К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Глобальное образование: как трансформируется бизнес-образование под влиянием пандемии

Фото: rawpixel.com, Freepik
Фото: rawpixel.com, Freepik
Обзор трендов

Образование во всем мире уже не первый год претерпевает фундаментальную трансформацию, создавая некий вакуум, в котором новым игрокам зачастую не хватает компетенций, а традиционные учреждения не всегда успевают за современными трендами.

Тренд первый

Явный тренд заключается в том, что образование ушло в онлайн, хотя сама по себе концепция «смешанных форматов» не нова. Совмещение традиционных занятий в классе и современных методов обучения берут свое начало с 1960-х годов: когда мы стали использовать аудио- и видеокассеты, затем телевидение и наконец Интернет. Однако, экспоненциальный рост начался в 2011 году после запуска массовых онлайн-курсов пионерами отрасли – Стэндфордским университетом и MIT (micromaster's degree), а затем такими агрегаторами, как Coursera и Edx. Сегодня онлайн-форматы и инструменты дополненной реальности с голографическими профессорами становятся естественной нормой обучения.

Тем не менее, я остаюсь реалистом и убежден, что, уходя в онлайн, чрезвычайно важно сохранять живые формы взаимодействия и проектную работу. Основная проблема с онлайн-форматами, на мой взгляд, состоит в сложности адекватного восприятия другого человека. Как я люблю говорить, Zoom не передает тонкий слой. Даже с видео мы многое из невербальной коммуникации упускаем, а для человека, как существа социального, личная коммуникация в любом процессе крайне важна.

Тренд второй

Основной же тренд в образовании вообще и в бизнес-образовании, в частности, – быстрорастущий запрос на индивидуализацию образовательных траекторий, то есть на создание так называемого персонализированного трека, разработанного образовательным архитектором с помощью искусственного интеллекта на основе углубленного анализа данных каждого отдельного человека и его предпочтений, способностей и профессиональных целей, а также тенденций развития бизнес-процессов.

Это путь для тех, кто учится непрерывно каждый день на протяжении всей жизни (англ. life-long learning). Сегодня в мире, где бизнес-процессы постоянно меняются, а новые знания больше не укладываются в рамки одного курса, это стало очевидной необходимостью.

Платформы персонализированного непрерывного обучения будущего будут объединять в себе качественно новый набор участников – от самих обучающихся, профессоров и архитекторов треков обучения до видеографов, инженеров ИИ (искусственного интеллекта) и аналитиков данных. Такие экосистемы включают в себя не только образовательные программы, но и менторство, коучинг, микрообучение, проектную работу и постоянный p2p-нетворкинг (англ. peer-to-peer, равный к равному).

Тренд третий

Немаловажный тренд состоит в том, что с каждым днем знания все быстрее устаревают. Это значит, что для того, чтобы оставаться востребованным на рынке труда, человеку необходимо не только регулярно обновлять свои знания, но и понимать, какие компетенции будут востребованы завтра. Задача хорошей бизнес-школы – всегда быть на шаг впереди, формируя рынок актуальных знаний и навыков и предоставляя своим слушателям компетентное преимущество в бизнесе.

Тематики, связанные с новой экономикой, цифровой трансформацией, устойчивым развитием и социальным предпринимательством начинают переплетаться и требуют от бизнес-школ все большей гибкости в форматах. Уже сейчас для многих учащихся запрос сдвигается от классических форматов MBA в сторону профессиональных мастерских программ.

В этом смысле большую популярность приобретают направления подготовки так называемых функциональных лидеров – то есть, не просто управленцев, а профессионалов, владеющих как технической стороной процессов, так и операционной. Например, программа MMA (Master of Management Analytics) готовит именно таких функциональных лидеров, умеющих не только работать с данными, но и использовать аналитику в бизнесе и при принятии управленческих решений. Запрос на таких специалистов во всем мире растет с каждым годом и будет продолжать расти по мере ускоряющейся повсеместной цифровизации.

***

Эти три тренда в ближайшее десятилетие будут задавать повестку всем образовательным учреждениям, давая мощный импульс для трансформации из продукто-ориентированной бизнес-модели к клиентоцентричному подходу. Само обучение станет персонализированным и непрерывным, учитывающим запросы учащихся и доступным с любой точки мира в любое время. А фундаментом для бизнес-образования будут оставаться лидерство, эффективные коммуникации, принятие решений на основе данных, цифровая грамотность, этика и стратегия.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+