К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
IPQuorum

Новая классика: какое будущее ждет музыкальную индустрию

    Новая классика: какое будущее ждет музыкальную индустрию
    Cоздание музыки искусственным интеллектом, снижение времени и расходов на творческий процесс и последующее широкое использование генеративной музыки — главные тренды современной музыкальной индустрии. Музыка должна быть эффективной для бизнеса, правообладателя и автора.

    Что общего у команды ученых, разрабатывающих прорывной проект для музыкальной индустрии, и эксцентричного владельца процветающего стартапа, входящего в топ-5 музыкальных приложений японского App Store с более чем миллионом пользователей? Все очень просто: их технологии открывают новые каналы для монетизации музыкального контента и способны стимулировать продажи при помощи музыки и искусственного интеллекта. «Для музыкальной индустрии это абсолютно новый тренд, — утверждает директор по развитию сервиса FONMIX Владимир Заец. — Мы привыкли к аудиомаркетингу и аудиобрендингу как к неотъемлемой части успешного бизнеса. В среднем они могут повысить продажи на 15%. Но этих технологий уже недостаточно».

    О новых технологиях в музыкальной индустрии и прорывных разработках в этой сфере много говорили в этом году на форуме «Открытые инновации» в «Сколково».

    Пресс-служба форума «Открытые инновации»

    Сессия «MusicTech. AI — новая звезда большой сцены?» прошла при поддержке Ассоциации IPChain и собрала авторитетных экспертов индустрии — молодых и энергичных игроков музыкального рынка, от проектов которых и зависит появление долгожданных технологических прорывов. «Отрасль «ушла в цифру» — 60% доходов от продажи музыкального контента мы получаем онлайн, — рассказал президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский. — С точки зрения новейших технологий важнее всего «подстройка» музыки под аудиторию. Это очень интересная технология для тех, кто работает с артистами: появляется возможность анализировать восприятие целевой аудитории в разных местах и ситуациях. По сути, это отдельный сегмент, создающий новый спрос».

    О том, что это за технологии и как именно они способны изменить музыкальную индустрию в ближайшем будущем, — в нашей подборке.

    Сгенерированная музыка

    Проект Mubert — стремительно набирающий популярность стриминговый музыкальный сервис с российскими корнями. Суть его заключается в следующем: основанный на искусственном интеллекте алгоритм Mubert собирает сэмплы, загруженные музыкантами, и в реальном времени генерирует из них непрерывный музыкальный поток. Из него слушатели могут самостоятельно создать собственную, персонализированную музыку. Таким образом в Mubert можно под свой вкус редактировать музыкальный поток (стрим), задавая темп, жанр, настроение, тональность и прочие параметры. Управляя генерацией стрима, слушатель пробует себя в роли музыканта, а созданная таким образом музыка называется «генерированной». «Чаще всего люди слушают ее во время рутинной работы, фитнеса, прогулок, медитаций», — говорит генеральный директор компании Алексей Кочетков. Рядовые слушатели — далеко не единственная категория «клиентов» Mubert. Технология используется приложениями, которые пишут музыку для сториз в Instagram, и другими сервисами, востребованными танцорами и профессионально вовлеченными в музыкальную отрасль людьми. Генеративная музыка не заменяет индустрию артистов, она ее дополняет и создает новую нишу.

    Shutterstock

    Следующий шаг разработчиков — создание интерфейса для взаимодействия и коллаборации с искусственным интеллектом на платформе Mubert Pro. На эту платформу музыканты и саунд-дизайнеры будут экспортировать части своих заготовок или треков. После довольно простой подготовки сэмплы можно использовать как внутри авторского генеративного произведения, так и в общих адаптивных стримах, состоящих из совершенно разных звуков — выбор зависит от слушателя. Пока платформа находится в стадии бета-тестирования.

    В будущем все создатели контента будут получать роялти за каждое воспроизведение своих звуков, рассчитывают в Mubert. Предполагается, что основными каналами монетизации станет приложение Mubert Business для фоновой музыки в публичных местах, а также платные стримы в мобильных версиях Mubert Play для iOS и Android.

    Музыка для вашего бизнеса

    FONMIX — еще один проект с новым для музыкальной индустрии умным функционалом. Идея FONMIX крайне проста — проект предлагает правильно подобранный модулируемый музыкальный фон (по сути, фоновый плеер) для разнообразных общественных пространств, от кафе и отелей до банков и парков. Подборка может быть гендерной, составленной под определенные праздники и расписание клиента. FONMIX не только проигрывает музыку из более чем 10 млн треков своей коллекции, но и транслирует видео, встраивает в сетку вещания рекламно-информационные сообщения и помогает с мониторингом эффективности рекламной кампании. В систему входит устройство для считывания эфира, с его помощью анализируется 48 радиостанций и телеканалов с разными частотами вещания. Таким образом FONMIX осуществляет автоматическую проверку контента, который проигрывается в публичном пространстве.

    Использовать FONMIX можно как приложение, которое устанавливается на ПК, планшет или совместимый со всеми операционными системами гаджет. «Достаточно загрузить программу в мобильный телефон, и плеер запускается автоматически в два клика, вы можете управлять плей-листом в вашем ресторане или клубе, находясь в любой точке мира», — обещает директор по развитию сервиса FONMIX Владимир Заец. Еще один форм-фактор — «коробочное» решение, позволяющее использовать приложение FONMIX на независимом устройстве, без подключения к офисной технике.

    Создатель FONMIX — одна из ведущих российских компаний в области аудио- и видеобрендинга «ФорМакс». «Использование высоких технологий в аудиомаркетинге — новый тренд для музыкальной индустрии. Наша разработка это не только комфортная атмосфера в вашем заведении. Правильно подобранный модулируемый музыкальный фон — это плюс 15% к сумме выручки», — утверждает Заец.

    Музыка как новый способ построения продаж

    EMUSE — инновационная разработка стартапа «Лаборатория Хаоса», партнера Ассоциации IPChain. Сервис анализирует музыку по критериям эмоционального воздействия на слушателя и позволяет с большой степенью достоверности прогнозировать воздействие музыки на психоэмоциональный волновой фон мозга.

    Объекты исследования — само музыкальное произведение и мозговые ритмы человека, который слушает музыку. Составляющие произведения комплексно анализируются по ряду параметров, в числе которых темп, ритмика, динамика, спектральная плотность тембра, степень ожидаемости развития музыкальной темы.

    Как откликается мозг на воздействие этого акустического потока? Изменением баланса своих волновых ритмов, их динамику и исследует алгоритм EMUSE. С волновыми ритмами связано психоэмоциональное состояние человека — так и появляется возможность вычислять любой тонкий эмоциональный оттенок. Главный итог — возможность делать прогноз с большой степенью объективной достоверности воздействия музыки на психоэмоциональный фон. На создании алгоритмов предсказания сооснователь и партнер «Лаборатории Хаоса» Константин Нархов останавливаться не собирается. «Следующий этап — создание нового типа музыкального инструмента, 3D-нейроакустического синтезатора и алгоритмического композера нотной партитуры для психоакустических сессий. Такой композер позволит создать практически идеальную музыку, со 100% предсказуемым эффектом воздействия на психику», — говорит Нархов. Правда, пока технология находится в стадии разработки прототипа и до полноценного коммерческого продукта еще далеко.

    Зачем такой проект потребовался IPChain? «Как просчитать воздействие нового трека на человека? Если раньше успех измерялся результатами продаж дисков и билетов на концерты — неважно, в офлайне или в «цифре», то сейчас нужно искать новые пути, — объясняет Андрей Кричевский. — Нам нужен инструментарий для того, чтобы легче «просеять» огромное количество музыкальных произведений и решить, в какие из них стоит инвестировать. EMUSE решает эту задачу».

    Shutterstock

    Музыкальной индустрии, аудиобрендинговым проектам, рынку защиты прав интеллектуальной собственности очень важна возможность прогнозирования воздействия музыки на аудиторию. «В самом ближайшем будущем подобная разработка может стать новым способом построения продаж и поиска хитов для музыкальной индустрии», — добавляет Андрей Кричевский.

    «Укреплять эмоциональную связь с брендом, используя подбор тональности, — задача важная. Другое дело, что пока мы не знаем ключевой вещи: насколько будут точны алгоритмы? — сомневается научный руководитель программы «Маркетинговая стратегия в digital» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Евгений Бармин. — Смогут ли эти технологии сгенерировать ценность для маркетинга, будет ли удобно с ними работать? Время покажет».

    Разработчики EMUSE полны оптимизма и обещают в ближайшем будущем помочь и партнерским проектам IPChain. Например, создание психоэмоционального брендинга и формирование плей-листов с аналогичным психоэмоциональным воздействием пригодится FONMIX. Разработка специальной маркировки для музыкальных композиций и альбомов, отражающих психоэмоциональные грейды, — фирме «Мелодия» и Первому музыкальному издательству. Сервисам IPEX, CO-FI, IP Value (также входят в IPChain) будет интересна интеграция инструмента оценки психоэмоционального окраса и уровня воздействия музыки. «Диагностика музыки позволит программировать воздействие и требуемый отклик от потребителей любого творческого контента — фильма, игры, выставки — и стать ретранслятором ощущений автора от аудитории», — обещает Константин Нархов.

    За музыкой на биржу

    IPEX — первая на российском и международном рынке цифровая биржа интеллектуальной собственности, помогающая создателям музыки и желающим ее использовать в коммерческих целях заключить лицензионное соглашение. Суть технологии в следующем: авторы и изобретатели загружают свои произведения на биржу, описывая их тегами. В зависимости от типа объектов формируются рецензия, способы использования, территория, сроки, лицензионное соглашение. После завершения формальностей произведение становится доступным для сделки.

    «Главное преимущество биржи — возможность заключать лицензионные соглашения напрямую, — сообщил руководитель по разработке технической части IPEX Роман Сорокин. — Не только с российскими правообладателями, но и по всему миру: биржа международная, и в каждом конкретном случае будет учитываться законодательство по защите прав интеллектуальной собственности той или иной страны».

    Заключать сделки можно с любого мобильного устройства: контракты имеют формы виджетов, процесс абсолютно понятен и прозрачен, утверждают разработчики. В будущем биржа сможет помочь с продвижением и монетизацией «объектов».

    Более того, в IPEX встроены алгоритмы предварительной аналитики, позволяющие предлагать пользователю именно ту музыку, которую он ищет. «Конечно, это усредненная модель, не персонализация, но как инструмент рекомендаций для пользователя биржа может быть очень эффективной», — заключает Андрей Кричевский. Пока проект находится в разработке, презентация IPEX состоится весной 2020 года.

    Эксперты сходятся во мнении, что будущее индустрии за генеративной музыкой, быстро и эффективно созданной искусственным интеллектом. «К функциональной музыке, фоном звучащей в различных заведениях, традиционно много вопросов, — говорит Андрей Кричевский. — Если можно улучшить ее качество, это будет прекрасным результатом, а музыканты займутся созданием семплов для этой музыки». Что будет, когда компьютер сможет сам создавать семплы? Ответа на этот вопрос пока нет. «Сначала нужно разобраться, не является ли технология ИИ тупиковой ветвью, как ряд других технологий», — улыбается Кричевский.

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+
    Наш канал в Telegram
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
    Подписаться

    Новости