К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От технологии к искусству: как внедряются AI-модели

Специальный бизнес-ужин. Технологическое лидерство факторы роста
Специальный бизнес-ужин. Технологическое лидерство факторы роста
Искусственный интеллект, к удивлению человека, в своем развитии очень быстро «перескакивает» с одной ступеньки на другую. Из игрушки он стал подмастерьем, потом превратился в полноценный рабочий инструмент и уже готов стать (а в некоторых случаях и становится) коллегой человека в решении (и выполнении) ряда бизнес-задач. Каким должно быть сотрудничество искусственного и эмоционального интеллектов, как безопасно и максимально эффективно использовать инновационные технологии, как AI-модели* должны помогать в решении бизнес-задач, облегчать жизнь людям, но никоим образом не заменять их как главных акторов, обсудили спикеры мероприятия «Технологическое лидерство: факторы роста», которое FCongress провел на полях форума «Цифровая индустрия промышленной России — 2025» (ЦИПР-2025).

Пока человек считает себя хозяином искусственного интеллекта, один из участников мероприятия даже сравнил его с собакой, объяснив «чему ИИ человек научит, то он и сможет делать». Главный вопрос: сможет ли генеративная модель выйти за рамки того, чему ее научили, и принимать решения наравне (а то и вместо) своего учителя?

Вместо или вместе?

ИИ постепенно меняет корпоративную культуру. И вот уже коммерческий директор «защищает» перед генеральным план продаж, оптимизированный с помощью искусственного интеллекта, говорит Анна Московская, партнер технологической практики Б1. Она добавляет: «Пока ИИ является ассистентом, но не полноценным советником. Для того чтобы доверять рекомендациям ИИ, прежде всего необходимо больше естественных данных для обучения. На текущий момент основная проблема — где их найти». «В принципе для обеспечения информационной безопасности и технологической независимости цифровые технологии в достаточном объеме должны быть импортозамещены на всех уровнях», — отметила спикер. По ее словам, не у всех компаний есть системы непрерывных улучшений, а они важны. «Ряд крупных технологических гигантов разработали ИИ и платформенные решения для пилотирования своих инновационных бизнес-кейсов. Очевидно, данные решения будут предложены рынку, чтобы компании не инвестировали миллионы в тестирование разных AI-моделей. Очень важно, чтобы менеджмент компаний поддерживал инновации и формировал «позитивный отклик» от своих бизнес-подразделений», — резюмировала спикер.

Анна Московская, партнер технологической практики Б1

«В последние годы компании изменили стратегии и наращивают технологическое преимущество не за счет приобретения новых технологий, а благодаря их созданию (или пересозданию)», — заявил модератор мероприятия Кирилл Каем, заместитель председателя правления по приоритетным направлениям технологического развития, главный управляющий директор Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ). «У нас есть рынок, который умеет думать, умеет понимать, что работает, что не работает, и использовать технологии во благо своего бизнеса. У нас в программном обеспечении оказалась инженерная база. В B2B-решениях мы «переиспользовали» большое количество технологий, которые родились у нас в интернет-проектах: оттуда VK Cloud, оттуда VK WorkSpace. Это очень понятный источник экспертизы. Фактор роста для нас — это, во-первых, инкубационная возможность, во-вторых, квалифицированный спрос и, в-третьих, компетентная команда, которая у нас была и продолжает развиваться», — развил мысль коллеги Павел Гонтарев, генеральный директор VK Tech.

Кирилл Каем, заместитель председателя правления по приоритетным направлениям технологического развития, главный управляющий директор Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ)
Павел Гонтарев, генеральный директор VK Tech

«Мы за технический прогресс и делаем ставку на искусственный интеллект, несмотря на сложности, которые видим при его внедрении», — поделился Александр фон Розен, член правления, технический директор платежного сервиса «ЕДИНЫЙ ЦУПИС». Он отметил, что, с одной стороны, ИИ позволяет квалифицированным специалистам достигать большего в своей работе, быть более продуктивными. С другой стороны, ИИ усложняет производственные процессы, в связи с чем они могут становиться мало предсказуемыми для человека. Более того, сама структура занятости — за счет того, что ИИ берет на себя выполнение ряда операций и даже заменяет отдельных работников, — потребует перераспределения человеческих и финансовых ресурсов. «Но я верю, что человек научится с этим работать», — с оптимизмом заключил спикер.

Александр фон Розен, член правления, технический директор платежного сервиса «ЕДИНЫЙ ЦУПИС»

Но пока использование ИИ-моделей не очень широко, заметила Наталья Касперская, президент InfoWatch. Она объяснила это «практичностью» бизнеса, который всегда анализирует результаты внедрения той или иной модели и не будет всецело полагаться на технологию, которая может не только принести пользу, но и привести к критическим для компании ошибкам. Антон Думин, IT-директор «Газпром нефти», согласен, что «даже самые совершенные технологии еще долго не заменят айтишников». Однако он полагает важным, что IT-специалисты стали слушать бизнес, а последний стал разбираться в IT. «Сегодня мы с вами находимся в уникальной ситуации: мы не просто внедряем новые технологии, мы влияем и совместно формируем новую культуру IT в России. Системное обучение, отраслевое партнерство и создание экосистемы подготовки специалистов создают прочный фундамент для технологического будущего нашей страны», — заключил он.

Антон Думин, IT-директор «Газпром нефти»

Кирилл Каем предложил участникам определить три ключевых фактора, которые дают компаниям стратегическое преимущество сейчас и могут способствовать технологическому превосходству в будущем. Интересно, что почти все говорили о важности человеческого фактора. «Что бы мы здесь ни говорили про технологии, люди — это все», — это утверждение Дмитрия Суровца, вице-президента по информационным технологиям FESCО, красной нитью проходило через выступления спикеров.

Дмитрий Суровец, вице-президент по информационным технологиям, FESCO

Постоянно учиться и экспериментировать предложил Андрей Белевцев, старший вице-президент, руководитель блока «Технологическое развитие» Сбербанка. Он уверен, что «любое знакомство с технологией начинается со знания»: «Генеративный ИИ дает возможность сначала «попробовать» — быстро и недорого — любую идею. А потом уже смотреть, что из нее может получиться». 

Андрей Белевцев, старший вице-президент, руководитель блока «Технологическое развитие», «Сбербанк»

«Для меня в формуле успеха есть три составляющие: это амбиции, финансы и люди. Если амбиций нет, тебе остается только «обслуживать» [заказчиков] или заниматься банальным импортозамещением. Финансы — это фактор, который никак не исключишь: нет бюджета — нет прорыва. Наконец, за любыми технологиями стоят люди, которых ты тоже не исключишь из уравнения», — размышляет Александр Абрамкин, основатель и управляющий партнер HeadExpert.

Александр Абрамкин, основатель и
управляющий партнер HeadExpert

Без рутины, но с креативом

Мгновенно выполнять миллионы монотонных рутинных операций искусственному интеллекту, в отличие от человека, легко: у него есть для этого все возможности и нет усталости и эмоционального выгорания. Давать точные прогнозы на основании анализа проведенной работы нейросетям также по силам. «Еще 10 лет назад среднюю загрузку самолета считали как 80% от количества кресел в самолете, а сейчас цифровой двойник при помощи ИИ с точностью до 97–98% может сказать, что прилетающий через полгода самолет из условного Хабаровска будет иметь на борту 452 пассажира, из них 118 трансферных, и то же самое с багажом. Эти прогнозы становятся базой для дальнейших расчетов: также при помощи ИИ мы определяем оптимальное количество ресурсов (сотрудников, техники и т. д.) для обеспечения качественного обслуживания пассажиров и достижения финансовых результатов», — говорит Дмитрий Ильин, заместитель генерального директора по информационным технологиям.

Дмитрий Ильин, заместитель генерального директора по информационным технологиям, по развитию цифровых и инновационных проектов, «Шереметьево»

Его коллега Андрей Нестеров, директор по IT компании «Воздушные Ворота Северной Столицы» (оператор аэропорта Пулково), поделился, что ИИ им помогает «организовывать комфорт для пассажиров»: «Мы теперь можем «управлять очередями», то есть планировать приезд пассажиров в зависимости даже от загруженности дорог. Искусственный интеллект распознает, сколько времени пассажир ожидает, например, регистрации на рейс, если больше, чем надо, то мы открываем дополнительные окна. Внедряем больше бесшовных технологий, чтобы пассажиры могли быстрее проходить все предполетные процедуры».

Андрей Нестеров, директор по IT компании «Воздушные Ворота Северной Столицы»

В финансовой сфере ИИ также незаменимый помощник. Александр фон Розен рассказал, что в работе финансовой платформы «ЕДИНЫЙ ЦУПИС» ИИ используется для автоматизации рутинных действий, для нужд разработки собственного программного обеспечения, в системах антифрода и скоринга. «Мы очень интерактивные и быстрые, в процессе проведения платежа у нас время на принятие решения сильно меньше секунды. Поэтому к нашей скоринговой системе и к антифроду вообще предъявляются очень жесткие требования», — добавил он. По словам фон Розена, компания старается применять «самые новые, самые передовые инструменты» и делать так, чтобы вся команда эти инструменты приняла.


*AI-модели — модели искусственного интеллекта.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+