За пределами арены: как спорт формирует будущее городов и сообществ

Открывая мероприятие, директор Фонда Потанина Оксана Орачева рассказала, как программа «Сила спорта» (которой уже пять лет) стимулирует позитивные изменения в обществе: социальный спорт становится неотъемлемой частью образа жизни, превращаясь в важный инструмент взаимодействия людей. «Нам важно поддерживать творческих, креативных профессионалов, которые готовы не только менять свою жизнь, но и помогать другим и менять жизнь вокруг. Спорт — это отличный инструмент для таких изменений», — подчеркнула она.
От «палеофитнесса» до инклюзии
Спорт — важный инструмент социальных изменений, а культура — пространство, где они обретают форму, эмоцию и смысл. Выставка «Правила игры: как спорт формировал культуру», по словам ее куратора Дарии Жениховой (компания «Культура потребления»), была придумана для людей и рассказывает о том, как спорт способен их объединять, а также помогать в решении конфликтов и наиболее полном раскрытии личности. «Благодаря Фонду Потанина большое число талантливых людей из области культуры смогли подумать об отрасли спорта, и кто-то захотел в ней «остаться», — отметила она.
Ректор Российского олимпийского университета Лев Белоусов назвал выставку уникальной, отметив нестандартные творческие решения, которые погружают посетителей и в глубину веков, и в современность. «Здесь можно проследить, как спорт и культура развиваются и дополняют друг друга», — сказал он, подчеркнув гуманистическую идею спорта — идею правильного воспитания человека как гармоничной личности. Ирина Осадчая, заместитель генерального директора по коммуникационным проектам АНО «Национальные приоритеты», связала тему выставки с реализацией нацпроекта «Спорт — норма жизни» и рассказала о росте популярности массового спорта: уже пять лет в России проводится конкурс «Ты в игре», на который любой желающий может выставить свой спортивный проект: от организации кружков и беговых фестивалей до детского и адаптивного спорта. В нем уже приняли участие миллионы энтузиастов здорового образа жизни из всей России, формируя таким образом новую спортивную культуру.
Медиатором первого тура по выставке стал известный спортивный комментатор и журналист Виктор Гусев. Он назвал экспозицию необычным синтезом игры, теории и инсталляций и провел посетителей от первого стенда, рассказывающего об истоках спорта — охоты как прообраза командного взаимодействия — до финальных точек выставки, раскрывающих тему инклюзии и спортивной инфраструктуры. Участники смогли оценить историю возникновения и развития спорта как пути формирования гармоничной личности, как яркого зрелища, эволюционировавшего от гладиаторских боев до современных соревнований, а также переосмыслить его через мифы и образы. Украшением экспозиции стали предметы из личной коллекции Владимира Потанина — четыре факела, которые в 1956, 1980, 1994 и 2014 годах зажгли олимпийский огонь. Выставка, по словам директора Государственного музея спорта Ивана Рыбина, удалась и станет началом большого проекта. После «премьеры» в Москве она отправится в Санкт-Петербург для размещения в филиале Государственного музея спорта, в дар которому Фонд Потанина передал часть экспозиции.
Для жизни, а не для событий
Одна из важнейших тем конференции — «перестройка» и адаптация под нужды массового спорта масштабных спортивных объектов, которые были построены в нашей стране за последние 20 лет к крупным международным соревнованиям, — была поднята на сессии «От стадиона к городу: как спортивная инфраструктура меняет регионы России». Ее модератор Кетеван Хелая, соучредитель и генеральный директор Международной урбанистической лаборатории «ЦЕНТР Lab», предложила для обсуждения ряд вопросов: как превратить такие сооружения из арен для спорта высших достижений в общественные центры, доступные каждому; как создать вокруг них социальный капитал и сделать точками притяжения, которые повышают качество жизни и привлекательность региона, в итоге превратить их в драйверы развития территорий и помочь перейти от статуса спортивного наследия к устойчивой общественной ценности?
Сергей Алтухов, директор «Института спортивного менеджмента и права» НИУ ВШЭ, отметил, что проблема эффективного использования дорогой инфраструктуры остается острой во всем мире. Россия — не исключение, так как после мегасобытий 90% дорогостоящих объектов переходят на баланс государства, становясь «тяжелым грузом» для регионов, поскольку управляющие ими госпредприятия по своей природе не ориентированы на рыночную эффективность. В поисках решения спикер обратился к китайскому опыту, где спортивные объекты, оставаясь в государственной собственности, передаются в доверительное управление. Это позволяет «загружать» их разнообразными мероприятиями — от матчей до выставок. Однако для успеха такой модели России необходимо решить кадровую проблему, внедрив систему независимой квалификационной оценки спортивных менеджеров и тренеров. Эффективное использование арен, по мнению спикера, возможно, если найти точку равновесия интересов между государством, бизнесом и некоммерческим сектором, что позволит перейти от простого содержания объектов к их реальному развитию.
Светлана Медведева, управляющий партнер СК «Снегирь Арена», назвала глобальным вызовом для больших спортивных объектов, многие из которых возводятся под конкретные соревнования, их «одноразовость»: по окончании соревнований они годами ищут новые функции, становясь обузой для бюджета. Еще одна проблема — узкая специализация спорткомплексов («только лед, только манеж»), что делает объект уязвимым к сезонности и меняющемуся спросу. Решить эти проблемы можно: «Наш ответ — принцип мультиформатности», — отметила спикер. «Снегирь Арена», по ее словам, — это не просто каток, но социальная экосистема, где «разные активности и аудитории поддерживают друг друга»: «11% наших посетителей ходят в две и более секции, что повышает устойчивость бизнеса». Партнерство с известными спортивными школами помогает разделять риски и увеличивать выгоду. Спортивный объект, по мнению Медведевой, должен быть центром общественной жизни, решающим проблемы социализации и полноценного развития детей и их родителей. Таким образом, отметила спикер, «мы превращаем спорт из «обязательной опции» в ТЭП (технико-экономических показателях проекта — Forbes) в реальное конкурентное преимущество жилых комплексов (ЖК) и даже целых районов города». Партнерские программы вроде «Спорт в ипотеку» (с девелоперской компанией «Самолет») напрямую связывают качество жизни с доступностью инфраструктуры, повышая привлекательность строящихся ЖК, уверяет Светлана Медведева.
По словам Егора Анучина, управляющего директора компании «Самолет коммерческая недвижимость», хотя сложно подсчитать, как влияет наличие спортивной инфраструктуры рядом с жильем на его цену, однако опросы жителей показывают их заинтересованность в комплексном «оснащении» городских кварталов (более 70% клиентов компании отмечали спортивные объекты как необходимый атрибут ЖК). Поэтому девелопер строит спортивные объекты в каждом своем микрорайоне, чтобы обеспечить потребителям широкий функционал для регулярных занятий по месту жительства. Анучин полагает, что управление этими объектами целесообразно отдавать профессиональному оператору, используя модели долгосрочной аренды или лизинга: «Это обеспечит коммерческую успешность на длинном горизонте».
Александр Стариков, партнер архитектурного бюро Syntaxis, подчеркнул важность эффективного взаимодействия властей и девелоперов еще на стадии проектирования проектов комплексного развития территорий и «закладываемой» в них спортивной среды. «Мы, как архитекторы, сразу вписываем ее в жилые районы: беговые и велодорожки, воркаут-зоны. Это создает распределенную сеть объектов, чтобы заниматься спортом было удобно в шаговой доступности, не ездя на другой конец города», — подчеркнул он. По мнению спикера, необходимо творчески подходить и к существующему фонду. Спортивные площадки школ и детсадов, которые обычно закрыты, можно интегрировать в жизнь района. Это позволит полезно проводить время не только детям, но и их родителям, то есть всей семье. А объекты спортивного наследия адаптировать под современные нужды, в том числе для маломобильных групп. Разумеется, это требует совместных усилий города и девелоперов, чтобы обеспечить наилучшие технические решения и дальнейшую эксплуатацию и обслуживание инфраструктуры.
Сергей Белых, генеральный директор клуба КХЛ «Шанхай Дрэгонс», рассказал о проекте создания ледовой арены в Омске, в котором он принимал участие: «Планировка этого компактного (60 000 кв. м) объекта построена вокруг главного принципа — комфорта зрителя. Для этого были предусмотрены широкие коридоры, большие атриумы, множество точек питания и касс, чтобы минимизировать очереди. Каждое зрительское место оборудовано подстаканником и обеспечивает отличный обзор». Такой подход позволил G-Drive арене с 2022 года стабильно входить в топ-3 в России по посещаемости, удерживая заполняемость на уровне 97–99%. Белых называет это прямым следствием детальной проработки зрительского опыта: «Когда ты создаешь лучший опыт для потребителя, ты получаешь ответную лояльность. Люди «голосуют» посещением, когда им нравится место».
Таким образом, конференция «Спорт и общество: правила игры», организованная Фондом Потанина, представила спорт как мощный социальный и культурный феномен, выходящий далеко за рамки соревнований. Ее участники подчеркнули, что будущее — за экосистемным подходом, где спорт, культура, образование и досуг создают устойчивую социальную среду, а успех зависит от синергии государства, бизнеса, некоммерческого сектора и грамотного проектирования, ориентированного на потребности человека.
