Азиатские школы управления: в чем их особенности и стоит ли там учиться

Расширяя свое присутствие в азиатском регионе, российский бизнес все больше нуждается в информации о нем — и в специалистах, обладающих такими знаниями. Люди, разбирающиеся в том, как вести дела в Азии, как правило, находятся среди выпускников местных бизнес-школ. Что это за школы, чем они отличаются от западных и стоит ли в них учиться, разберемся в этой статье.
Самые известные школы управления в Азии
В 2023 году в рейтинг лучших бизнес-школ, составленный газетой Financial Times, вошли 16 учебных заведений из азиатского региона. Самое высокое место среди них заняла Китайско-европейская международная школа бизнеса (CEIBS): она оказалась на 20 строчке в общем рейтинге, опередив Шанхайский университет финансов и экономики (23 место) и Национальный университет Сингапура (25 место).
Свой список лучших азиатских школ составила и компания Bloomberg. В него также попали перечисленные в Financial Times учебные заведения. На основе этих двух рейтингов можно определить 10 лучших и самых известных школ управления в регионе:
- Гонконгский университет науки и технологии (HKUST);
- Шанхайский университет финансов и экономики (Shanghai University of Finance and Economics);
- Китайско-европейская международная школа бизнеса (CEIBS);
- Наньянский технологический университет (NTU, Сингапур);
- Индийский институт менеджмента в Бангалоре (IIM Bangalore);
- Индийская школа бизнеса (ISB);
- Школа бизнеса Ли Конг Чиан Сингапурского университета менеджмента (SMU Lee Kong Chian School of Business);
- Бизнес-школа Китайского университета Гонконга (CUHK);
- Университет Фудань (Fudan University);
- Национальный университет Сингапура (NUS).
Рейтинг Financial Times, как кажется, обходит вниманием азиатские школы: в списке их гораздо меньше, чем учебных заведений из других регионов, в основном американских и европейских. В чем причина?
Почему азиатских школ мало на международной арене
Скромная представленность азиатских школ в международных рейтингах вовсе не свидетельствует о невысоком качестве образования в этих заведениях. Они не очень хорошо известны на глобальной арене из-за того, что нацелены прежде всего на внутренний рынок. Этот тренд логично укладывается в изменившуюся экономгеографию. По мере ускорения роста экономики в странах азиатского региона местные компании все острее нуждаться в высококвалифицированных управленцах. Спрос на менеджеров растет — а вместе с ним и популярность местных бизнес-школ.
Также не стоит забывать, что управленческое образование — относительно новое для Азии явление. Автором первой программы MBA в регионе называют Институт управления бизнесом в Университете Карачи (Пакистан). Ее запуск состоялся в 1955 году. Точно определить, какая бизнес-школа была первой в Азии, довольно сложно. Но известно, например, что на материковой части Китая первой открылась CEIBS — это произошло в 1994 году. Не удивительно, что в 1999 году, когда Financial Times впервые опубликовала свой рейтинг, в нем не было ни одной азиатской школы.
Для сравнения: Высшая школа коммерции в Париже (ESCP), которую многие называют старейшей школой управления в мире, открыла свои двери в далеком 1819 году, а запуск первой программы MBA чаще всего приписывают бизнес-школе Гарвардского университета. Это произошло в 1908 году.
Особенности азиатских школ
Азиатский подход к ведению бизнеса кардинально отличается от привычного нам европейского или американского. Поэтому естественно, что у бизнес-школ региона своя специфика.
Во-первых, они часто включают в учебные планы дисциплины на стыке бизнеса и гуманитарных наук. Например, в Университете Фудань в планах программ для руководителей высшего звена можно увидеть такие курсы, как «Гуманистический менеджмент», «Философия менеджмента», «История и наследие». В Бизнес-школе Корейского университета (KUBS) также есть курсы по культуре, истории и корейской философии. А тайская Школа менеджмента Сасина (Sasin Graduate Institute of Business Administration) позиционирует себя как учебное заведение, которое готовит «гибких» студентов, интегрируя буддизм в учебные планы разных программ.
Во-вторых, программ по социальному предпринимательству и устойчивому развитию в азиатских школах управления заметно меньше, чем в западных. Это тоже местная особенность: азиатские учебные заведения только начинают развивать повестку ESG.
В-третьих, как уже отмечалось, азиатские школы во многом ориентированы на локальный спрос. Программы на английском языке встречаются в них значительно реже, чем в европейских учебных заведениях.
Согласно данным GMAC — организации, которая проводит международный вступительный экзамен в бизнес-школы, а также регулярно выпускает аналитические отчеты по бизнес-образованию в мире, — 98% заявок на программы делового администрирования в Азии подают жители региона. В Европе же только 24% всех заявок приходится на граждан европейских государств.
В-четвертых, в отличие от западных школ, азиатские редко выделяют лидерский трек в отдельный компонент программы. В последние годы, однако, ситуация меняется: ведущие управленческие школы региона разворачиваются в сторону лидерских дисциплин. Наряду с фокусом на изучение цифровизации и искусственного интеллекта в портфелях открытых программ появляются отдельные курсы по развитию лидерства для топ-менеджеров — со своей проработанной методологией и дизайном.
Каким бы непривычным ни казался нам азиатский подход к бизнес-образованию, Запад видит его сильные стороны и признает достижения. В ноябре 2023 года премию Thinkers 50 — «Оскар» в управленческом образовании — получил президент корпорации Haier Чжан Жуйминь. Его отметили как создателя инновационной бизнес-модели, сочетающей в себе суть традиционной китайской культуры с современными западными концепциями ведения бизнеса. Чжан Жуйминь разработал собственную управленческую идеологию, получившую название RenDanHeYi. В ее основе, с одной стороны, — экономия за счет сокращения количества управленцев среднего звена, а с другой — поощрение инноваций, гибкости и готовности к риску.
Бизнес-школы — глобальные институции. Где бы они ни располагались, многие их характеристики схожи. Есть у них и свои особенности, но зависят они зачастую не от географии, а от ДНК школы, профессоров и программ, которые они реализуют. Однако у азиатских школ есть региональная специфика, и слушателям стоит учитывать это при выборе учебного заведения. В то же время школам из других регионов, в частности российским, имеет смысл присматриваться к опыту азиатских коллег, изучать их программы и перенимать некоторые черты. Особенно это актуально в свете разворота отечественного бизнеса на Восток.
