Кластер против импорта: как во Владимирской области строят «маленький Китай»

— Вы начали бизнес в 2019 году — в турбулентное время. Почему решили именно тогда запускать производство, да еще в такой нише?
— Если честно, я вообще не думал, какой на дворе год и что будет дальше. Просто хотелось создать что-то масштабное, а не просто стать перекупом, как многие другие. Все началось с фразы: «Давайте делать вешалки». Правда, на момент создания собственного производства у меня уже был опыт управления небольшим производством в роли генерального директора. Я представлял, что меня ждет, но все равно решил начать.
Я считаю, что любой бизнес — это чья-то боль и потребность, которую необходимо закрыть. Я верю, что товары народного потребления в экономсегменте наша страна может закрыть самостоятельно. Пока эта теория на практике не подтверждена, но мы с командой идем к этому уверенными шагами.
— Вы быстро стали крупнейшим производителем в Европе. Что оказалось ключевым — технологии, команда, рынок?
— В нашей стране очень тяжело создать производство, поскольку существует большая конкуренция со стороны Китая во всех нишах. Я считаю, что для нас ключевым стало создание сильной команды. Кстати, я формирую ее до сих пор.
— Какие вызовы были самыми сложными в первые два года — найти сырье, выстроить логистику, договориться с ритейлом?
— Сложно было научиться адаптироваться к изменениям на рынке и своевременно отслеживать эти изменения. Цены на сырье меняются каждый месяц, ритейл постоянно вводит акции или промо.
Когда завод начал расти от месячного производства 1 млн штук до 5 млн штук, трудно было правильно наладить учет готовой продукции, входящего сырья и отрегулировать списание продукции.
— В каком сегменте вы работаете?
— Наша основная аудитория — это домохозяйства, точнее, девушки всех возрастов. Ценовой сегмент — эконом, несмотря на то, что качество продукции в разы лучше, чем в том же Китае.
Интересно, что до 2025 года мы вообще не вкладывались в маркетинг. Сейчас мы формируем нашу стратегию.
— Вы говорите, что используете российское сырье. Насколько это ограничивает или наоборот дает устойчивость?
— Я патриот своей страны и, если можно производить продукцию из российского сырья, я это буду делать. Об ограничениях или устойчивости я не думаю — в мире все рынки сейчас неустойчивы и сильно волатильны.
Я считаю, что сегодня в России можно и даже нужно создать кластер массового производства, который способен конкурировать по цене и качеству, потому что сейчас наша страна к этому максимально готова. Но для этого требуется финансирование. С каждым годом ситуация улучшается — государство улучшает условия для производителей.
— У вас есть собственная химическая лаборатория. Что это дает бизнесу?
— Мы построили лабораторию для производства покрытия вешалок, а также параллельно разработали смазочно-охлаждающую жидкость. В нашей стране мало заводов выпускают эту жидкость хорошего качества, а это важно для нашего производства. На сегодняшний день мы уже привезли оборудование для изготовления собственного покрытия, сейчас будем осваивать новый вид продукции.
При этом лаборатория накладывает на нас определенные обязательства. Например, оборудования, которое мы используем, нет в России, поэтому нам приходится обучать сотрудников за счет компании.
— Что бы вы посоветовали предпринимателям, которые только задумываются о запуске производственного бизнеса?
— Если начинаете с нуля и ранее никогда не сталкивались с производством, после того как посчитаете бюджет, умножьте его на два.
— Вы окончили «Синергию» с отличием. Какие знания или навыки оттуда вы действительно используете в бизнесе?
— Менеджмент управления проектами. Я активно применяю его в работе. Система управления компанией и взаимодействия отделов происходит по программе, которую разработали по техзаданию, написанному мной.
Более того, во время обучения я приобрел важные привычки. Я всегда стремился научиться мыслить системно. В университете мне дали базовые знания, которые помогают упорядочить деятельность. Теперь никакого хаоса.
— Что повлияло на выбор направления «управление проектами»?
— Что повлияло, если честно, не помню, но могу сказать, что выбор был осознанный и взвешенный. И он себя, конечно, оправдал — все знания я непосредственно применяю в работе.
— Планируете ли вы продолжать обучение, повышать квалификацию или получать MBA?
— Я окончил магистратуру по направлению «Мировая экономика». Я твердо понимаю, что процесс обучения — это дело постоянное, от него зависит мой личный результат и, как следствие, результат моего бизнеса.
— Какие компетенции, по вашему мнению, бизнес-образование должно давать сегодня, особенно в условиях новой экономики?
— Самое главное — это практика и проработка реальных рабочих кейсов. Изучение теории без практики ничего не стоит.
