К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Ясли для менеджера


Как стимулировать средний класс к рождению детей

В современном мире основным драйвером развития — экономического, культурного, какого угодно — является человеческий капитал. В последнее время все больше говорится о необходимости привлечения в Россию перспективных кадров из-за рубежа. При этом естественному источнику пополнения человеческих ресурсов уделяется существенно меньшее внимание. Видимо, после принятия закона о материнском капитале напротив вопроса «Демография» поставили галочку «решен» и проблема пропала с радаров власти и общественности.

Но проблема не решена. Убыль населения продолжается. Одна из причин, на мой взгляд, заключается в том, что в современных российских городах жутко неудобно иметь детей, особенно представителям среднего класса. Богатые могут решить практически все проблемы, создав инфраструктуру под конкретного ребенка. Бедных больше всего волнует вопрос, как прокормить ребенка, и в силу постепенного роста доходов в 2000-е он стоит уже не так остро. Люди среднего достатка, планируя рождение ребенка, задумываются о его качественном воспитании и образовании. А с этим в России большие проблемы. Как их решить?  

Средний класс не горит желанием отдавать своих детей в «совковые» детские сады. Хотя и там мест не хватает: нужно стоять в очереди два-три года. Частных детских садов мало, и они достаточно дороги (в Москве — от $1000 в месяц).

 

В России есть спрос на детские сады нового типа, с группами по 8–10 человек, развивающими занятиями, приветливыми воспитателями. При этом ежемесячная плата за ребенка не должна превышать $150-300 в регионах и $300-500 в Москве. Я полагаю, что государство должно субсидировать создание таких садиков. Например, предоставляя бесплатные помещения для частных детских садов или оплачивая их аренду. Исходя из существующих ставок, размер субсидии составит примерно $2500 на ребенка в год, включая коммунальные расходы. За остальное платили бы сами родители. Мест в новых садиках должно хватить на миллион детей. Благодаря этому проекту можно будет создать около 300 000 новых рабочих мест.

Возможны два способа бюджетного финансирования проекта: ежегодное выделение $2,5 млрд в течение 10 лет или разовая инвестиция в размере $25-30 млрд (можно в виде недвижимости).

 

Какого эффекта можно ожидать от принятия данных мер?

Если предположить, что

– 10 созданных мест приведут к рождению одного дополнительного ребенка ежегодно,

 

– производительность труда и цены будут расти на 3% ежегодно,

– стоимость финансирования составит 5,1% (текущая доходность по российским 10-летним бондам),

– рожденные благодаря программе дети будут трудиться с 23 до 60 лет,

– ставки подоходного налога и ЕСН останутся неизменными,

то каждое созданное место в детском саду будет ежегодно генерировать $78,955 PV (приведенный доход) или $76,455 NPV (чистый приведенный доход за вычетом затрат, все цифры в ценах 2010 года). Таким образом, если рассматривать проект с точки зрения государственных финансов, при ежегодных затратах в $2,5 млрд, ежегодный NPV составит $76,5 млрд, внутренняя норма доходности (IRR) — 8,1%. Это хорошие показатели не только для инфраструктурных, но и для многих коммерческих проектов.

 

Автор — профессор финансов в бизнес-школе Instituto de Empresa (Мадрид)

1 июня в 22:08 Максим Миронов обсудит эту тему в прямом эфире радио «Эхо Москвы» с ведущими программы «Послезавтра» — ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым и Тоней Самсоновой.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+