Новости геоаналитики: как Big Data помогает привлекать туристов регионам и бизнесу

Чем больше информации о туристических потоках, тем точнее и эффективнее государство и бизнес могут разрабатывать стратегии, формировать концепции и планировать развитие отрасли. Однако полноценный анализ требует больших объемов разнородных и, что особенно важно, актуальных данных. Эта информация есть у крупных игроков: так, мобильные операторы оценивают перемещения потоков пользователей по нагрузке на базовые станции, а банки — по данным о трансакциях клиентов.
Проблема в том, что эти данные существуют в изоляции: компании собирают их в основном для собственных нужд и редко делятся между собой. Главный вызов — обеспечить доступ к этим данным и выстроить систему их непрерывного и законного сбора и обработки. Это требует соблюдения норм о защите персональных данных, о связи, а также соблюдения коммерческой и отраслевой тайны.
Для решения этой задачи Альфа-Банк и команда геоаналитики дирекции, развивающей продукты на основе больших данных и ИИ билайна (Big Data & AI билайн), разработали совместное решение. Система агрегирует и обрабатывает обезличенные данные обеих компаний с помощью технологий искусственного интеллекта, учитывая ключевые параметры туристического поведения.
На выходе формируется целостная, актуальная и аналитически обоснованная картина туристических потоков.
«Совместное решение Альфа-Банка и билайна помогает формировать объективную картину туристического потока, определять популярные маршруты и предсказывать перспективные направления для развития бизнеса», — говорит Алексей Каширин, директор Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка.
«Объединение агрегированных данных двух крупных игроков — это положительный тренд в индустрии аналитики туризма. Имея такие данные, мы можем посмотреть на туризм в регионе гораздо более детализированно и, как результат, можем выявить важные микротренды. Выводы, построенные на таких данных, позволяют персонализировать туристическую инфраструктуру под потребности гостей региона и обеспечить ее необходимую емкость для удовлетворения спроса», — добавляет Сергей Станкевич, руководитель продукта «Геоаналитика билайна».
Как работает решение Альфа-Банка и билайна
Сервис работает на основе агрегированных и анонимных данных клиентов Альфа-Банка и пользователей мобильной связи билайн, которые дали согласие на сбор информации. Решение помогает оценить объем и локализацию турпотока, понять интересы путешественников, какой транспорт они используют, какие места посещают и с какими целями. Обработка данных для формирования статистики осуществляется предиктивными математическими моделями, поэтому параметры являются вероятностными.
Коллаборация «Альфы» и билайна использует три основных источника данных:
- Геоаналитика: информация о нагрузке на сотовые вышки и динамике использования услуг оператора помогает системе анализировать профиль и плотность потоков перемещения более 40 млн пользователей.
- Финансовая активность: трансакционные данные от Альфа-Банка помогают понять, на что путешественники тратят деньги в разных городах и регионах.
- Социально-демографические характеристики: профиль путешественников по разным параметрам — от возраста до уровня дохода.
В результате сервис может не только сегментировать социально-демографические характеристики туристов на более чем 200 групп, но и разделять виды путешествий на сегменты, например пляжный, спортивный или образовательный туризм, и детально анализировать каждый из них.
«Такой комплексный подход позволяет не только анализировать текущее состояние туристической отрасли, но и прогнозировать тренды, оптимизировать маркетинговые стратегии и создавать новые туристические продукты, маршруты, события», — объясняет Алексей Каширин.
В чем польза решения
Ведомства, городские и региональные власти получают инструмент для планирования развития туристической инфраструктуры. Сервис может помочь с адаптацией среды под реальные потребности гостей, с оптимизацией транспорта и логистики, определять локации для туристических объектов, сбалансировать загрузку музеев, парков, гостиниц и другой туристической инфраструктуры.
«Опираясь на всестороннюю аналитику, регионы могут эффективно решать основные управленческие задачи в сфере туризма. В том числе по привлечению инвестиций, наращиванию турпотоков, росту частотности посещения определенных локаций, работе с возвращаемостью туристов, и не только», — уверен Алексей Каширин.
Бизнес — отели, рестораны, музеи, ретейл, транспортные компании и туристические агентства — с помощью новой аналитики может точнее определять целевую аудиторию и ее предпочтения, эффективнее вести маркетинговые кампании, предлагать оптимальные пакеты услуг и новые продукты.
«Туризм — одно из самых перспективных направлений развития российской экономики, поэтому интерес компаний к аналитике отрасли растет с каждым годом. Бизнесу важно не просто понимать, сколько людей приезжает в тот или иной регион, но и какие у них интересы, предпочтения и привычки. Это дает возможность принимать более обоснованные бизнес-решения. Также объединенная аналитика дает больше возможностей для работы с инвесторами за счет понимания детальной картины спроса в регионе», — считает Сергей Станкевич.
Новый сервис будет полезен инвесторам и девелоперам
В направлении строительства туристических объектов и управления аналитика турпотоков помогает минимизировать инвестиционные риски за счет выбора перспективных локаций для отелей, торговых центров, эффективного управления объектами на основе плотности туристических потоков и более точного прогноза спроса.
«Партнерская геоаналитика — это не просто цифровой сервис, а полноценный драйвер экономического роста. Такой продукт становится точкой входа в диалог с регионами и бизнесом: он помогает не только точнее понимать спрос, но и структурировать новые направления дохода — от инвестиций в инфраструктуру до запуска сервисов для туристов. Мы видим высокий интерес со стороны B2B- и B2G-сегментов, где востребованы решения, дающие не только данные, но и четкие бизнес-ответы», — комментирует Дарья Майдибор, руководитель стрима «Внешняя монетизация дата-сервисов и ИИ-решений» Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка.
Перспективы развития
Решение уже привлекло внимание региональных администраций и компаний, работающих в сфере туризма. В настоящее время идет внедрение и запуск первых пилотных проектов, которые уже показывают свою практическую эффективность.
Параллельно команды продолжают развивать функциональность сервиса: интегрируют новые типы данных и разрабатывают аналитические инструменты для различных сегментов туристического рынка. Это позволит участникам отрасли получать еще более глубокую аналитику, способную не только отвечать на текущие запросы и тренды, но и предугадывать их.
«Мы видим огромный потенциал в использовании больших данных для развития туристической отрасли. Аналитика, которую предлагает решение Альфа-Банка и билайна, — это инструмент, который помогает раскрывать туристический потенциал регионов, поддерживать развитие местного бизнеса и создавать комфортные условия для путешественников», — заключает Алексей Каширин.