мой принцип — не изобретать велосипед»
Владимир Кайнер: Моя небольшая компания с 2014 года была подрядчиком «Пятёрочки» в строительно-ремонтных работах. Когда в 2020 году я узнал, что сеть перезапускает программу франчайзинга, решил попробовать. Тем более мои партнеры искали арендатора на объект в Подмосковье.
Мой принцип — не изобретать велосипед, а взять готовый. Но все равно целый год у меня ушел на понимание процессов. Сначала я пошел к директору ближайшей «Пятёрочки», расспросил, как работает магазин, и сам все посчитал — ведь какого-то удобного калькулятора, который бы рассчитывал обороты будущей точки, попросту не было, также требовалось синхронизировать работу ПО сети с нашим.
Но «Пятёрочка» быстро совершенствовала программу. Сейчас франчайзи встраиваются в рабочий механизм и получают постоянную обратную связь от сети. Ведут бизнес и одновременно становятся частью глобальной команды.
На старте было непросто, но тем не менее через пару месяцев после открытия первой «Пятёрочки» мы открыли еще один магазин, сделав ставку на новый микрорайон. И не прогадали — через полгода ежедневная выручка этой точки стала доходить почти до 1 млн рублей, это очень хороший показатель.
Были и неудачи, например, с неверной планировкой магазина. Мы оценили покупательскую способность очередного магазина ниже, чем она оказалась на самом деле. Люди ехали через нас на дачу, хотели свежую выпечку, больший выбор товаров. Нам пришлось срочно согласовывать с «Пятёрочкой» новую планировку, по ночам делали перестройку, поскольку днем магазин работал. Сегодня «Пятёрочка» помогает новым франчайзи точнее оценить покупательскую способность, и такие ситуации практически исключены. А наша сеть за четыре года разрослась до семи магазинов. Я нанял управляющую и до конца этого года планирую открыть еще три точки.
«За год можно открыть и 15 магазинов»
Алексей Барских: Когда-то у меня был бизнес по продаже автомобилей с пробегом. Последние 10 лет я руководил компанией, которая помогает предприятиям экономить электроэнергию. Не бросая работу, в 2023 году я решил искать идею для нового бизнеса.
Довести дело до стабильных дивидендов удается лет за 10. Покупая франшизу, ты покупаешь эти 10 лет работы, поэтому я решил присмотреться к франшизам. Открыть пекарню или барбершоп можно всего за 3,5–4,5 млн рублей, но, как мне показалось, бизнес пойдет, если самому стать директором, а это не входило в мои планы. Чтобы открыть «Пятёрочку», нужно вложить минимум 20 млн рублей, но эта франшиза все равно привлекла меня стабильным ростом и участием в работе каждой точки опытного директора кластера, в который входит около 30–40 магазинов.
Я начал предлагать друзьям вложиться в бизнес и нашел среди них инвестора. Потом я стал искать локации и буквально засыпал сотрудников «Пятёрочки» подходящими, как мне казалось, объявлениями о недвижимости. Я ничего не понимал, а они отвергали сотни предложений — из-за высокой аренды, близости других магазинов и по другим причинам. Но в результате мы согласовали три локации: две в Смоленске и одну в Подмосковье. Затем, как прописано в договоре, мы за шесть недель отремонтировали помещения, купили и установили все оборудование, наняли персонал. С поиском директоров магазинов и поставщиков оборудования тоже помогла сеть. При этом я продолжал работать! Конечно, не обошлось и без небольших просчетов. Признаюсь, ремонт почти готового помещения вышел на 3 млн рублей дороже, чем я планировал.
Три магазина не отнимают у франчайзи много времени. Я каждый день проверяю в своем личном кабинете, который есть у всех партнеров «Пятёрочки», доходы, расходы, выручку магазинов. Если цифры не соответствуют прогнозам, сразу звоню директору кластера, и мы вместе разбираем возможные причины, чтобы оперативно их устранить.
Теперь я уволился, чтобы масштабировать бизнес. Пока мой доход чуть ниже недавней зарплаты. По моим расчетам, открыв еще три-четыре магазина, достигну прежнего уровня. Но за год можно открыть и 15 магазинов, создав управляющую компанию. Главное — уметь делегировать и сосредоточиться на развитии.