К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

За пределами арены: как спорт формирует будущее городов и сообществ

FCongress
FCongress
Все многообразие спорта и его роль в развитии общества показала прошедшая в начале декабря конференция «Спорт и общество: правила игры», организованная Фондом Потанина. В этом году она прошла в необычном, расширенном формате. «Новый Манеж», где проходила деловая программа, включавшая дискуссии и сессии с выступлениями спортивных звезд, стал также площадкой для выставки «Правила игры: как спорт формировал культуру». А профильные музеи и знаковые спортивные адреса столицы превратились в пространство для «Музейного марафона» — городского квеста, посвященного теме социального спорта.

Открывая мероприятие, директор Фонда Потанина Оксана Орачева рассказала, как программа «Сила спорта» (которой уже пять лет) стимулирует позитивные изменения в обществе: социальный спорт становится неотъемлемой частью образа жизни, превращаясь в важный инструмент взаимодействия людей. «Нам важно поддерживать творческих, креативных профессионалов, которые готовы не только менять свою жизнь, но и помогать другим и менять жизнь вокруг. Спорт — это отличный инструмент для таких изменений», — подчеркнула она.

Оксана Орачева, директор Фонда Потанина

От «палеофитнесса» до инклюзии

Спорт — важный инструмент социальных изменений, а культура — пространство, где они обретают форму, эмоцию и смысл. Выставка «Правила игры: как спорт формировал культуру», по словам ее куратора Дарии Жениховой (компания «Культура потребления»), была придумана для людей и рассказывает о том, как спорт способен их объединять, а также помогать в решении конфликтов и наиболее полном раскрытии личности. «Благодаря Фонду Потанина большое число талантливых людей из области культуры смогли подумать об отрасли спорта, и кто-то захотел в ней «остаться», — отметила она.

Ректор Российского олимпийского университета Лев Белоусов назвал выставку уникальной, отметив нестандартные творческие решения, которые погружают посетителей и в глубину веков, и в современность. «Здесь можно проследить, как спорт и культура развиваются и дополняют друг друга», — сказал он, подчеркнув гуманистическую идею спорта — идею правильного воспитания человека как гармоничной личности. Ирина Осадчая, заместитель генерального директора по коммуникационным проектам АНО «Национальные приоритеты», связала тему выставки с реализацией нацпроекта «Спорт — норма жизни» и рассказала о росте популярности массового спорта: уже пять лет в России проводится конкурс «Ты в игре», на который любой желающий может выставить свой спортивный проект: от организации кружков и беговых фестивалей до детского и адаптивного спорта. В нем уже приняли участие миллионы энтузиастов здорового образа жизни из всей России, формируя таким образом новую спортивную культуру.

Медиатором первого тура по выставке стал известный спортивный комментатор и журналист Виктор Гусев. Он назвал экспозицию необычным синтезом игры, теории и инсталляций и провел посетителей от первого стенда, рассказывающего об истоках спорта — охоты как прообраза командного взаимодействия — до финальных точек выставки, раскрывающих тему инклюзии и спортивной инфраструктуры. Участники смогли оценить историю возникновения и развития спорта как пути формирования гармоничной личности, как яркого зрелища, эволюционировавшего от гладиаторских боев до современных соревнований, а также переосмыслить его через мифы и образы. Украшением экспозиции стали предметы из личной коллекции Владимира Потанина — четыре факела, которые в 1956, 1980, 1994 и 2014 годах зажгли олимпийский огонь. Выставка, по словам директора Государственного музея спорта Ивана Рыбина, удалась и станет началом большого проекта. После «премьеры» в Москве она отправится в Санкт-Петербург для размещения в филиале Государственного музея спорта, в дар которому Фонд Потанина передал часть экспозиции.

Виктор Гусев, спортивный комментатор и журналист

Для жизни, а не для событий

Одна из важнейших тем конференции — «перестройка» и адаптация под нужды массового спорта масштабных спортивных объектов, которые были построены в нашей стране за последние 20 лет к крупным международным соревнованиям, — была поднята на сессии «От стадиона к городу: как спортивная инфраструктура меняет регионы России». Ее модератор Кетеван Хелая, соучредитель и генеральный директор Международной урбанистической лаборатории «ЦЕНТР Lab», предложила для обсуждения ряд вопросов: как превратить такие сооружения из арен для спорта высших достижений в общественные центры, доступные каждому; как создать вокруг них социальный капитал и сделать точками притяжения, которые повышают качество жизни и привлекательность региона, в итоге превратить их в драйверы развития территорий и помочь перейти от статуса спортивного наследия к устойчивой общественной ценности?

Кетеван Хелая, соучредитель и генеральный директор Международной урбанистической лаборатории «ЦЕНТР Lab»

Сергей Алтухов, директор «Института спортивного менеджмента и права» НИУ ВШЭ, отметил, что проблема эффективного использования дорогой инфраструктуры остается острой во всем мире. Россия — не исключение, так как после мегасобытий 90% дорогостоящих объектов переходят на баланс государства, становясь «тяжелым грузом» для регионов, поскольку управляющие ими госпредприятия по своей природе не ориентированы на рыночную эффективность. В поисках решения спикер обратился к китайскому опыту, где спортивные объекты, оставаясь в государственной собственности, передаются в доверительное управление. Это позволяет «загружать» их разнообразными мероприятиями — от матчей до выставок. Однако для успеха такой модели России необходимо решить кадровую проблему, внедрив систему независимой квалификационной оценки спортивных менеджеров и тренеров. Эффективное использование арен, по мнению спикера, возможно, если найти точку равновесия интересов между государством, бизнесом и некоммерческим сектором, что позволит перейти от простого содержания объектов к их реальному развитию.

Сергей Алтухов, директор «Института спортивного менеджмента и права» НИУ ВШЭ

Светлана Медведева, управляющий партнер СК «Снегирь Арена», назвала глобальным вызовом для больших спортивных объектов, многие из которых возводятся под конкретные соревнования, их «одноразовость»: по окончании соревнований они годами ищут новые функции, становясь обузой для бюджета. Еще одна проблема — узкая специализация спорткомплексов («только лед, только манеж»), что делает объект уязвимым к сезонности и меняющемуся спросу. Решить эти проблемы можно: «Наш ответ — принцип мультиформатности», — отметила спикер. «Снегирь Арена», по ее словам, — это не просто каток, но социальная экосистема, где «разные активности и аудитории поддерживают друг друга»: «11% наших посетителей ходят в две и более секции, что повышает устойчивость бизнеса». Партнерство с известными спортивными школами помогает разделять риски и увеличивать выгоду. Спортивный объект, по мнению Медведевой, должен быть центром общественной жизни, решающим проблемы социализации и полноценного развития детей и их родителей. Таким образом, отметила спикер, «мы превращаем спорт из «обязательной опции» в ТЭП (технико-экономических показателях проекта — Forbes) в реальное конкурентное преимущество жилых комплексов (ЖК) и даже целых районов города». Партнерские программы вроде «Спорт в ипотеку» (с девелоперской компанией «Самолет») напрямую связывают качество жизни с доступностью инфраструктуры, повышая привлекательность строящихся ЖК, уверяет Светлана Медведева.

Светлана Медведева, управляющий партнер СК «Снегирь Арена»

По словам Егора Анучина, управляющего директора компании «Самолет коммерческая недвижимость», хотя сложно подсчитать, как влияет наличие спортивной инфраструктуры рядом с жильем на его цену, однако опросы жителей показывают их заинтересованность в комплексном «оснащении» городских кварталов (более 70% клиентов компании отмечали спортивные объекты как необходимый атрибут ЖК). Поэтому девелопер строит спортивные объекты в каждом своем микрорайоне, чтобы обеспечить потребителям широкий функционал для регулярных занятий по месту жительства. Анучин полагает, что управление этими объектами целесообразно отдавать профессиональному оператору, используя модели долгосрочной аренды или лизинга: «Это обеспечит коммерческую успешность на длинном горизонте».

Егор Анучин, управляющий директор компании «Самолет коммерческая недвижимость»

Александр Стариков, партнер архитектурного бюро Syntaxis, подчеркнул важность эффективного взаимодействия властей и девелоперов еще на стадии проектирования проектов комплексного развития территорий и «закладываемой» в них спортивной среды. «Мы, как архитекторы, сразу вписываем ее в жилые районы: беговые и велодорожки, воркаут-зоны. Это создает распределенную сеть объектов, чтобы заниматься спортом было удобно в шаговой доступности, не ездя на другой конец города», — подчеркнул он. По мнению спикера, необходимо творчески подходить и к существующему фонду. Спортивные площадки школ и детсадов, которые обычно закрыты, можно интегрировать в жизнь района. Это позволит полезно проводить время не только детям, но и их родителям, то есть всей семье. А объекты спортивного наследия адаптировать под современные нужды, в том числе для маломобильных групп. Разумеется, это требует совместных усилий города и девелоперов, чтобы обеспечить наилучшие технические решения и дальнейшую эксплуатацию и обслуживание инфраструктуры.

Александр Стариков, партнер архитектурного бюро Syntaxis

Сергей Белых, генеральный директор клуба КХЛ «Шанхай Дрэгонс», рассказал о проекте создания ледовой арены в Омске, в котором он принимал участие: «Планировка этого компактного (60 000 кв. м) объекта построена вокруг главного принципа — комфорта зрителя. Для этого были предусмотрены широкие коридоры, большие атриумы, множество точек питания и касс, чтобы минимизировать очереди. Каждое зрительское место оборудовано подстаканником и обеспечивает отличный обзор». Такой подход позволил G-Drive арене с 2022 года стабильно входить в топ-3 в России по посещаемости, удерживая заполняемость на уровне 97–99%. Белых называет это прямым следствием детальной проработки зрительского опыта: «Когда ты создаешь лучший опыт для потребителя, ты получаешь ответную лояльность. Люди «голосуют» посещением, когда им нравится место».

Сергей Белых, генеральный директор клуба КХЛ «Шанхай Дрэгонс»

Таким образом, конференция «Спорт и общество: правила игры», организованная Фондом Потанина, представила спорт как мощный социальный и культурный феномен, выходящий далеко за рамки соревнований. Ее участники подчеркнули, что будущее — за экосистемным подходом, где спорт, культура, образование и досуг создают устойчивую социальную среду, а успех зависит от синергии государства, бизнеса, некоммерческого сектора и грамотного проектирования, ориентированного на потребности человека.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+