К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Алексей Крушинин, «Пилар»: «Мы одни из самых быстрорастущих и лидирующих игроков»

Алексей Крушинин, «Пилар»: «Мы одни из самых быстрорастущих и лидирующих игроков»
Деятельность инфраструктурных (башенных) компаний часто остается в тени работы операторов мобильной связи. Между тем это неотъемлемая и очень значимая составляющая телекоммуникационного рынка. «Пилар», коммерческая башенная компания в ГК оператора Т2, — одна из самых молодых и быстрорастущих на рынке. О стратегии и тактике развития бизнеса и ключевых результатах 2025 года — в интервью генерального директора Алексея Крушинина.

— На рынке башенных компаний «Пилар» заявил о себе лишь в 2022 году. Как тогда выглядели конкурентная ситуация и ландшафт рынка?

— Для начала поясню, что башенные компании специализируются на создании, развитии и обслуживании телекоммуникационной инфраструктуры. Так, первые инфраструктурные операторы появились на российском рынке уже более 15 лет назад и, оглядываясь на мировой опыт, начали быстро расти. Тут важно понимать, что инфраструктура — это ресурс, который дорого стоит и долго окупается.

Поэтому операторы мобильной связи, каждый из которых содержал собственный парк антенно-мачтовых сооружений (АМС), задумались о том, как получить максимальный эффект от этого симбиоза, направив основные силы на развитие мобильных сетей. В целом же сегодня на российском рынке работает примерно 500 инфраструктурных операторов. Преобладающая часть — небольшие региональные игроки.

Да, «Пилар» вышел на рынок не так давно, в 2022 году, но сегодня мы одни из самых молодых, быстрорастущих и лидирующих игроков. Наша главная задача — создание новой инфраструктуры и обеспечение эксплуатации, поддержание работоспособности существующего парка АМС.


Операционные блоки: как устроена структура «Пилара»

  • Подразделение нормативно-правового обеспечения координирует деятельность, связанную с арендой активов для размещения инфраструктуры, их покупкой и продажей.
  • Блок эксплуатации и развития сети занимается контролем текущего содержания существующих объектов, а также ремонтно-восстановительных работ.
  • Коммерческий блок взаимодействует с существующими и потенциальными участниками рынка, которым требуется инфраструктура для размещения какого-либо сервиса или оборудования: ведет все коммерческие договоры по продаже мест на существующих АМС и возведению новых.
  • Собственные бригады строительно-монтажного управления занимаются установкой АМС.

— Каких же результатов удалось достичь за первые три года?

— Сегодня под нашим управлением находится более 35 500 антенно-мачтовых сооружений (АМС), что составляет примерно треть всей башенной инфраструктуры страны. В целом же, по итогам 2025 года, наш парк вырос более чем на 6400 объектов, а выручка увеличилась на 18% в сравнении с показателями 2024 года.

— Башенные активы, появляющиеся в составе группы компаний операторов связи, нередко передаются в управление независимым инфраоператорам. Т2 оставил «Пилар» у себя. Почему?

— Определенные преимущества есть в каждом из вариантов. Мы оставили инфраструктурного оператора как отдельное подразделение в группе компаний Т2, чтобы, с одной стороны, тщательно оценить этот актив и начать на нем зарабатывать, а с другой — все-таки не «размывать» мобильный бизнес техническими нюансами, связанными с содержанием и эксплуатацией АМС. 

«Нашу инфраструктуру используют все операторы «большой четверки»
Алексей Крушинин

— В 2023 году в «Пиларе» было сформировано полноценное строительно-монтажное управление (СМУ). Что это дало бизнесу?

— Это подразделение принесло нам дополнительное преимущество на рынке: благодаря ему мы больше не привлекаем подрядчиков для выполнения каких-либо работ на объектах, все делаем своими силами.

Наша приоритетная задача — обслуживание всей инфраструктуры внутри группы Т2. Все без исключения антенно-мачтовые сооружения раз в год проходят техническое обслуживание. Мы полностью осматриваем объект в соответствии с технологической картой и формируем перечень замечаний: недостатки, которые можно устранить в рамках текущего технического обслуживания, и те, для устранения которых требуется дополнительная подготовка. Соответственно, эти ремонтно-восстановительные работы так же ведутся в течение года, в зависимости от их приоритета. Это может быть, например, ремонт светоограждения, антикоррозийная обработка сооружений, восстановление гидроизоляции отмостки, регулировка тросов оттяжек и т. д.

Помимо этого, мы проводим внеплановое техническое обслуживание. В частности, и после неблагоприятных природных явлений — урагана, интенсивных дождей, нетиповых обледенений — мы выборочно осматриваем объекты, чтобы оценить последствия этих событий. Если мы видим, что какой-то из них действительно оказался поврежден, то проводим обслуживание всех объектов, расположенных на территории.

— Помогают ли СМУ в текущей работе современные цифровые инструменты?

— Да, у нас есть собственная разработка «Пилара» — программный продукт Tower Inventory Management (TIM). В этой системе собрана подробная информация по каждому объекту: место его расположения, проектная документация, технические характеристики, параметры несущей способности, данные последнего проведенного техобслуживания, фото- и видеоматериалы и т. д. 

TIM-система интегрирована в том числе с системами коммерческого блока. В нее поступают и в ней обрабатываются все заявки на выдачу технических условий по размещению, поданные через личные кабинеты. С ее помощью специалисты оценивают рабочие возможности того или иного АМС и принимают решение: возможно ли разместить на нем оборудование.

— Если, например, стороннему оператору необходимо построить вышку с нуля, компания может предоставить и такую услугу?

— Да, это возможно. Но здесь стоит уточнить, что из-за последних событий, которые произошли как в экономике в целом, так и в сфере башенных компаний, сегодня создание новой инфраструктуры по запросу партнера не носит системного характера, а больше рассматривается в индивидуальном порядке. Это связано с действующей ключевой ставкой, а также с определенными ограничениями по заимствованию под новые объекты, по эксплуатации существующей инфраструктуры.

— Совместное использование пассивной телекоммуникационной инфраструктуры — мейнстрим для операторов связи. Как «Пилар» сотрудничает с партнерами в этом направлении?

— Несмотря на то что «Пилар» остался в группе компаний Т2, мы позиционируем себя как независимого коммерческого игрока. В нашей стратегии изначально было прописано важное правило: главным основанием для размещения стороннего оператора на нашей инфраструктуре является коммерческая эффективность. Это означает, что если размещение коммерчески обосновано, то мы всегда готовы к сотрудничеству. Поэтому мы поддерживаем дружеские отношения и ежедневно ведем работу со всеми операторами «большой четверки». Все они используют нашу инфраструктуру.

«Мы фокусируемся на максимально удобном, прозрачном и быстром предоставлении услуг. В 2025 году на сайте thetowers.ru мы запустили личные кабинеты клиентов. Любой наш партнер может создать учетные записи в том количестве, какое ему необходимо. Через личный кабинет компания может контролировать все аспекты нашей совместной работы: статусы запросов на размещение оборудования, этапы подготовки инфраструктуры и т. д.».
Алексей Крушинин

Также в конце 2025 года был запущен новый сервис — единое окно для аренды каналов. До этого мы предоставляли такую услугу в основном совместно с «Ростелекомом». И если клиент хотел арендовать выделенный канал связи на нашей инфраструктуре, ему нужно было обращаться и в «Ростелеком», и в «Пилар» — за техническими условиями. Сейчас мы договорились внутри группы о том, что все такие запросы будут проходить только через нас, отрабатываться всеми сторонами, а клиент получит в ответ единое итоговое предложение.

«Для быстрого движения вперед необходимо изменение законодательства»
Алексей Крушинин

— Политика регулятора в сфере телекома сегодня достаточно жесткая. От мобильных операторов требуют обеспечения покрытия вдоль федеральных трасс или, наоборот, убрать АМС подальше от жилых домов. Как все это влияет на работу «Пилара»?

— Не скрою, что влияет достаточно сильно. В первую очередь сегодня мы ведем активный диалог с законодателями о том, чтобы инфраоператоров в той или иной степени приравняли в правах к операторам связи. Это позволит нам, в частности, проще и эффективнее строить объекты инфраструктуры, что в итоге положительно скажется на развертывании мобильных сетей связи. Существующий закон «О связи» во многом ограничивает наши возможности при реализации таких проектов.

Что касается покрытия федеральных трасс — действительно, к операторам мобильной связи предъявляются такие требования. Оператор может использовать для этого существующую инфраструктуру, если она есть, или договориться с инфраоператором о создании новой. Выбор способа реализации остается за ним, а мы готовы выполнить свою часть работ. 

По поводу инициатив, связанных с ограничением мест установок АМС, — наверное, это некий эволюционный этап развития рынка, который нам просто нужно преодолеть. Конечно, можно многое ограничить или запретить, но в данном случае альтернативы нет: связи без инфраструктуры не существует. Надеюсь, совместными усилиями операторы и органы власти придут к оптимальному, системному решению этого вопроса.

— А как сказались на бизнесе «Пилара» актуальные сегодня процессы импортозамещения?  

— Напрямую они скорее на нас никак не повлияли: антенно-мачтовые сооружения изначально производятся на территории России. Но косвенное влияние, конечно, есть. Очевидно, что развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объем ее строительства зависят от потребностей рынка, размещенных заказов, возможностей операторов связи. Реализация нынешних мероприятий операторов связи по импортозамещению требует огромных инвестиций в замену существующего активного оборудования, и у компаний остается меньше ресурсов на развертывание новой инфраструктуры. 

— Проект по устранению цифрового неравенства (УЦН) — одна из точек роста инфраоператора. Как вы работаете в синергии с Т2 при установке новой базовой станции, например, в отдаленном населенном пункте?

— Действительно, УЦН — это федеральный проект, который реализуется силами «Ростелекома» и ее дочерних структур. В общих чертах это можно описать так: «Ростелеком» обеспечивает прокладку оптической линии связи до объекта, Т2 устанавливает на АМС приемо-передающую аппаратуру, а «Пилар» в дальнейшем полностью берет на себя обслуживание этой опоры, поддержку ее работоспособности, ремонт. Впоследствии на этой инфраструктуре может быть размещено оборудование остальных операторов.

За последние несколько лет проект достиг огромных масштабов. Можно сказать, что «Пилар» — единственный игрок на своем рынке, инфраструктура которого есть практически везде, в том числе в малых населенных пунктах, где связь нужна не менее сильно, чем в крупных городах.

— Что сегодня нужно рынку башенных компаний, чтобы эффективно расти и дальше?

— В целом на российском рынке мы наблюдаем некоторое замедление темпов строительства новой инфраструктуры. Это обусловлено разными факторами, некоторые из которых я уже перечислял. Стратегии развития сетей связи операторов больше ориентированы на размещение активного оборудования на существующих объектах. Поэтому та динамика, с которой «Пилар» в 2025 году вводил в эксплуатацию новые АМС и модернизировал старые, — это скорее исключение из правил.

«Для быстрого движения вперед рынку необходимо изменение законодательной базы: инфраструктура должна наконец стать неотъемлемой составляющей сетей связи. Тогда и грядущее внедрение 5G, как один из потенциальных драйверов роста, станет более эффективным — ведь оно связано как с размещением оборудования на существующей инфраструктуре, так и с созданием большого количества новой»
Алексей Крушинин

В таких условиях «Пилар» делает ставку на дальнейшее строительство АМС, расширение продуктового портфеля и продвижение компании как коммерчески независимого игрока на рынке инфраструктуры.