К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Два шага вперед, один назад


Антимонопольное регулирование смягчат. Это не значит, что чиновники добросовестно поработали над ошибками

В последние месяцы руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев то и дело говорит о намерении смягчить антимонопольное законодательство. Он имеет в виду поправки в закон «О защите конкуренции», так называемый третий антимонопольный пакет. «Кое-где гайки были перекручены», — поясняет чиновник.

Пару лет назад такие слова из уст Артемьева стали бы настоящей сенсацией. Сегодня они по большому счету почти не удивляют — поскольку перекликаются с высказываниями других членов правительства. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина выражает мнение, что «ужесточение антимонопольного регулирования... может привести к ограничению конкуренции», а первый вице-премьер Игорь Шувалов констатирует, что «сколько бы мы ни ужесточали антитраст, новые компании на рынок этим не привлечь. Как не получится повысить и стимулы для инвестиций и инноваций».

Изменения в риторике (с перспективой появления перемен и в политике) Артемьев объясняет сменой приоритетов. Если раньше перед ФАС стояла задача «создать современное антимонопольное законодательство» и «сделать это быстро», то теперь задача изменилась — «сделать законодательство консервативным, чтобы оно менялось не слишком быстро». Новый этап описывается как время «либерализации» антимонопольного законодательства, повышения его «ясности и определенности», которые еще совсем недавно приносились в жертву скорости принятия поправок.

 

Из разъяснений Артемьева следует, что этап ускоренного ужесточения регулирования был уникальным явлением, связанным с модернизацией законодательства, а потому вряд ли повторится. Между тем «эффект храповика» Хиггса и «эффект Коуза» заставляют взглянуть на это явление как на регулярное и повторяющееся.

Американский экономист австрийской школы Роберт Хиггс формулирует «эффект храповика» следующим образом: во время кризиса масштабы регулирования увеличиваются, а после кризиса уменьшаются, но никогда не возвращаются на прежний, более низкий, как до кризиса, уровень.

 

По словам председателя Конкурентного трибунала ЮАР Дэвида Льюиса, в период кризиса «каждый ценовой шок порождает у общественности и чиновников подозрение в сговоре... Каждый рынок с доминированием одной фирмы рассматривается как рынок с монополистическим поведением, даже если барьеры входа низки и необычная степень технологического динамизма делает рынок состязательным и относительно защищенным от рыночной власти». Подобного рода настроения в России способствовали принятию в прошлом году «второго антимонопольного пакета», который расширил полномочия ФАС. «Третий антимонопольный пакет» их уменьшит, однако в соответствии с «эффектом храповика» ФАС не планирует возвращать эти полномочия на докризисный уровень. Случись в стране новый кризис, маневр «два шага вперед, один назад» наверняка повторится.

Не только кризис, но и успешное развитие несет опасность роста антимонопольного регулирования. По наблюдению Рональда Коуза, «когда экономист обнаруживал что-либо… чего он не понимал, он искал объяснение в монополии. А поскольку мы очень невежественны… число непонимаемых явлений деловой жизни оказывается довольно значительным, а объяснение с помощью монополии — частым». Естественно, наименее понятными обычно оказываются новые деловые практики, а в молодых рыночных экономиках вроде российской — практически всё. Только с течением времени экономисты находят «немонопольные» объяснения новых практик и первоначальные ограничения на их использование смягчаются. Таким образом, отмена и смягчение устоявшихся запретов типична, но типично и регулярное появление новых запретов. Случись в стране «инновационный рывок» с появлением новых товаров, деловых практик и бизнес-форматов, антимонопольные органы не замедлят развернуть борьбу, закручивая до упора и затем немного раскручивая гайки.

Оба эффекта — Хиггса и Коуза — сулят бизнесу мало хорошего и оба связаны с предубеждениями: относительно причин и способов преодоления кризисов, относительно объяснений деловых практик. Те, кто хочет избежать нового закручивания гаек, должны найти способ справиться с этими предубеждениями.

 

Автор — старший научный сотрудник Академии народного хозяйства при правительстве РФ

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+