ИИ-команда: как в Альфа-Банке создали первых виртуальных разработчиков

В отличие от стандартных цифровых ассистентов, уникальность виртуальных сотрудников в том, что они выполняют операции через полноценную командную работу искусственного интеллекта, а не по заранее заданному алгоритму. Это приближает их работу к действиям реальных специалистов, только «трудятся» они в разы быстрее.
«Наши виртуальные сотрудники представляют собой сложную мультиагентную систему. Это новый тип программного обеспечения, который самостоятельно разрабатывает план решения задачи, выполняет ее, выявляет и исправляет ошибки. Мы ставим задачу и на выходе получаем результат «под ключ», — рассказывает Святослав Соловьев, директор по ИИ в IТ Альфа-Банка.
Виртуальные сотрудники состоят из трех основных компонентов:
- LLM, или большой языковой модели, — «мозга» системы. Благодаря платформе AlfaGen виртуальный сотрудник имеет доступ к нескольким моделям, что позволяет ему выбирать наиболее подходящую для решения задачи;
- модулей подключения баз знаний, которые отвечают за процессы обращения «мозга» к корпоративным или иным базам знаний во время работы;
- ИИ-агентов, или самих виртуальных помощников.
Работу системы поддерживают «живые» инженеры, а также большие вычислительные мощности. За работу только одной продвинутой модели отвечают 16 графических процессоров стоимостью около 10 млн рублей каждый.
Как работают ИИ-агенты
Виртуальные сотрудники организованы в иерархические команды с распределением ролей и зон ответственности. Процесс их работы над проектом состоит из шести основных шагов:
- «Руководитель» забирает задачу из системы управления проектами, декомпозирует ее на части и запускает в работу.
- «Аналитики» собирают, суммаризируют и классифицируют требования с помощью данных из баз знаний: от гайдов для сотрудников службы поддержки до технической документации.
- «Проджекты» разрабатывают план решения задачи, составляют техническое задание для «разработчиков» и определяют, на какие метрики и критерии опираться при проверке результата.
- «Разработчики» пишут программный код.
- «Тестировщики» проверяют качество и соответствие кода техническому заданию.
- «Руководитель» проверяет результат и отчитывается заказчику о выполнении задачи.
«У каждой команды тоже есть свой «руководитель». «Руководители» разных команд взаимодействуют между собой, используя продвинутые мыслящие модели: могут рассуждать, спорить и анализировать информацию, как реальные менеджеры. Например, когда виртуальный руководитель разработки получает техническое задание от «проджектов», он может вернуть его на доработку, потому что не хватает определенных деталей. Еще у «руководителей» есть KPI, а также необходимость отстаивать интересы — свои и своей команды», — объясняет Святослав Соловьев.
Что виртуальные сотрудники делают в банке
Сперва виртуальным сотрудникам поручили создать автоматические тесты кода приложения мобильного банка, что позволило быстрее выпускать его обновления.
«Мировая статистика показывает, что в среднем только около 18% приложений покрыто автотестами более чем на 75%, что является целевым уровнем. Это может приводить к ошибкам и сбоям программного обеспечения. Наше решение позволяет быстрее запускать продукты, находить на 30% больше ошибок. Одна команда ИИ-агентов заменяет десятки часов работы программистов», — объясняет Виталий Задорожный, IТ-директор Альфа-Банка.
Еще ИИ-сотрудники создали аналитическую документацию новой внутрибанковской системы, часть разработки которой выполняла сторонняя компания. Когда после тестового запуска решили вывести решение в прод, оказалось, что у подрядчика нет необходимой документации, — он предложил сделать ее за полгода. ИИ-агенты выполнили все за неделю.
Сейчас в Альфа-Банке работают более десяти групп виртуальных сотрудников. В том числе:
- четыре группы по автотестированию. Весной 2025 года они помогают с автотестами 60 платформенным командам мобильного банка;
- агенты классификации документации для кибербезопасности;
- агенты по созданию клиентских библиотек (SDK) и OpenAPI-спецификаций;
- агенты код-ревью для проверки кода на Java;
- агенты классификации интернет-трендов;
- агенты суммаризации, которые формируют автоматические заметки на основе видеоконференций;
- агенты поддержки — общаются с клиентами в чате. В отличие от стандартных чат-ботов, ИИ-агенты способны решать сложные вопросы без привлечения реальных специалистов. Положительные отзывы пользователей подтверждают эффективность таких виртуальных операторов.
«IТ-направление в Альфа-Банке растет невероятными темпами: мы постоянно ищем новых сотрудников. Наша задача не только привлекать талантливые кадры, но и кратно повышать их производительность с помощью ИИ. Мы стремимся создать такую структуру, где реальные специалисты, опираясь на свой опыт и экспертизу, управляют командами виртуальных сотрудников», — говорит Святослав Соловьев.
Планы по развитию виртуальных сотрудников
ИИ-агенты уже сейчас становятся неотъемлемой частью IТ-инфраструктуры банка, оптимизируя внутренние процессы и экономя время сотрудников. Например, благодаря ИИ-агентам автотесты создаются на 70% быстрее. Работа со сложными кейсами, такими как разработка документации, ускоряется с месяцев до считанных дней, и с дней — до минут. «В ближайшие месяцы мы рассчитываем подключить ИИ-агентов к созданию 30% всех автотестов в банке и к решению 20% аналитических задач. В краткосрочной перспективе виртуальные сотрудники будут покрывать 10% всех инженерных компетенций, а в 2026 году этот показатель может вырасти уже до 50%», — делится Святослав Соловьев.
Сейчас ИИ-агенты работают внутри Альфа-Банка. Со временем виртуальных сотрудников смогут использовать и другие компании, которые входят в Альфа-Групп. В целом же технологию легко адаптировать для использования в любых структурах, поэтому не исключено, что на горизонте нескольких лет разработки банка станут доступны и на внешнем B2B-рынке. «Мировой тренд на создание виртуальных сотрудников только начинается. OpenAI и Google заявили о планах продавать подписки на таких сотрудников, а Salesforce к 2026 году планирует остановить найм новых специалистов по продажам, поскольку эти функции постепенно переходят к ИИ. Инженеры Альфа-Банка сделали этот футуристический сценарий реальностью уже сегодня», — заключает Святослав Соловьев.