
В современном бизнесе, особенно если он «с женским лицом», уже недостаточно предлагать качественный товар или услугу. Основа успешных компаний — их миссия и ценности, которые они разделяют со своей командой и клиентами. В этой статье и основательницы собственного дела, и представительницы социально ориентированных компаний говорят о бизнесе, который не только приносит прибыль, но и меняет к лучшему жизнь сотрудников и потребительской аудитории, а в итоге и всего общества.
Миссия выполнима
Яна Беспечная, основатель и СЕО сети салонов красоты «Александр Тодчук Studio»: «Меня часто спрашивают, в чем секрет успеха нашего сложного бизнеса, существующего уже 27 лет. Я всегда отвечаю: главное — это люди. Можно создать уникальный продукт, но без сильной команды он быстро «угаснет». Я вижу вокруг не жесткость, а красоту, мягкость и творческое начало. На этих ценностях мы построили компанию, именно эта философия привлекла уникальную аудиторию и блестящих сотрудников. Сегодня конкурировать только качеством товара уже недостаточно. Бренды борются на уровне ценностей. Наша миссия — помочь каждому [клиенту] найти свой образ и вдохновиться на перемены. Это отношение к людям и культура бизнеса — наш главный актив».
Елена Крыгина, основатель бренда KRYGINA Сosmetics, личным примером разбивает стереотип о том, что женский бизнес в сфере красоты — это что-то несерьезное. Секрет ее успеха — в гармонии творческого начала и профессионального подхода к предпринимательству. Симбиоз творчества и грамотного управления позволяет не только создавать продукты, нужные людям, но и выстраивать социально ответственный бизнес: «Получить от незнакомых людей комплимент, что твоим продуктом пользуются, — это самая большая мотивация и драйвер. Это миссия: когда то, что ты задумал и выпустил на рынок, нужно людям».
Ирина Кузнецова, сооснователь Poison Drop: «Предприниматель должен ответить себе на вопрос, на чем строить бизнес. Мне хочется встать на защиту компаний, которые приносят на рынок бренды, поддерживая таким образом дизайнеров. Они нередко сталкиваются с обвинениями в том, что «просто перепродают» товары, тогда как ими делается огромная работа по созданию новых ниш. Создание бренда — это создание новой реальности на рынке: новых имен, новых эстетических стандартов и новых взаимоотношений с потребителем. Обвинения в обычной «перепродаже» не просто несправедливы — они обесценивают всю эту многогранную работу, сводя ее к примитивной логике накрутки цен».
СЕО и его команда
Эстер Гомельская, основатель EST.EPIL и PLIE: «Основа нашего успеха — это люди. Главное ядро PLIE — наши фитнес-тренеры и преподаватели, от которых клиенты не хотят уходить. А секрет успеха в гармонии всего — от идеи до исполнения, когда все элементы [бизнеса] сложились в целостный пазл: сильная команда, классные локации и брендинг. Когда ты влюблен в свое дело и являешься его рупором, все начинает складываться».
Ирина Кузнецова, сооснователь Poison Drop: «Первое и главное правило бизнесмена в отношении с командой — это доверие. Важно, чтобы сотрудники чувствовали себя безопасно, чтобы не бояться проявить себя. Я горжусь нашей командой. Это талантливые ребята, которые пришли не суперпрофессионалами, но выросли вместе со мной. Когда сотрудники лучше тебя и приносят тебе классные решения — это такая гордость. Я пропагандирую лидерство, а не контроль, я — за доверие. Я очень рекомендую этот подход».
Полина Юрова, сооснователь Eggsellent (кафе завтраков в Москве и Петербурге): «У нашей компании есть маркетинговый фонд, где копятся деньги на интересные инициативы. Однако около двух лет назад мне не выделили средства на мою идею. В этот момент я ощутила внутренний конфликт: с одной стороны, я верю в необходимость делегирования и развития сильной команды, которая не зависит от каждого моего «хочу». С другой — было сложно принять отказ. Мою задумку я осуществила как небольшой личный проект. Интересно отметить, что впоследствии он вернулся в компанию, показав, что все инициативы должны развиваться в рамках общего бизнеса. Этот опыт показал мне, что мы выросли и решения по бизнесу должны приниматься не спонтанно, а с учетом мнения команды».
Бизнес и его социальная ответственность
Яна Беспечная, основатель и СЕО сети салонов красоты «Александр Тодчук Studio»: «Ярче всего философию нашего бизнеса иллюстрирует история с Женей Воскобойниковой. Мы познакомились на одном из форумов, организованных FСongress, и меня поразила история этой женщины, которая в 18 лет попала в аварию, осталась в инвалидной коляске, но сохранила поразительное жизнелюбие: вышла замуж, родила детей, написала книгу. Ее сила духа так меня вдохновила, что я пригласила ее стать лицом нашего бренда. Для нас это был не просто маркетинговый ход. Это был поступок, идущий от сердца и полностью отражающий наши ценности. Мы хотели, чтобы образ бренда олицетворял собой настоящую, а не придуманную красоту, силу и уверенность. Это решение стало посланием для тысяч наших клиенток, говоря о том, что даже самые трудные обстоятельства — не приговор. Что красота, стиль и право на самовыражение не зависят от внешних ограничений. Что жизнь продолжается, и она может быть наполнена любовью, творчеством и смыслом».
Екатерина Пахомова, предприниматель, спикер TEDx, PR-директор Faberlic, эксперт по тайм-менеджменту: «В компании «Фаберлик» за восемь лет моей работы сложилась системная работа в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО), которая охватывает три ключевых направления: экология, помощь животным и поддержка материнства. Это темы, которые вызывают искреннюю реакцию людей. Например, ролик о спасенных в Свердловской области медвежатах, на которых компания выделила несколько миллионов рублей, растрогал тысячи консультантов. Экология — это основа философии компании с момента ее основания 28 лет назад. Мы активно сотрудничаем с фондом «Второе дыхание», организуя сбор одежды среди сотрудников и партнеров, и постепенно наращиваем масштабы совместных акций. Помимо помощи отдельным центрам спасения диких животных у нас работает масштабный проект «Друг из приюта». Мы создали карту из 250 приютов, которым регулярно помогаем. Часть средств от продаж определенной продукции (например, по 50 рублей с единицы) перечисляется на их нужды. В кризисные периоды, как, например, в 2022 году, мы помогали продукцией — от бытовой химии до одежды.
В треке «Поддержка материнства» реализуется несколько проектов. Например, проект «Я — мама» ориентирован на карьеру и благополучие родителей. Совместно с психотерапевтом Ольгой Бочковой мы развиваем проект «Мама, я в безопасности», освещая вопросы буллинга и физической безопасности детей. Еще мы запустили большой портал «Фаберлик для родителей» с видеоуроками от 30–35 экспертов, охватывающими все этапы материнства — от планирования беременности до родов».
Надежда Малешко, коммерческий директор группы компаний ТИОН: «В нашей работе мы используем многоуровневую воронку для отбора социальных проектов и партнеров. Хотя подход может незначительно отличаться в крупном и среднем бизнесе, его фундаментальный принцип остается неизменным. Первый уровень воронки — это отсев по принципу «чего мы не делаем». Табуированные сферы для нас — это политика и религия. Также мы сознательно не работаем с крупными благотворительными фондами, предпочитая оказывать конкретную адресную помощь. Следующий уровень — это работа с массовыми обращениями, которые приходят в компанию. Многие запросы, особенно касающиеся медицины, поддержки фондов или помощи животным, — очень эмоциональные и социально значимые. Мы переадресовываем их нашим сотрудникам, в моей практике было множество случаев, когда команда самоорганизовывалась и помогала приютам для животных, собирала деньги или вещи. Таким образом, компания выступает платформой для волонтерства. Третий уровень воронки уже напрямую связан со стратегией компании как разработчика и производителя оборудования для создания комфортного микроклимата и чистого воздуха. Нам важно, чтобы наши технологии приносили пользу, поэтому мы помогаем не только деньгами, но и безвозмездно предоставляя свою продукцию. Ярким примером стало обращение Академии фигурного катания «Ангелы Плющенко». Мы начали сотрудничество с установки нашего специализированного оборудования — как бытового, так и медицинского, — чтобы обеспечить здоровую атмосферу для тренировок, уменьшить риск заболеваемости в сезон ОРВИ и облегчить дыхание в сезон аллергии. Аналогичным образом мы помогли Центру творческого развития Анжелики Агурбаш, где для комфортных занятий пением также были необходимы наши приборы. Такое партнерство часто становится фундаментом для дальнейших совместных проектов.
Мы также целенаправленно выбираем проекты, связанные с наукой и просвещением. Например, частично поддержали «Кругосветную экспедицию» Русского географического общества. Также мы организуем специальные уроки для подшефных детей. Это масштабные и долгосрочные проекты, которые, возможно, не дают сиюминутного результата, но несут огромную социальную и образовательную ценность».
