Путь на биржу: как из частной компании сделать публичную

Четыре мотива
Прежде чем начать путь на биржу, владельцы компании обычно ясно формулируют ответ на вопрос, зачем им это нужно. В случае с Arenadata мотивов было четыре.
- Мы хотели запустить программу долгосрочной мотивации, основанную на акциях. Это был главный мотив.
- Акционеры хотели знать рыночную стоимость бизнеса.
- Акции потенциально можно использовать для сделок M&A (Mergers and Acquisitions, англ. «слияния и поглощения» — процесс объединения активов двух компаний, — Forbes Club).
- Нам важно было повысить узнаваемость бренда.
Последний фактор особенно актуален для B2B1 -разработчика, который раньше был известен только в узких кругах ИТ-сектора. Сейчас о нас знают как минимум 90 тыс. акционеров, но на самом деле гораздо большее количество инвесторов, которые одновременно являются сотрудниками и руководителями ИТ-подразделений крупных организаций. Эти люди совершали сделки с акциями группы, то есть узнали о нашем бизнесе и продуктах.
Зачем компании выходят на биржу
В мире ежегодно несколько сотен компаний проводят IPO. Они руководствуются при этом несколькими мотивами.
- Привлечение капитала. IPO позволяет компании аккумулировать значительные средства инвесторов, которые могут быть использованы для финансирования проектов, разработки новых продуктов, роста и расширения бизнеса.
- Увеличение ликвидности. Публичный статус компании обеспечивает ликвидность для акционеров, позволяя им продавать свои акции на открытом рынке. Это может быть особенно важно для ранних инвесторов и сотрудников с опционами на акции.
- Увеличение узнаваемости. Статус публичной компании делает ее более заметной на рынке. Это помогает привлекать клиентов, партнеров и талантливых сотрудников.
- Использование акций в качестве валюты. Публичные компании могут использовать акции для приобретения других компаний или вознаграждения сотрудников через программы опционов на акции.
- Диверсификация состава акционеров. IPO позволяет компаниям расширить состав владельцев, что может привести к более стабильному управлению и снижению зависимости от ограниченного числа крупных инвесторов.
- Выход на новые рынки. Публичный статус облегчает выход компании на международные рынки и привлечение иностранных инвесторов.
- Снижение долга. Привлеченные средства могут быть использованы для погашения долговых обязательств, что улучшает финансовое состояние компании.
Календарь: не благодаря, а вопреки
Владельцы публичных компаний советуют: «Выберите правильное время для выхода на биржу. Проанализируйте состояние финансовых рынков, бизнеса компании и бизнеса конкурентов». Оглядываясь назад, могу сказать, что во многом мы выходили на биржу не благодаря, а вопреки этим советам.
Несмотря на прогнозы по повышению ключевой ставки, высокую волатильность на фондовом рынке и опасения банкиров, мы решили предложить акции Arenadata широкому кругу инвесторов.
Риск был оправдан — я имею в виду результаты нашего IPO. Несмотря на сложную ситуацию на фондовом рынке, мы наблюдали семикратную переподписку. А дальнейший рост котировок позволил инвесторам заработать на сделке.
Стратегия и структура
Выход на биржу — это стимул всерьез проработать стратегию компании как минимум на три года вперед. В нашем случае серия стратегических сессий с топ-менеджментом и параллельное составление финансовой модели легли в основу инвестиционного кейса. Мы сформулировали три приоритета: развитие продуктового портфеля, увеличение продаж текущим клиентам и привлечение новых клиентов.
В бизнес-литературе подробно описано, как компании, готовясь к выходу на биржу, перестраивали свою структуру, оптимизировали ее. В нашем случае не было необходимости в масштабных переменах. Нам надо было создать новую функцию, IR (Investor Relations — стратегическая функция по построению взаимоотношений с инвестиционным и финансовым сообществами, — Forbes Club), и внести изменения в корпоративное управление. Мы создали совет директоров, комитет по аудиту и выстроили еще более тесные взаимоотношения между пятью дочерними компаниями. Другие организационные изменения не потребовались.
Серьезные изменения произошли в информационной политике. Публичный статус подразумевает совершенно иной уровень прозрачности. Компании нужно создавать публичную историю, освещать свою деятельность в медиа пространстве, включая профильные площадки для инвесторов. Вместе с консультантами мы составили медиаплан и приступили к его реализации. В 2024 году мы приняли участие в 12 конференциях, записали множество интервью, подкастов и эфиров с представителями бизнес-СМИ и инфлюенсерами, чтобы рассказать инвесторам о нашем бизнесе. Открытая информация позволяет инвесторам принимать взвешенные решения, основанные на цифрах и фактах.
Действующие лица
Сотрудники являются действующими лицами процесса — выход компании на биржу позволяет им поменять статус, перейти из ряда наемных работников в статус акционеров. Поэтому важно рассказать коллегам о перспективах, которые открываются перед ними.
В нашем случае перед IPO кратно увеличилось число звонков и личных встреч с сотрудниками, вовлеченными в сделку. После IPO необходимо вести регулярную коммуникацию с командой, чтобы поддерживать вовлеченность и осведомленность сотрудников о происходящих изменениях.
Менеджмент должен быть открытым не только вовне, но и внутри компании, это имеет большое значение для укрепления корпоративной культуры.
Стоимость: две стороны анализа
Стоимость компании определяют аналитики инвестиционных банков. Как правило, они используют метод DCF (discounted cash flow, англ. «дисконтированный денежный поток», — финансовая модель, которую используют для оценки стоимости бизнеса, — Forbes Club) и сравнивают мультипликаторы аналогичных компаний.
Конечно, у нас была своя финансовая модель и понимание стоимости бизнеса. При этом инвесторы — инвестиционные фонды и управляющие компании — вели собственные расчеты. Поэтому итоговая оценка — это консенсус моделей аналитиков sell-side и buy-side (две стороны анализа: аналитика на стороне покупателя и на стороне продавца, — Forbes Club) и мнения компании. Нельзя забывать и об IPO-дисконте — своего рода скидке за первое размещение эмитента на бирже.
После IPO
Сразу после IPO мы озаботились получением налоговой льготы для розничных инвесторов. Для этого Группа Arenadata вошла в реестр Рынка инноваций и инвестиций и в Перечень ценных бумаг высокотехнологичного сектора Московской биржи. По техническим параметрам наша компания прошла все установленные лимиты, поэтому с 6 ноября 2024 года физические лица, владеющие акциями Группы Arenadata, могут воспользоваться освобождением от уплаты НДФЛ при продаже ценных бумаг.
Затем мы сфокусировались на работе с инвестиционными домами. Это позволило нам расширить узнаваемость компании и привлечь внимание профессиональных участников фондового рынка к инвестиционному кейсу.
Динамика котировок, объемы торгов и скорость роста базы акционеров говорят о том, что акции Arenadata интересны широкому кругу инвесторов. Сразу после раскрытия результатов за 2024 год мы провели серию встреч с крупнейшими фондами страны, чтобы собрать обратную связь. После шести месяцев торгов и по результатам общения с институциональными и розничными инвесторами считаю, что IPO прошло успешно.
В моей биографии это второе размещение на бирже. IPO Группы Arenadata — это огромный опыт, в том числе жизненный. Наверное, я стал спокойнее реагировать на негативные комментарии и ценить по-настоящему конструктивную обратную связь. Сегодня ко мне обращаются организации, друзья, которые готовятся к IPO. И я рад поделиться советом, рассказать о нюансах и лайфхаках размещения.
Один из главных выводов — все больше внимания я уделяю корпоративной культуре. Мне важно поддерживать энтузиазм и профессиональный интерес у сотрудников, особенно в условиях, когда у нас, как у публичной компании, появилось множество обязательств и новых формальных процедур. Вместе с командой мы установили прочный фундамент. Теперь мы заняты строительством дома — это не менее творческий и интересный путь.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора