К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Какие мировые образовательные тренды актуальны для России в 2024 году

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Результаты исследования

Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ и образовательный холдинг Ultimate Education провели исследование, чтобы определить, в какой степени общемировые образовательные тренды будут проявляться в России в 2024 году. В опросе приняли участие около 750 человек — профессионалов и студентов онлайн-школ. Респондентам предложили оценить значимость каждого из десяти трендов, которые зарубежные исследователи зафиксировали и описали в докладе Innovating Pedagogy 2023.

Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ и образовательный холдинг Ultimate Education

Наиболее важным трендом респонденты сочли взаимопроникновение учебных онлайн- и офлайн-сред (его считают актуальным 50% профессионалов и 48% студентов). Как отмечают исследователи, цифровые форматы сегодня дополняются AR/VR-технологиями и нейросетями. Эти инновации помогают в том числе разнообразить учебные материалы, сделать уроки менее монотонными, а обучение — более доступным и комфортным.

Следом идут два методических тренда — мультимодальность (его отметили 58% профессионалов и 34% студентов) и обучение через вызов (31 и 56% соответственно). Под первым подразумевается создание учебных материалов в разных форматах — от обычных текстов с картинками до подкастов, видео, инфографики и т. д. Считается, что материал усваивается лучше, если учащиеся работают с разнообразными видами источников, поэтому тренд способствует повышению эффективности обучения. Вызов же в педагогике подразумевает самостоятельный поиск решения проблем, которые, в свою очередь, также необходимо находить в изучаемой области самому. Этот метод способствует развитию критического мышления и выработке навыков кооперации в междисциплинарных исследованиях. Эксперты отмечают, что такой подход чаще применяется в обучении взрослых.

Тренды, связанные с психологическим комфортом, также будут актуальны в наступившем году. Перспективность педагогики отношений, ориентированной на поддержание здоровой атмосферы в учебной среде, отметили 48% профессионалов и 29% учащихся. Исследователи подчеркнули, что для студентов онлайн-программ это менее актуальный тренд, поскольку в сегменте дистанционного образования педагогика отношений развивается уже давно. К примеру, учащиеся сами могут выбирать себе наставников, с которыми им комфортнее работать, и определять время и место занятий, подстраивая расписание под текущую загруженность. А вот более актуальной для онлайн-обучения стала тема заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде (ее отметили 35% профессионалов и 36% учащихся). Слушатели дистанционных курсов отрезаны от живого общения, и это вызывает ряд рисков, в том числе связанных с мотивацией. Задача педагогов — преодолеть возникшие барьеры, побудить студентов к взаимодействию и поддержать их интерес.

Менее значимым на общем фоне стал тренд сближения контекстов обучения и обучающегося — его отметили всего 30% профессионалов и 25% студентов. Этот тренд подразумевает подстройку образовательной программы под бэкграунд учащегося, что облегчает его учебный путь. По мнению исследователей, эта методика имеет большое значение в работе, например, с детьми из семей мигрантов. Ребенку проще воспринять информацию, если педагог обращается к его родной культуре.

Тренды, связанные с цифровизацией образования, пока не столь заметны в нашей стране. Например, об актуальности генеративного искусственного интеллекта заявляют лишь 37% профессионалов и 29% студентов. Исследователи отмечают, что с внедрением генеративных нейросетей в вузах интерес к ним со стороны участников традиционной образовательной системы может вырасти, но пока наибольшую вовлеченность демонстрируют представители бизнеса. По поводу использования подкастов как образовательного ресурса (29 и 15% респондентов) мнения разделились: в то время как одни считают их удобным способом донесения информации, другие по-прежнему сомневаются в эффективности формата. Авторы исследования полагают, что подкасты могут стать лишь дополнением к основным учебным материалам. Наконец, тема метавселенных (19 и 24%) в глазах опрошенных представляется еще менее актуальной для нынешнего года. Исследователи связывают это с относительной новизной технологии. Но поскольку молодые люди видят в виртуальных мирах потенциал, метавселенные с большой долей вероятности наберут популярность и в образовательной среде.

Отдельно отметим интерес к предпринимательскому образованию (его демонстрируют 39% профессионалов и 29% студентов). Важность этого тренда чаще отмечали взрослые респонденты, что объяснимо. Как считают опрошенные, предпринимательское образование развивает метанавыки, которые становятся все более востребованы на рынке труда.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+