
Прошедшая недавно в Москве конференция «Спорт и общество: правила игры», организованная Фондом Потанина, показала все многообразие и значимость спорта. Партнером деловой программы стал FCongress при поддержке журнала Forbes.
Пример чемпионов
В этом году у российского спорта появилась национальная программа. Официальная статистика показывает, что более 60% населения страны уже систематически занимаются спортом. К 2030 году эта цифра должна достичь 70%. Спикеры сессии «Сила примера: от историй чемпионов к массовому спорту» делились опытом привлечения людей в спортивное движение, рассказывали о проектах, меняющих жизнь особенных детей и взрослых.
Анастасия Гребенкина, мастер спорта международного класса по фигурному катанию, создала свою школу и 15 лет ставит на лед всех желающих: «Приходят не только дети, но и взрослые, исполняя мечты». По ее словам, спорт — это не только дисциплина, но и мощный заряд энергии, уверенность в себе, поэтому так важно сделать его доступным: «Только когда в спорт придут тысячи детей, мы сможем вырастить чемпионов и звезд вроде Алексея Ягудина».
Четырехкратный чемпион мира и победитель Олимпиады Алексей Ягудин знает, как в спорте измеряется успех: титулами, медалями, рекордами. Но не каждый спортсмен, побывавший на пьедестале, приходит к пониманию, что он — часть общества, не у всех членов которого есть физические или ментальные возможности даже для занятий физкультурой. По окончании профессиональной карьеры чемпион нашел для себя иной масштаб деятельности, став заместителем генерального директора компании Fonbet, отвечающим за благотворительные проекты (программу «ДоброFon»). Сейчас Алексей Ягудин занимается развитием партнерств с организациями «третьего сектора», курирует новые спортивные проекты, направленные на развитие адаптивного и массового спорта, создание доступной спортивной среды. «Наша задача — не просто оказать финансовую поддержку, но и сформировать осознанный подход к благотворительности», — отметил он. Основной фокус такой работы — создание достойных условий жизни для социально незащищенных граждан или людей с особенностями здоровья, в том числе через обеспечение им возможностей заниматься спортом.
Амбассадоры добра
Роман Левшин, креативный продюсер АНО «Национальные приоритеты», отметил, что современному спортсмену нужно быть не просто «достигатором», который демонстрирует себя на арене или по телевизору. Сейчас общество оценивает не только спортивные результаты, но и его поведение: выступления на публике, в социальных сетях, в обычной жизни. Только целостная и светлая личность может стать амбассадором добра. «Люди очень хорошо научились чувствовать искренность», — подчеркнул спикер.
Сергей Макеенков, спортивный директор IRONSTAR, отметил важность не только поддержки близких, но и силы примера для тех, кто приходит в спорт, чтобы преодолевать себя: «Я полагаю, что амбассадоров должно быть много и разных». Для привлечения массового внимания к триатлону — не самому популярному сегодня виду спорта — хорошо работают медийные личности, но «медалям перестают доверять, если спортсмены теряют репутацию». Для реального вовлечения широкой взрослой аудитории важнее пример обычных людей: «Когда видишь, как параспортсмен без рук и ног проплывает километры или 89-летний дедушка финиширует весь в крови после падения, понимаешь — у тебя нет ограничений. Это и есть самый сильный мотив».
Ирина Меньшенина, эксперт по развитию некоммерческих организаций, основатель Charity Solutions Consulting, уверена, что привлечение крупных звезд и локальных героев спорта в продвижение социального спорта необходимо. В 2025 году по инициативе Фонда Потанина экспертная группа Charity Solutions Consulting провела исследование о роли амбассадоров в продвижении социального спорта. В работе, в частности, отмечается, что это способствует его популяризации у широких масс, приводит к притоку профессиональных кадров, созданию соответствующей инфраструктуры и повышению ее доступности. В выборе амбассадора важен ценностный контакт: «Нужно, чтобы на ценностном и человеческом уровне совпадали и амбассадор, и организатор проектов. Еще важно, хорошо ли он говорит, потому что это обеспечивает прозрачность». Когда ценности организации, амбассадора и интересы благополучателей совпадают, «пазл» складывается.
Николай Оганезов, советник генерального директора Fonbet, заместитель председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере спорта, рассказал, что его компания, выбирая амбассадоров, разграничила коммерческие и социальные проекты. Для первых в приоритете медийность, в последних, где важно, чтобы как можно больше людей узнали о существующих проблемах, амбассадор должен вызывать доверие и обладать авторитетом. И, конечно, уметь «держать марку» и разговаривать с аудиторией. «Амбассадор — это проводник идей и мыслей. Важно дать смыслы жизни людям с ограниченными возможностями. Один из них — занятие спортом, погружение в командную атмосферу, понимание того, что ты стал частью нового, близкого тебе сообщества. Если в нем появляется звезда, которая разделяет эти смыслы и начинает их мотивировать, — это замечательная история».
Анастасия Татарева, олимпийская чемпионка по художественной гимнастике, многократная чемпионка мира и Европы, рассказала о сотрудничестве со Всероссийской федерацией спорта ЛИН (лиц с интеллектуальными нарушениями) и поделилась радостной новостью: в этом году нашим детям снова дали «зеленый свет» на международные старты под российским флагом и гимном. «У нас собралась огромная команда, которая идет вперед, чтобы помочь тренерам и детям в регионах и представить сборную страны на мировом уровне». Анастасия подчеркнула, какой огромный потенциал есть у особенных детей: «Они работают невероятно усердно, стараются, растут и показывают результаты, которые восхищают и вдохновляют. Одним из главных достижений считаю, что эти соревнования превратились не только в праздник для детей, но и в настоящий спорт высших достижений. Когда я вижу, как они тренируются на разминке, как поддерживают друг друга, как их целеустремленность вдохновляет и тренеров, и спортсменок вокруг — это расправляет крылья».
Спорт и искусство
Спикеры сессии «Спорт в искусстве, искусство в спорте» также говорили о роли примера для формирования здорового общества — примера не только в области физической, но и «обычной» культуры. Модератор Александр Дубинин, первый заместитель директора Государственного музея спорта, напомнил, что спорт был связан с искусством еще в античности (в Древней Греции во времена Олимпийских игр проходили соответствующие фестивали), а в 1912 году на Олимпиаде в Стокгольме соревновались не только атлеты, но и деятели культуры (организатор игр Пьер де Кубертен стал тогда олимпийским чемпионом в номинации «Литература»).
Наталья Чернышева, хранитель отдела живописи первой половины XX века Государственной Третьяковской галереи, в своем выступлении проследила, как менялся образ спорта в искусстве. Пережив расцвет в античности, где красота человека понималась как сочетание внешнего и внутреннего совершенства, после «средневековой паузы» эта тема возродилась в эпоху Ренессанса. Микеланджело, обращаясь к теме библейской истории, создает образ Давида в духе античных традиций - как героя и атлета. Тему спорта, понимаемую как развлечение аристократии, можно встретить в голландской живописи 17 века и позже, во французском и английском искусстве 18—19 веков. В Россию эта тема пришла в конце XIX века, однако полное звучание в отечественном искусстве она получила в двадцатые годы прошлого века. Для Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Александра Самохвалова, которые сами увлекались спортом, последний стал одной из самых любимых тем. Для них было важно не только решить пластическую задачу художественными средствами, но и передать то напряжение, динамику и скорость, которые присущи спортивным состязаниям.
Мария Киселева, трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, руководитель Русского театра на воде, телеведущая, актриса, депутат Московской городской думы, личным примером демонстрирует синтез искусства и спорта. Ее Русский театр на воде — это креативное объединение разных стихий (вода, сцена, воздух), призванное дарить сильные эмоции и привносить в жизнь общества правильные смыслы. В 2025 году, к 80-летию Победы, театром была выпущена премьера спектакля «Люблю и верю». Участниками проекта стали более 200 человек, фотографии их родных, вернувшихся и не вернувшихся с войны, показываются в финале представления. Этот синтез помогает передавать историческую память и ценности следующим поколениям. Также Мария Киселева отметила успехи российского синхронного плавания: этот вид вошел в олимпийскую программу в 1984 году, с 1997 по 2022 год сборная России не проиграла ни одного турнира, а в этом году вернулась на международную арену, выиграв медали на чемпионате и первенствах мира и Европы.
Ольга Хомова, заслуженный работник культуры Российской Федерации, генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, председатель правления Союза концертных организаций России, рассказала о проекте «Музыка и спорт. Движение в искусстве», начатом в 2021 году. Его цель — показать точки пересечения физической и художественной культуры. На исторической сцене капеллы музыканты совместно со спортсменами (футболистами, хоккеистами, триатлонистами и др.) и художниками пишут картины. Последние сначала выставляются под открытым небом во дворах капеллы (которые получили название «Арт-дворы»), а затем продаются на благотворительных аукционах. Помимо этого, участники проекта посещают концерты, а также проводят другие акции и мероприятия. Проект демонстрирует не только спортивные, но и музыкальные «достижения». «За несколько лет существования проект «Музыка и спорт» позволил привлечь внимание молодежи и жителей города к здоровому образу жизни через симбиоз классической музыки и спорта», - резюмировала Хомова.
Визуальная летопись спорта
Анна Арутюнова, историк кино, выделила ключевые этапы развития советского и российского спортивного кино. Изначально его задача заключалась в использовании спорта как метафоры здорового общества, где талантливый индивидуалист становится частью команды, что ведет к коллективному успеху (например, фильм «Вратарь»). Затем наступила эпоха гуманизации с фокусом на внутренний мир героя, где спорт стал путем к самопознанию («Вертикаль»). Позднее на первый план вышло интеллектуально-экспериментальное осмысление: фильм «Спорт, спорт, спорт» представил эту «триаду» как универсальную модель человеческого бытия и торжество духа. В 1990-е годы кризис «устаревших» ценностей и экономический коллапс привели к появлению культового подпольного кино, а бывшие спортсмены стали героями криминальных драм («Куколка», «Брат-2»). В 2000-е начался поиск новой национальной идеи и взят был курс на патриотический подъем, что выразилось в воспевании великих прошлых побед («Легенда № 17», «Движение вверх», «Стрельцов»). Современный этап характеризуется интересом к ментальному состоянию спортсменов, усложнением образа спорта («Первый на Олимпе»).
Мария Лаврова, куратор, искусствовед, руководитель выставочного отдела Мультимедиа Арт Музея, представила ретроспективу спортивной фотографии как «летопись» истории страны и общества, отметив, что спорт никогда не существовал вне политики. После революции 1917 года в России новая власть активно пропагандировала физическую культуру, и спорт приобрел массовый характер. Фотографы разрабатывали новый художественный язык, одновременно выполняя госзаказ на создание идеализированных образов молодых спортсменов (легендарные снимки Александра Родченко, Макса Пенсона, Михаила Прехнера, Ивана Шагина др.). В середине 1930-х годов основной темой спортивного фотоискусства стали парады — синтез театра, балета, музыки и спорта в духе соцреализма, где человек представал как часть коллективного, слаженно двигающегося тела (яркий пример — «Физкультурный парад» Сергея Коршунова, 1947). В 1950–1960-е годы, в период оттепели, раскрылся талант Льва Бородулина, отражавшего в своих снимках живые эмоции спортсменов и в то же время продолжавшего традиции советского фотоавангарда. В 1970-е–1980-е годы Дмитрий Донской и Сергей Гунеев создавали новаторские фотографии, отмеченные престижными международными наградами, используя новую фототехнику. Современные фотографы, обладая широкими техническими возможностями, аккумулируют опыт предшественников и осваивают новые инструменты, в том числе нейросети.
Илья Комаров, сооснователь креативной студии Juice, поделился взглядом на производство спортивного контента: «Самый непопулярный вид спорта — тот, который не показывают». Основная проблема при съемке спорта — передача его динамики. Это породило множество технологических новшеств, например, изобретение компактных видеокамер и стабилизационных систем. Кроме того, сам спорт теперь все чаще «обращается» к кино для собственного продвижения. Яркий пример — «Формула-1». После выхода фильма и документального сериала интерес к этому виду спорта резко вырос. Это показало: спорт будет менее интересен аудитории, если о нем не говорить и не показывать красиво.
Таким образом, конференция «Спорт и общество: правила игры» показала не только, как менялся спорт под влиянием общества, но и как менялось общество под влиянием спорта. Если раньше он ассоциировался в первую очередь с рекордами и медалями, то сейчас помогает воспитывать личность с большой буквы, формирует инклюзивную среду для людей с особенностями, задает новые культурные тренды и объединяет разные сферы жизни — от благотворительности до искусства.
