К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Профессионал со скидкой: парадоксы женской карьеры

Профессионал со скидкой: парадоксы женской карьеры
Если вам нужен классный специалист, готовый брать на себя все новые обязанности и не заикаться о повышении зарплаты (она, кстати, может быть ниже рынка), берите женщину, советуют консультанты. Согласно официальным данным, сейчас в России слабый пол, работая на тех же позициях, что и сильный, получает примерно на 30% ниже. Результат отвечает запросу: согласно исследованию HeadHunter, зарплатные ожидания у профессионалов женского рода меньше примерно на ту же треть. Этой статистикой открыла сессию «Карьерный баттл: как женщине построить корпоративную карьеру в найме» Ольга Орешникова, генеральный директор FСongress, инициировав дискуссию на тему, почему в профессиональной сфере до сих пор сохраняется гендерный дисбаланс. Дискуссия прошла в рамках форума FWD. Woman Summit 2025 и была довольно жаркой.

Анна Знаменская, СEO карьерной платформы Mentiсa.ai, объяснила «зарплатный дисбаланс» — он, кстати, не уникален для России, а характерен и для других стран — целым комплексом причин. «В корпорациях есть предвзятость при выборе кандидатов на топовые позиции (генеральных директоров, вице-президентов и т. п.), предпочтение в большинстве случаев отдается мужчинам, особенно в таких отраслях, как нефтегаз, промышленность, строительство, банки, IT, телеком, — там, где большие обороты и высокие зарплаты», — говорит спикер. Женщины чаще мужчин заняты в низкооплачиваемых отраслях, к ним, увы, относятся образование, культура, НКО, плюс есть список «запретных» «вредных» профессий (впрочем, в 2021 году он стал почти в четыре раза меньше). Наконец, они сами традиционно меньше борются за карьерные и финансовые права, что не исправляет ситуацию. Проблема женщин всего мира — они часто не могут попросить за себя. В любой стране, включая Россию, Австралию и США, отмечает Знаменская, мужчины на переговорах активно торгуются за зарплату, а женщины обычно соглашаются на первый оффер. Хорошая новость: решение этой проблемы в руках (или головах?) самих женщин — надо знать свою рыночную ценность, изучать рынок и смело просить повышения, советует спикер.

Анна Знаменская, СEO карьерной платформы Mentiсa.ai

В промышленности гендерный разрыв в зарплатах может сохраняться из-за законодательных ограничений на труд женщин на вредных и ночных производствах, подтвердила Марина Медведева, член правления — управляющий директор «Сибура». Однако во всех остальных случаях, как она полагает, все будет зависеть от компетентности, профессионализма и навыков, в том числе коммуникативных, женщины-специалиста и того, способна ли она прийти к руководству и правильно «выстроить разговор» об увеличении зарплаты.

Марина Медведева, член правления — управляющий директор «Сибура»

У любого работодателя есть зарплатная вилка, делится секретами подбора персонала Алена Владимирская, СEO рекрутинговой компании TalentLab. Например, компания может платить нанимаемому топ-менеджеру от миллиона до полутора миллионов. Но если мужчины, когда их спрашивают, сколько они хотят за эту позицию, назовут большую цифру, то женщины, как правило, согласятся на меньшие деньги, отметила консультант. Этому есть объективные причины, размышляет адвокат по бракоразводным делам Виктория Дергунова, партнер АБ «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры». 40% российских семей неполные, основным кормильцем в них является как раз женщина, а общая задолженность по алиментам в стране составляет около 156 млрд рублей. Адвокат полагает, что отсутствие адекватной поддержки со стороны государства, в частности недостаток яслей и детсадов, а также необходимость прерывать работу из-за декрета «связывает» карьерные устремления женщин. Поэтому последние не готовы соглашаться на переезды и частные командировки, а также работу без удаленки и соцпакета. «В результате, несмотря на то что женщины часто имеют квалификацию и опыт не меньше и не хуже, чем мужчины, в 60% случаев им отказывают в приеме на руководящую должность», — резюмирует спикер.

Алена Владимирская, СEO рекрутинговой компании TalentLab
Виктория Дергунова, партнер АБ «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры»

Чтобы решить эту проблему, Алена Владимирская советует женщине, нацеленной на продвижение по службе, найти «карьерного спонсора». Наем на работу консультант сравнила с дейтингом: и там и там важно решить — эта работа (или партнер) с вами надолго или на время. Идею о карьерном спонсоре поддержала Дарья Золотухина, HR-директор «Яндекса». Она советует девушкам быть смелыми и не стесняться обращаться к топ-менеджерам: «Приходите с запросами, гипотезами, не бойтесь этого делать, никто никогда не запретит вам попросить, попробовать, предложить». По ее мнению, главное для карьерного роста — выбрать дело, отвечающее вашим интересам и ценностям, а также искать, где ваши навыки принесут максимальную пользу компании: «Развивайте «чуйку», чтобы понимать, где вы нужны, даже если это неочевидная для вас сфера». Сама Дарья Золотухина несколько раз «перепридумывала» собственную карьеру: из кандидата культурологических наук — в маркетолога, из директора по маркетингу — в HR-директора. В «Яндексе» есть много возможностей для горизонтальных переходов между разными направлениями бизнеса, говорит она.

Дарья Золотухина, HR-директор «Яндекса»

«Сибуру», где работает около 40 000 сотрудников в 20 регионах, ключевое значение имеет вовлеченность каждого, говорит Марина Медведева. «Карьерные возможности предоставляются на предприятиях в различных регионах присутствия компании, но решиться на релокацию непросто. Выйти из зоны комфорта, «зоны лавандового рафа», как шутят в компании, бывает ментально сложно. Девушки не всегда и не сразу видят перспективы и возможности для профессионального и карьерного роста, которые дают принятие такого вызова и смелый шаг вперед, какой рывок в профессиональном развитии это позволяет сделать», — поделилась спикер. Чтобы стимулировать «внутреннюю миграцию», «Сибур» комплексно развивает города присутствия. Например, в рамках программ развития Тобольска (Тюменская область) было построено более 60 городских инфраструктурных объектов.

«При нынешнем дефиците качественных кадров мультизадачность и трудолюбие представительниц прекрасного пола становятся их конкурентным преимуществом. А быстрая адаптация и стрессоустойчивость, отточенные в том числе в родительстве, помогают справляться с вызовами бизнеса», — заявила Екатерина Богдан, CEO и сооснователь сейлз-хауса «Экран».

Екатерина Богдан, CEO и сооснователь сейлз-хауса «Экран»

Спикер подняла еще один важный вопрос: поможет ли карьере личный бренд? Мнения разделились. Алена Владимирская полагает, что если женщина работает по найму, то ее «звездность» будет негативно восприниматься работодателем, здесь важнее профессиональная репутация. Ее оппонентом выступила Виктория Алеманова, директор по маркетингу «Лиги ставок» и разработчик программы профессиональной переподготовки Brand Management Высшей школы экономики. Она уверена, что личный бренд неотделим от профессионального, он строится на реальных достижениях, опыте и компетенциях: «Это осознанное решение работать над имиджем и ценностями на протяжении всей карьеры». Спикер особо отметила важность быть последовательным и верным тем принципам и смыслам, которые вы продвигаете, чтобы «не попасть в ситуацию «зашел не в ту дверь». Ваша репутация перед лицом профессионального сообщества выстраивается не только через вашу работу, но и тот образ, который вы транслируете в мир, можно сказать, что личный бренд — это капитализация ваших профессиональных и личностных успехов. «Поэтому я считаю, что личный бренд нужен всегда», — подытожила Виктория Алеманова.

Виктория Алеманова, директор по маркетингу «Лиги ставок» и разработчик программы профессиональной переподготовки Brand Management Высшей школы экономики

«Личный бренд — это то, что о вас «говорят в комнате, где вас нет» и когда вас готовы рекомендовать даже те, кто не был вашим клиентом. Покупать известное легче, и вашим конкурентным преимуществом будет доверие к вам как к эксперту в вашей сфере», — продолжила Виктория Дергунова. Однако она отметила, что «тут цена ошибки прямо пропорциональна силе личного бренда»: «Вы не должны всем нравиться, но важно отвечать за свои слова и защищать те ценности, которые вы транслируете». Адвокат говорит, что надо быть готовым к тому, что «обратной стороной известности» станут самоцензура, частичный отказ от приватности и хейт. «Приходится определять для себя границы и правила, я, например, никогда не обсуждаю религию, политику и личную жизнь. При любой угрозе важно не пускать обидчиков в свое медиапространство, помнить, что позитива всегда больше, чем негатива, не реагировать на выпады и не допускать эскалации конфликта в публичной среде, где он менее управляем», — делится спикер и советует «играть на опережение и о каких-то скелетах в шкафу рассказывать самим, а не ждать, когда их достанут на всеобщее обозрение в самый неподходящий момент».

В крупной компании личный бренд важен не столько для внешней медийности, сколько для доверия вам и вашей команде, развила мысль Дарья Золотухина. Она согласилась с другими участницами дискуссии, что развитие личного бренда сопряжено с рисками: «Будьте готовы к критике, невозможно нравиться всем». Спикер рекомендует «освещать работу, выделять сотрудников и показывать «кухню» — это идет на пользу вашему профессиональному имиджу.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+