К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Tinkoff

Новые миллионеры — кто они и как используют свои капиталы?

    Фото Getty Images
    Фото Getty Images
    Тинькофф Инвестиции провели исследование нового класса — миллионеров новой волны, лидеров экономики 4.0. Исследование было представлено в рамках бизнес-завтрака Forbes на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ`21) 3 июня.

    В 2020 году аналитики Тинькофф Инвестиций провели глубинные интервью с  клиентами, которые держат на счетах от $1 млн. Выяснилось, что современные миллионеры — молодые люди, предприниматели или сотрудники IT-компаний (40%), финтехов (10%), телекома (15%), новых бизнесов (10%) и медиа (10%), а также имеющие запрос на самостоятельное обучение принципам инвестирования. Этот опрос и стал поводом для проведения более масштабного исследования новых миллионеров.

    Типичный инвестор, имеющий на брокерском счете 30–100 млн рублей, — это мужчина среднего возраста, руководитель или владелец бизнеса, склонный к риску, но не пренебрегающий консервативными инструментами. Таковы основные черты портрета нового миллионера, составленного Тинькофф Инвестициями. Примечательно, что молодежи и женщин среди них появляется все больше.

    Большинство состоятельных клиентов Тинькофф Инвестиции обладают активами более 30 млн рублей. Портрет нового миллионера создавался на основе исследования нескольких тысяч клиентов, имеющих на брокерском счете 30–100 млн рублей (и совершивших минимум одну сделку за декабрь 2020 — май 2021 года или имевших активы на май 2021 года), а также опроса, проведенного среди клиентов экосистемы «Тинькофф». Порядка 75% инвесторов-миллионеров в этом году оказались в приличном плюсе — в общей сложности они заработали свыше 14 млрд рублей.

    Возраст, знания, гендер

    Если среднему розничному инвестору 33 года, то среднему премиальному — 41 год. Более 75% миллионеров — в возрасте от 28 до 48 лет, еще порядка 21% — старше 48 лет. Доля основной категории стабильна, а наиболее возрастной — немного снизилась на фоне быстрого роста доли молодых инвесторов: с конца 2020 года она увеличилась почти на треть. 36% премиальных инвесторов занимают руководящие должности, еще 31% владеют собственным бизнесом. Сотрудниками компаний представились 20%, 11% заявили, что не работают, а остальные 2% назвали себя пенсионерами.

    Высшее образование имеют 94% миллионеров, из них 14% получили второе высшее или имеют ученую степень. Среднее образование — это исключение из правил (порядка 6% клиентов).

    Доля премиальных инвесторов-мужчин составляет почти 87%, что выше, чем по клиентской базе Тинькофф Инвестиций в целом, однако доля женщин постепенно растет в соответствии с мировым трендом: если в 2018 году их было 4,5%, то в мае 2021-го уже более 13%.

    Более половины состоятельных инвесторов — 56% — состоят в браке, примерно у 50% есть дети. Инвесторы, состоящие в браке, ожидаемо более консервативны по сравнению с теми, кто в нем не состоит.

    Аппетиты к риску снижаются с возрастом

    Значительную склонность к риску отмечают у себя 60% инвесторов, среднюю склонность — 36%, нежелание рисковать — лишь  4%. Поскольку большинство премиальных инвесторов находятся в стадии активного накопления капитала, аппетиты к риску у них почти вдвое выше, чем у массовых.

    Молодежь держит заметную долю активов в кеше — 13% (у остальных возрастных групп этот показатель менее 10%), однако в целом имеет высокий аппетит к риску. Три четверти молодых миллионеров имеют агрессивный риск-профиль, что означает готовность совершать сделки, которые могут принести как высокий доход, так и убыток. С возрастом (то есть, по всей вероятности, с опытом) аппетит к риску постепенно снижается.

    Российские акции имеют наибольший вес в портфеле у инвесторов от 38 до 48 лет, тогда как наиболее высокая доля иностранных акций в портфелях у категории 28–38. В качестве альтернативы акциям компаний инвесторы с 18 до 38 лет чаще всего выбирали фонды ETF, тогда как более старшие относительно больше инвестировали в облигации.

    Клиенты-руководители инвестируют в российские акции несколько больше, чем предприниматели, — 15% против 12%, а предприниматели чаще руководителей вкладывают в ETF — 8,7% против 6,6%. Наибольший вес российские акции имеют в портфелях тех, кто отнес себя к пенсионерам — более 18%.

    География запросов

    Наибольшее число миллионеров, как и массовых инвесторов, заходит в приложение Тинькофф Инвестиции из Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. Дальше иерархия выстраивается таким образом: Московская область, Татарстан, Ростовская, Самарская, Свердловская, Волгоградская, Новосибирская область (здесь уже есть различия с региональным топ-10 массовых инвесторов — в частности, Подмосковье в этот список не входит).

    После России в списке стран, откуда чаще всего заходили в приложение Тинькофф Инвестиции, у миллионеров идут США, в топ-10 также входят Мальдивы и ОАЭ. У массовых инвесторов, в отличие от миллионеров, в первую десятку входят Таиланд и Франция. Однако в верхней части оба списка совпадают по трем странам: Россия, Украина и Турция.

    Что у них в портфеле

    Относительно консервативные инструменты — дивидендные акции, еврооблигации, рублевые облигации и ETF — занимают 48% в портфеле.  Еще 45% занимают истории роста — в первую очередь акции компаний с высоким темпом роста бизнеса. 7% портфеля составляют альтернативные инвестиции и кеш.

    Основным инструментом инвестирования у миллионеров, как и у розничных клиентов, являются акции: наиболее востребованы, если говорить о долях в общем портфеле, потребсектор — 17,5%, финансовый сектор — 13,5% и ИТ — 12%.

    Вторым по популярности инструментом у состоятельных инвесторов являются фонды ETF, третьим — облигации. Они есть в портфелях у 44% и 35% клиентов соответственно. У 26% миллионеров есть акции иных фондов, а 11% вкладывают в сложные инвестиционные инструменты.

    Более выраженный, чем в массовом сегменте, интерес миллионеров к сложным инструментам связан с их в среднем более высоким уровнем образования и профессиональными достижениями. Большинство премиум-инвесторов, занимая руководящие должности или владея компаниями, чаще других клиентов интересуются структурными продуктами и первичными размещениями.

    Массовые vs премиум

    Если в предпочтениях по секторам и инструментам между массовым и премиальным инвестором заметной разницы нет, то их поведение различается. Миллионеры более активно управляют своим портфелем и тестируют новые идеи, поэтому количество сделок у них выше. В месяц от 10 до 40 сделок совершают 22% розничных инвесторов и 34% премиальных.

    В социальной сети «Пульс» миллионеры тоже ведут себя активнее. Если среди массовых инвесторов хотя бы один пост в этом году написали 9%, то среди премиальных — почти 18%. Комментарии под постами оставляли 13% розничных инвесторов и 30% премиальных.

    Миллионеры также в целом активнее пользуются приложением Тинькофф Инвестиции. Новостную ленту, которая включает в себя информационные материалы от ведущих агентств, прогнозы рынка и аналитические отчеты, читают ежемесячно 85% премиальных инвесторов, в то время как в массовом сегменте — 21%. «Полки» — каталог бумаг в приложении Тинькофф Инвестиции — миллионеры просматривают в среднем вдвое чаще.

    Акции: кто и что покупает

    Основную долю в обороте — более 75% — занимают операции с зарубежными и российскими акциями. Топ-10 по популярности у премиальных клиентов российские и иностранные компании разделили пополам. Из зарубежных компаний миллионеры в этом году чаще всего инвестировали в акции Alibaba, Apple и Microsoft, а из акций компаний, работающих в РФ, — в «Яндекс», Сбербанк и «Норильский никель».

    Лидером по активности клиентских сделок стала Tesla, на которую пришлось 18% от оборота, в топ-10 этой категории также вошли китайский поисковик Baidu, производитель вакцины от коронавируса Moderna, «Норильский никель» и Сбербанк.

    Портфели акций клиентов высоко диверсифицированы: на акции Alibaba приходится около 4,5%, Tesla — 2,9%, TCS Group — 2,9%, Apple — 1,8%, «Норильского никеля» — 1,4%. Клиенты, назвавшие себя сотрудниками и неработающими, наибольшую часть портфеля инвестировали в Tesla, тогда как руководители и предприниматели предпочли вложиться в Alibaba, а пенсионеры — в Apple и обыкновенные акции «Сургутнефтегаза».

    Выбор альтернатив

    Альтернативой акциям чаще всего служат облигации и акции фондов ETF.

    В топ-10 самых популярных у миллионеров ETF вошли семь фондов УК «Тинькофф Капитал», включая БПИФ для инвестиций в IPO, IT-компании из индекса NASDAQ и биотехнологии. В топ-10 наиболее популярных облигаций оказались несколько выпусков Белоруссии и Мексики, а также бонды TCS Group, «Газпрома» и Альфа-Банка. В десятку наиболее популярных ETF вошел Vanguard S&P 500.

    В поисках новых возможностей премиальные инвесторы также активно вкладываются в IPO. Наиболее активное участие они принимают в первичных размещениях компаний новой экономики (например, Ozon и Fix Price), а средний чек почти в восемь раз выше, чем в IPO компаний из промышленного сегмента.

    Аналогичная картина наблюдается в облигационных размещениях. Средний чек участия в первичном размещении IT-компаний («Селектел», «Софтлайн») почти вдвое выше, чем в случае с заемщиками из секторов девелопмента, телекоммуникаций или лизинга.

    Не меньший интерес у миллионеров вызывают эксклюзивные истории, которые позволяют инвестировать в перспективные компании на ранней стадии их развития. Этим можно объяснить высокий спрос на инструменты DPO (direct public offering) и SPAC (special purpose acquisition company), которые по своей сути позволяют инвестировать в компании, которые претендуют стать лидерами отрасли через несколько лет.

    Мужчины и женщины: разница в инвестировании

    Больше всего средств состоятельные женщины вложили в финансовый сектор, потребсектор и IT, тогда как мужчины — в потребсектор, IT и телеком. Если основные фавориты на рынке акций у мужчин и женщин совпали, то вне топ-3 предпочтения несколько разделились: если женщины чаще выбирали «Яндекс» и «Газпром», то мужчины — Microsoft и Сбербанк.

    Хотя доля инвесторов в зарубежные акции среди мужчин и женщин примерно одинакова, в мужском портфеле их вес заметно выше, чем в женском, — 62% против 42%. Вторым по распространенности после зарубежных акций инвестиционным инструментом у мужчин являются акции РФ — они есть в портфелях 63% инвесторов. Заметно большую долю средств — порядка 31% — женщины инвестировали в зарубежные облигации. У мужчин на них приходится всего 3% портфеля. Женщины совершают сделки с иностранными акциями чуть активнее мужчин. В российских акциях, напротив, лидируют мужчины.

    Активно следя за рынком и выбирая моменты для входа, и мужчины, и женщины с начала мая увеличили долю средств в кеше. У женщин она выросла с 7,2% до 10,1%, тогда как у мужчин — с 3,7% до 14,3%.

    «Индустрия банковских продуктов двигается в сторону уберизации — упрощения. Это касается и стороны спроса — то, во что хотят инвестировать, и стороны предложения — то, какие возможности привлечения капитала начинают использовать компании с оглядкой на бум розничных инвесторов.

    Например, если в 2005 году средний возраст компании, которая выходила на IPO, составлял 16–18 лет, то сейчас компаниям, которые выходят через DPO, SPAC и другие формы квази-private equity, — всего 6–7 лет. Это компании сегмента IT, биотех, space-проекты, которые не хотят ждать и тратить свои ресурсы на классическое IPO. Тренд на упрощение прослеживается не только в выходе на рынки капитала, но и в части доступа ретейловых инвесторов к ним, ведь ранее это был далекий и сложный ориентир, доступный только венчурным инвесторам.

    Мы учитываем эту тенденцию при создании продуктов для новых миллионеров и разрабатываем сервисы, которые максимально сокращают и упрощают путь человека к удовлетворению всей пирамиды своих потребностей», — Кирилл Фатеев, руководитель управления разработки инвестиционных продуктов Тинькофф Инвестиции.

    * АО «Тинькофф Банк», лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14050-100000, лицензия на осуществление депозитарной деятельности № 045-14051-000100, выданы Банком России 06.03.2018 г. (без ограничения срока действия).

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+
      Наш канал в Telegram
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
      Подписаться

      Новости