NEXT CIO и его команда: кто поведет компании в цифровое будущее

Исследование было основано на 40 глубинных интервью с ИТ-директорами крупнейших российских компаний из разных отраслей — от ритейла до тяжелой промышленности — и представлено на сессии «NEXT CIO*: архитектор будущего и проводник изменений» в рамках форума «Пульс цифровизации», проведенного FCongress.
Главный вывод: CIO уже не просто «управляет ожиданиями», он становится создателем технологической ценности и партнером бизнеса. «Если раньше ИТ-директор выполнял запросы бизнеса, то Next CIO — это тот, кто вместе с бизнесом создает будущие источники роста», — отмечает автор данной статьи, управляющий партнер HeadExpert.
По данным опросов было выявлено несколько «ориентиров», которые формируют портрет ИТ-директора будущего. По ним можно оценить готовность компании и ее лидера к переходу на следующий технологический уровень. Среди них: изменение роли CIO от сотрудника «поддержки» к создателю ценностей; объединение ИИ и людей в одну гибридную команду; снижение себестоимости за счет многократно используемых технологических модулей; приоритет безопасности и этики в работе с большими данными, а также искусственным интеллектом; быстрая, не позже 12 недель, отдача от ИТ-инициатив; важность отраслевой специфики.
В качестве «инструмента для оценки зрелости» ИТ-лидера впервые был предложен индекс готовности к Next CIO (NCI). Компания HeadExpert разработала его, проанализировав 12 основных компетенций прогрессивных ИТ-директоров, выявленные в ходе интервью. С помощью этого инструмента топ-менеджмент сумеет оценить профессионализм CIO по пяти ключевым «маркерам» (от ИИ-грамотности до возможности самостоятельной разработки стратегии), а сам специалист сможет сравнить себя с «эталонными образцами» в своей и других отраслях. «Важно не просто понимать тренды, а уметь оценить, где ты находишься, и что блокирует развитие твоей роли в компании», — подчеркнул ключевой аспект Иван Захарков, заместитель генерального директора Aston. По мнению автора данной статьи, индекс готовности к Next CIO поможет компаниям не предвзято оценить «зрелость» своих ИТ-функций и «связать» цифровые инициативы с реальными бизнес-результатами. Таким образом, опираясь на исследование, компания сможет задать новый трек развития своему ИТ-департаменту: от «выполняющего указания» до «создающего новые смыслы».
Почему это важно для бизнеса?
Если CIO будут по-прежнему рассматривать как «человека, который отвечает за серверы и безопасность», компания может упустить возможности, которые дают развитие ИИ, автоматизация, новые клиентские решения, которые повышают конкурентоспособность бизнеса, но требуют «другой скорости» его реакции.
Эта тема вызвала живую дискуссию участников сессии. ИТ-директора Яндекса, МТС Банка, Фонда «Сколково», аэропорта «Шереметьево» обсуждали, что можно (и нужно) поменять уже сегодня, как трансформировать управленческие подходы, когда коллегами людей становятся ИИ-агенты, и почему лишь менее половины цифровых инициатив достигают поставленных целей.
«Предприниматель — это человек с ограниченным бюджетом, который за каждый рубль хочет получить два, пять или десять и от Next CIO он ожидает такого же подхода», — рассуждает Иван Карпов, экс-директор по ИТ «Почта банка». Правильная стратегия технологического развития, по его мнению — это «методом проб и ошибок, через маленькие итерации, вкладываться в инициативы и тестировать их».
«CIO не заменит коммерческого директора и не должен брать на себя управление продажами, его роль — стать «совладельцем» экономики цифровых инициатив: вместе с бизнесом отвечать за портфель, метрики ценности и масштабирование того, что реально работает», — полагает Александр Фетисов, заместитель главного управляющего директора Фонда «Сколково», директор центра развития цифровых технологий.
Компетенции CIO сейчас «перезагружаются»: он уже не просто отвечает за новые разработки и работу инфраструктуры, но, вместе с командой сотрудников и ИИ-копайлотов проектирует и проверяет новые гипотезы, которые способны изменить юнит-экономику и правила игры в отрасли, — говорит Алексей Клепиков, вице-президент, руководитель информационно-технологического кластера «МТС банка».
«Новый виток бурного технологического развития в виде технологий искусственного интеллекта и других цифровых технологии, перемещает место CIO из конца цепочки создания ценности в ее начало, именно технологической ценности, несущей эффективность всему бизнесу», — уверен Дмитрий Ильин, заместитель генерального директора по информационным технологиям международного аэропорта «Шереметьево».
«Зрелые CIO с предпринимательской жилкой выбирают стратегию, которая близка их характеру и нужна их компании. Это правильный подход. Кроме того, предпринимательство различается в зависимости от отрасли — в цифровой сфере оно тоже проявляется по-разному. Я вижу однозначный рост: мы ездим в разные компании и наблюдаем, как сильно за последние годы выросла цифровая зрелость даже в производственном секторе», — поделился Арвидас Гафиулин, директор по информационным технологиям «Яндекса».
Дискуссия показала: роль CIO меняется стремительнее, чем когда-либо. Повторим: сейчас от ИТ-лидера ждут, что он, совместно с бизнесом, займется созиданием новых технологических ценностей и поиском новых источников роста. Даже если компании не готовы к изменениям — они все равно произойдут. Но если они к ним готовы, то смогут ими управлять. «Перемены неизбежны. И те компании и сами CIO, которые готовы прокачивать роль CIO уже сегодня, будут задавать темп цифровой трансформации завтра» — резюмировал Иван Карпов.
*Англ. ИТ-директор будущего
