К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

MBA в США: 8 шагов для выбора подходящей программы

Фото: Mak, Unsplash
Фото: Mak, Unsplash
Оценка возможностей, выбор программы и бизнес-школы

В США более 3 500 вузов и в около 500 из них есть программы MBA. Перед теми, кто всерьез задумался о получении MBA в Штатах, открывается длинный и интересный путь. Именно такой путь сейчас проходит мой муж, получающий MBA в University of Massachusetts Amherst (UMass Amherst, Массачусетский университет). Понаблюдав и проанализировав его успехи и ошибки, рассказываю о ключевых шагах, которые помогут выбрать подходящую программу и получить максимальную пользу от обучения. Итак, что необходимо сделать при выборе программы.

Шаг 1: определить цель

В этом помогут ответы на вопросы:

  • Зачем мне MBA? Что я хочу получить от образования?
  • Чем я хочу заниматься после окончания обучения?
  • Интересна ли мне международная карьера?

Составить широкую картину возможностей и ограничений MBA помогут советы друзей или коллег, имеющих схожий опыт, и изучение надежных источников. Общение с живыми людьми, конечно, предпочтительнее: оно помогает более точно оценить риски обучения в условиях мировой рецессии, а также заранее узнать об основных сложностях поступления и учебы.

Шаг 2: оценить свои финансовые возможности

На этом этапе будет полезно ответить на такие вопросы:

  • Буду ли я оплачивать обучение самостоятельно или договорюсь с работодателем?
  • Если самостоятельно или лишь с частичной поддержкой работодателя, то каков мой бюджет? Понадобится ли кредит?
  • Какие у меня есть обязательства, которые могут повлиять на решение или затруднить мое положение во время учебы (семья, ипотека и т.д.)?

После детализированных ответов на эти вопросы получится ориентировочный P&L (profit and loss statement, отчет о прибылях и убытках – прим. ред.) – файл с бюджетом поступления и обучения в разрезе нескольких возможных сценариев с точки зрения затрат.

Шаг 3: определиться с видом программы

Ответы на вопросы начальных двух шагов задают контур для первого определяющего выбора – оптимального для конкретной ситуации вида программы:

Online MBA
Облегченный вариант программы. Содержит меньше практикумов, выездов и совместных проектов, экономит деньги на переезд и жизнь в другой стране. Современные технологии позволяют легко и удобно учиться онлайн из любой точки мира. Эту программу можно совмещать с основной занятостью: продолжать работать, одновременно получая диплом MBA.

Full-time MBA
Полноценное обучение с нагрузкой от 35 до 55 часов в неделю. Подразумевает большой объем практических занятий, глубокую работу по развитию сети контактов, прохождение стажировок. Этот формат значительно накладнее: помимо трат на переезд и проживание из-за высокой учебной нагрузки придется отказаться от работы (или значительно ее сократить), что тоже повлияет на личный бюджет. Если цель – построение международной карьеры, то, безусловно, лучше сосредоточиться на формате full-time MBA, так как он открывает гораздо больше возможностей приобретения практического опыта и завязывания полезных знакомств с людьми со всего мира.

STEM certified full-time MBA
То же, что и full-time MBA, но с добавлением STEM-специализации. Количество технических дисциплин на таких программах увеличено, равно как и их стоимость, но они открывают большие перспективы. Выпускник получает возможность дальнейшего трудоустройства в США по STEM-специальности в течение трех лет после окончания обучения, что позволит будущему работодателю подать на лотерею рабочей визы H1B целых три раза (вместо одного после обыкновенного full-time MBA) и обеспечит дополнительным временем для трудоустройства.

Шаг 4: составить лонг-лист бизнес-школ

Выбрать и сравнить бизнес-школы и программы обучения помогут разнообразные рейтинги (например, princetonereview). Лучше выбирать программы из топ-100 или топ-200: как правило, именно они на слуху у работодателей. Необходимо также обращать внимание на acceptance rate – отношение между тем, сколько человек подали заявки и сколько оказались зачислены. Чтобы увеличить шансы, стоит внести в лонг-лист бизнес-школы с разным уровнем acceptance rate, чтобы обезопасить себя и обеспечить «запасной аэродром».

Процент зачисленных международных студентов отличается в разных бизнес-школах. Эту информацию обычно можно найти на сайтах вузов в параграфах MBA class profile или dean report. Не обратив внимание на пункт international students, можно легко ошибиться с выбором: будет обидно сдать необходимые экзамены, написать множество мотивационных эссе, заплатить сбор за рассмотрение заявки, но в итоге не пройти конкурс, потому что в университете нет фокуса на прием иностранных кандидатов. Лучше ориентироваться сразу на бизнес-школы с показателем от 30% международных студентов и выше. Например, бизнес-школы из топ-100 с более низким процентом международных студентов это – University of Florida, Warrington College of Business (14%), North Carolina State University, Poole College of Management (23%), Boston College, Carrol School of Management (24%). Гораздо привлекательнее с этой точки зрения выглядят Chicago Booth (37%), USC Marshall School of Business (41%), US Davis Graduate School of Management (43%), Arizona State University (58%).

Шаг 5: подобрать подходящий профиль учебного заведения

Некоторые вузы специализируются на конкретных направлениях. Например, MIT Sloan и Arizona State Carey считаются технологическими, за их студентами «охотятся» технологические гиганты ­– Amazon, Google, а The Warton School, University of Pennsylvania специализируется на финансах. Часто на базе их кампусов работают рекрутеры компаний-работодателей. Учеба в профильной бизнес-школе на профильной специальности значительно повышает шансы на трудоустройство: студент сразу становится предпочитаемым кандидатом на стажировки или постоянные позиции. В ином случае придется приложить гораздо больше усилий, чтобы получить интересное предложение.

Шаг 6: собрать обратную связь о карьерном сервисе в бизнес-школе

Это один из самых неочевидных пунктов при выборе программы MBA. При поступлении человек чаще фокусируется на том, как пройти конкурс и получить более выгодные условия при зачислении. Однако выбор бизнес-школы с хорошо отлаженным карьерным сервисом значительно упрощает трудоемкую задачу – поиск подходящего места работы или практики. О карьерных активностях лучше узнавать у студентов второго года обучения MBA: большинство из них охотно поделятся своими наблюдениями о том, какие компании посещают кампус, какую поддержку оказывает центр развития карьеры и насколько активно сообщество выпускников.

Шаг 7: оценить стоимость обучения

Для гражданина США стоимость обучения на программе MBA обычно составляет от $30 000 до $120 000, средняя стоимость – $61 800. При этом для международных студентов чек может увеличиваться до полутора-двух раз. Например, по данным на середину марта 2023 года, стоимость full-time MBA в Pennsylvania State University-University Park (Smeal) для гражданина США – $28 196 в год, а для международного студента – $45 004. Отметим, что некоторые бизнес-школы все же предоставляют частичное покрытие стоимости обучения и даже практически полное. Чтобы претендовать на стипендию, нужно как можно раньше подаваться на рассмотрение в конкурсе – в первую волну поступающих, которая обычно проходит с сентября по декабрь.

Шаг 8: оценить стоимость и условия жизни в выбранном регионе

Расходы на проживание в США сильно отличаются в зависимости от штата, в котором находится бизнес-школа. Например, разница в стоимости проживания в Бостоне и Цинциннати составит более 40%. Сделать прогноз и корректно оценить будущие затраты для принятия окончательного решения помогут специальные сервисы. Стоит отметить, что многие вузы оказывают поддержку студентам с детьми: частично покрывают затраты на их обучение и развитие, выделяют материальную помощь, обеспечивают медицинской страховкой, организовывают семейные активности. Студенческая виза позволяет бесплатно устроить ребенка в государственный детский сад или школу.

Кроме того, важен и климатический фактор. Здесь, конечно, у каждого свои предпочтения: кто-то любит жаркий климат, кто-то – прохладный или умеренный. Из-за разницы во влажности одна и та же температура, например, во Флориде и в Аризоне будет восприниматься неодинаково. И, если вы чувствительны к климату, природные условия тоже необходимо брать в расчет.

Штаты отличаются еще по общественным настроениям и доминирующим ценностям. Более либеральными считаются, например, Калифорния, Массачусетс, Вашингтон, Колорадо, а более консервативными – Флорида, Техас, Вайоминг, Юта. Это важный фактор, ведь он определяет общественный дух вокруг вас, что особенно остро может чувствоваться в новой стране.


И, наконец, секретный ингредиент, который по обыкновению очень прост – дорогу осилит идущий. В текущих реалиях достигать желаемых целей, очевидно, труднее. Бизнес-школы, к примеру, могут просто не вернуться с обратной связью. К этому нужно быть готовым и пробовать поступить в большее количество вузов, продолжать действовать, несмотря ни на что.

Подготовка к поступлению на MBA – отдельный аналитический проект, который потребует много сил и времени. Однако учитывая пункты, описанные выше, принять оптимальное решение и выбрать программу с учетом индивидуальных целей, возможностей и предпочтений будет гораздо проще.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+