К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Престижные бизнес-школы мира: как оправдать инвестиции

Yale School of Management. Фото: Nick Allen, Wikimedia Commons
Yale School of Management. Фото: Nick Allen, Wikimedia Commons
Реальные истории выпускников из России

Желание получить MBA в топ-10 лучших мировых бизнес-школ для многих может показаться несбыточной мечтой, ведь для этого нужно обладать экстраординарными интеллектуальными способностями и иметь возможность оплатить самое дорогое образование в мире. Пообщавшись с выпускниками лучших бизнес-школ, я узнала, как превратить мечту в реальность, что нужно для получения стипендии, верно ли, что выстраивание профессиональных связей иногда важнее приобретенных знаний, и почему все больше выпускников MBA предпочитают работе на Уолл Стрит Кремниевую долину.

У героев материала разный профессиональный опыт и карьерные достижения, но есть общий знаменатель — безграничные амбиции, вера в себя, неистовая работоспособность и умение соревноваться не только с лучшими, но и с самими собой. Вот их истории.

Валерий Авдеенко
Валерий Авдеенко
Wharton School of Business, 2020. Позиция сейчас: Senior Product Manager, Amazon Web Services. До получения МВА в Wharton School of Business с отличием закончил Stanford University, имел 7-летний опыт работы в инвестиционных департаментах Газпромбанка, группы «Сафмар», владел сетью кафе в Москве и запускал ресторан в Лондоне.

— Почему выпускники лучших бизнес школ все чаще стремятся в высокотехнологичные компании?

— Многие студенты в Wharton в перспективе видят себя создателями какого-нибудь нового Facebook и после окончания MBA хотят найти работу в Кремниевой Долине для получения первичного опыта высоких технологий. На бакалавриате я учился в Stanford University, но мне всегда была интересна сфера технологий. После 7 лет в финансах меня лично привлекла возможность работы над инновационными технологическими продуктами. Каждые несколько лет технологическая отрасль полностью меняется и ставит новые задачи. Я понял, что в высокотехнологичной компании создаю что-то принципиально новое, что можно использовать, развивать и с гордостью показать всему миру. С другой стороны, перспективы для обладателей MBA на Уолл Стрит померкли, инвест-банки настаивают на работе без выходных, но в отличие от 2000-х годов крайне редко такая работа оборачивается в многомиллиардные сделки и семизначные бонусы. Между тем, калифорнийская культура работы уважает work-life balance, и те студенты Wharton, которые раньше видели себя в Goldman Sachs и Morgan Stanley, считают, что при сопоставимых усилиях они с таким же успехом смогут добиться результатов в Кремниевой Долине.

— Как обстоят дела с поиском работы и стажировок?

— Для меня было критически важно получить стажировки, потому что я менял карьеру, переходя из финансов в технологии. Обычно после MBA меняют либо круг обязанностей, либо отрасль, либо географию. Я менял все три, соответственно, для меня было важно любыми способами доказать работодателю, что несмотря на отсутствие профильного опыта, я смогу работать на высоком уровне. Во-вторых, стажировки позволяют узнать больше о корпоративной культуре компании. Например, культура Google и Amazon значительно отличаются, и не факт, что успешному сотруднику одной компании понравится работать в другой. Почувствовать эту разницу можно именно за счет стажировок.

— Stanford, Wharton — как продать бренд работодателю?

— Это мировые бренды, но я бы не сказал, что они сами себя продают. Уже не те времена, когда студенту MBA автоматически приходит несколько предложений от хороших компаний. В лучшем случае, бренд и сеть контактов из университета могут привести к первому разговору, а там уже требуется доказать, каким образом мой опыт не менее релевантный, чем у человека с узкоспециализированной профессиональной экспертизой.

— Стоит ли программа MBA в Wharton потраченного времени и ресурсов?

— Для меня однозначно да. Была цель сменить направление карьеры — и Wharton позволил этого добиться в полной мере. Мое мнение, если цель что-либо изменить — круг обязанностей, отрасль или географию, — то MBA стоит потраченных ресурсов. Существует мнение, что MBA не предоставляет уникальных знаний, но я не согласен с этим утверждением. Кто ищет знания — тот их найдет. Многие из профессоров — бывшие или действующие предприниматели, инвесторы (например, профессор Перри Голкин управляет фондом с $1 млрд, а профессор Картик Хосангер продал компанию eBay за $75 млн). Если приложить усилия, то у них есть, чему поучиться. Плюс я значительно расширил сеть профессиональных контактов, потому что построение отношений с одногруппниками и профессорами — огромная часть культуры Wharton.

— Каковы твои стратегические цели после MBA?

— В июле начинаю заниматься разработкой инновационных продуктов в компании Amazon, AWS (сегмент Amazon, занимающийся облачными технологиями). Я выбрал именно это предложение, потому что Amazon — отличная школа инноваций. Я удивился, когда зашел в офис небольшого стартапа и увидел на стене лидерские принципы Amazon. В перспективе данный опыт позволит мне создавать еще более интересные технологические продукты в рамках Amazon или за их пределами.

— Твое отношение к переходу на online-обучение во время карантина?

— Онлайн обучение для студентов Wharton наступило неожиданно — многим было обидно платить такие большие деньги за интернет-образование. Все-таки изначально студенты ожидали глубоко интерактивного, живого обсуждения. Это было частично потеряно в онлайне. В течение онлайн-лекций быстро устаешь — это уже широко известный феномен «Zoom fatigue»: насколько непросто было просидеть трехчасовую лекцию по статистике в аудитории, в онлайне это гораздо сложнее. Также многие профессора полностью вырезали элемент групповой работы из своих курсов. К тому же огромная часть учебы в Wharton — построение отношений с однокурсниками, что сложней дается онлайн. Тосты и вечеринки через webcam очень быстро устаревают.


Владислав Баскаков
Владислав Баскаков
Harvard Business School, 2018. Позиция сейчас: OYO, Director of Operations. До поступления на MBA в Harvard с отличием окончил Московскую Высшую Школу Экономики и имел солидный опыт работы в сфере консалтинга в McKinsey & Company.

— Как соревноваться с лучшими из лучших на этапе поступления?

— Я считаю, что международные студенты берут уникальностью профессионального опыта. В России можно уже через 3-4 года работы возглавлять какое-то подразделение и запускать интересные проекты на рынок. На Западе расти дольше и сложнее, хотя и выбор крупных компаний гораздо шире. Хорошо работают и двойные бэкграунды —например, консалтинг плюс технологическая экспертиза. У меня есть теория, что бизнес-школы хотят набрать максимально разностороннюю композицию класса — кандидатов с разными карьерными путями, из разных географий, и поэтому выгодно максимально отличаться. Но и про «бренды» в виде топовых компаний в резюме забывать не стоит —они определенно работают.

— Стоимость программы высока. Стипендии в Гарварде — это реально?

— Гарвард, как и ряд других топовых школ, предоставляет большие скидки и стипендии на обучение для своих студентов. Формально для получения такой стипендии общий доход за три года должен быть ниже определенного порога в долларах. С учетом волатильности валют развивающихся стран и колебаний курсов претендовать на стипендию может практически любой иностранный студент. На старте можно получить скидку в размере до 70% от стоимости обучения. В мой год ввели дополнительные стипендии в течение года и скидка достигла в сумме 90% от стоимости обучения. В таком случае необходимо покрыть лишь затраты на проживание, но и на них Гарвард предоставляет кредит за счет собственного банка.

Затраты на проживание напрямую связаны с тем, сколько ты планируешь путешествовать. Твои одноклассники будут постоянно организовывать поездки в родные страны и обычно — на высшем уровне. Во время поездки в Грецию, например, нас встречал действующий премьер-министр — тоже выпускник Гарварда. В Индии удалось не только пообщаться с руководством страны (опять же наши выпускники), но и побывать на гигантской свадьбе среди полутора тысяч гостей. Ко мне одноклассники приезжали в гости на Чемпионат Мира в Россию и уже мечтают приехать снова.

— Расскажи про нетворкинг?

— Американцы большие фанаты small talk (непринужденная беседа людей на отвлеченные темы, которая не предполагают договоренностей, обязательств), и подобный формат общения встречается практически на каждом мероприятии.

Также в США большое значение имеет понятие community. По сути, это организация свободного времени для себя и окружающих с максимальной пользой. Я был сильно поражен, когда увидел, насколько активны мои одноклассники в организации разного рода мероприятий, клубов по интересам, концертов и спортивных активностей. Со временем приходит понимание, что это и есть лучший способ нетворкинга.

Но самое важное — нетворкинг с потенциальным работодателем, а это весьма структурированный процесс. Первый способ — выпускники. Изначально тебе доступна вся база выпускников Гарварда, ты можешь написать тем из них, кто работает в интересующих тебя компаниях. Отвечают далеко не все, но часто люди соглашаются созвониться и больше рассказать тебе про компанию. Твой собеседник прямо на звонке может помочь тебе с подачей резюме, что значительно увеличит шансы прохождения этапа скрининга.

Также крупные компании приходят на кампус, рассказывают о себе и оставляют контакты для подачи резюме. Есть и внутренний портал с вакансиями. При этом у тебя на этом сайте есть определенное количество баллов, и ты можешь ими «расплатиться», чтобы компания гарантированно позвала тебя на интервью, даже если твое резюме изначально не прошло скрининг. К сожалению, запас таких баллов у каждого студента ограничен. Особое место занимает общение с профессорами. Здесь очень распространена культура office hours — ты часто бронируешь время, чтобы встретиться с профессором. Практически все они очень известны в рамках своей индустрии или функциональной области и всегда рады помочь своим нетворком или советом.

— Как изменить мир, не изменяя себе?

— Основной девиз Гарварда — готовить лидеров, которые будут нести положительные изменения в этот мир. Очень большое время в классах уделяется определению своих интересов и своего долгосрочного пути. Если ты хочешь пойти по классической карьере финансов и консалтинга — этот путь в Гарварде доведен до автоматизма. В последнее время в связи с огромной популярностью технологических компаний бизнес-школы также пытаются выпускать своих предпринимателей. Тут есть и акселератор, и соревнования с грантами, и менторская программа, и фонды, которые приходят каждую неделю на кампус. При этом ты можешь выбирать практические классы, такие как product management, например, и работать в рамках класса над своим стартапом. Если летом ты хочешь развивать свой бизнес или работать на небольшой стартап, финансовые возможности которого ограничены, Гарвард готов помочь и компенсировать зарплату.


Мария Егикян
Мария Егикян
Yale School of Management, 2017. Позиция сейчас: Senior Business Development Manager, Private Equity, Amazon Web Services. До поступления на MBA в Yale, работала заместителем начальника управление в НК «Роснефть», за плечами было более 5 лет опыта работы в финансовом и нефтяном секторах (UniCredit Securities, Alfa Bank, TNK-BP), а также диплом Финансового Университета и семестр обучения в NYU Stern.

— Расскажи подробнее про выбор бизнес-школы. Почему именно Йель?

— Выбор бизнес-школы — сугубо индивидуальный процесс и сильно зависит от вашей личной истории: кто вы, какой профессиональный опыт вы получили до школы, и главное — каковы ваши цели после MBA, как конкретная школа может помочь в их достижении? У меня к моменту поступления был опыт в ведущих инвестбанках и крупнейших нефтяных компаниях России. Поэтому основной целью было не усиление каких-либо hard skills, а расширение кругозора благодаря разностороннему опыту будущих одноклассников, и, главным образом, выход на мировую бизнес-арену — получение «валидации» моего российского опыта на международном рынке и некой платформы для доступа в любую географию в виде крепкого alumni network. Именно такой для меня стала Yale School of Management. Возможность расширения собственных горизонтов есть благодаря свободной программе — вдобавок к стандартным MBA-дисциплинам я изучала «Римское право» и «Историю искусств». Меня также поразила преданность традициям и фанатичная гордость за университет его студентов — все это является фундаментом одной из сильнейших alumni network в США и мире.

— Как правильно продать бренд своего университета работодателю?

— На мой взгляд, акцент необходимо делать не на бренде университета, а на построении своего личного бренда. И карьерная стратегия, которой вы следовали при выборе школы, безусловно является важной составляющей этого личного бренда, особенно в первое время после окончания. Именно поэтому вопрос, почему вы выбрали ту или иную бизнес-школу, является одним из наиболее популярных на интервью во время трудоустройства после MBA. И здесь важно подчеркнуть, какой value вы получили с точки зрения как личного развития, так и карьерного продвижения. Но стоит также понимать, что бренд школы является важным толчком при первом трудоустройстве после выпуска, но начинает медленно терять значимость спустя некоторое время в пользу вашего дальнейшего профессионального опыта.

— Почему все больше выпускников MBA идут в технологические компании?

— Сегодня я работаю в big tech компании — Amazon Web Services. Меня всегда привлекали индустрии и компании, которые могут оказывать impact-эффект — наверное, это отличительная черта всех выпускников MBA. Большой tech, с его немыслимой скоростью развития и инноваций, сильно меняет наш мир, разрушая одни индустрии и создавая другие. Кроме того, на мой взгляд, он предоставляет уникальную международную мобильность. Сегодня я ответственна за развитие бизнеса AWS во Франции, но не исключаю возможности в дальнейшем работы в различных других географиях в рамках Amazon. Это опциональность мне очень нравится!

— Существует ли культ американского нетворкинга?

— Для американцев нетворкинг имеет очень конкретные цели и утилитарное значение — помощь в карьерном продвижении. В американском обществе этого совершенно не скрывают и не стесняются, это норма: сегодня ты поможешь мне, а завтра я тебе. Но при этом в основе этих связей, конечно же, лежат подтвержденные профессиональные достоинства и репутация, необходимые, чтобы система работала. Кроме того, выпускники американских школ считают успех alumni network двигателем своего личного успеха и личного бренда, тем самым, они более мотивированы помогать друг другу.

— Как строить карьеру после MBA?

— На мой взгляд, карьерный шаг сразу после MBA — один из самых важных в построении долгосрочной карьеры. Как эксклюзивное и очень дорогостоящее рекрутинговое агентство, MBA дает уникальную возможность сменить индустрию, попасть в отрасли, куда без этого диплома практически не берут, и получить сильнейший толчок в карьере, тем самым продолжая тщательно выстраивать свой личный бренд. Именно поэтому, после окончания школы я решила поработать несколько лет в инвестиционном банкинге в Нью-Йорке, занимаясь слияниями и поглощениями в технологическом секторе.

Соблазны Уолл Стрит привлекали меня еще со времен учебы в NYU undergrad, но уже во время трудоустройства, я четко понимала, что лайфстайл карьеры в investment banking в долгосрочной перспективе для меня неприемлемы. Тем не менее, предложение работы в одном из ведущих инвестбанков Нью-Йорка (Guggenheim Partners) было очень сложно получить, а опыт в этой индустрии, как мне казалось, укреплял мой личный бренд и skillset, а также открывал дальнейшие возможности в различных индустриях.


Егор Булавинцев
Егор Булавинцев
Columbia Business School, 2017. Позиция сейчас: Tygon Peak Capital (private equity), Senior Associate. До МВА получил солидный опыт работы в инвестбанкинге в финансовом бутике «Тайга Капитал» и в сфере консалтинга, а также имеет предпринимательский опыт в сфере продаж. Окончил Высшую Школу Экономики. Штурман экипажа призера чемпионата мира по воздухоплаванию.

— Какие мифы об MBA ты можешь развенчать?

— Лучшие бизнес-школы выпускают по десять тысяч выпускников в год, чьи предпочтения по карьерному пути очень сильно пересекаются и конкуренция за хорошие позиции очень высокая, поэтому никто нас тут не ждет с распростертыми объятиями. Также очень важный вопрос — рабочая виза. Как правило, им стоит заняться заранее. Неверно полагать, что если работодатель после MBA захочет взять вас к себе, то вопрос с визой легко решится. Нужно иметь в запасе креативные решения.

— Правило трех S на MBA (sleep, study, socialize) — как правильно балансировать?

— Сон всегда важен — для продуктивности, для social awareness, для памяти (новые лица, новые имена, новые знания). Вполне реально все планировать так, чтобы спать достаточно. Socialize — второй приоритет. Во-первых, необходимо обрести и постоянно тренировать навык социализации. В Америке социализация сродни искусству — умение общаться и налаживать отношения, способность правильно преподнести себя и свои достижения — то, что приводит к успеху, а не сами знания и умения. Знания нужны, скорее, для удовлетворения интеллектуального любопытства.

— Какова карьерная стратегия после MBA?

— Искать работу нужно начинать с первого дня. Все большую популярность обретает практика прохождения pre-MBA стажировок — работы в компаниях (в основном, в стартапах) перед началом программы. Чем больше стажировок сделает студент во время получения MBA, тем больше шансов найти работу. Конечно, все по-разному для разных индустрий, но для Investment Management and Private Equity это так. Можно получить доступ к профессионалам в отрасли, и, даже если они не предложат позицию после школы, то могут помочь, используя свою сеть контактов, если себя зарекомендовать. Необходимо понимать циклы набора по индустриям. Большие инвестиционные банки и другие большие корпорации очень редко набирают вне заранее установленного цикла.


Макс Сапожников
Макс Сапожников
Stanford Graduate School of Business (MBA) / Stanford University (Master of Science in Environment and Resources), 2020. Позиция сейчас: Finance Manager, Google. До поступления в Stanford получил красный диплом МГИМО, за плечами опыт работы в АФК Система и ВТБ Капитал, и сертификат CFA (Chartered Financial Analyst).

— В чем заключалась твоя цель прохождения курса и какие планы после выпуска?

— Моей целью было открыть для себя новые горизонты и получить практический опыт в США. Учась на первом курсе, я приложил много усилий для того, чтобы найти стажировку. Подал резюме в 130 компаний, из которых порядка 20 пригласили меня на первый раунд интервью, 8 — на финальный раунд, и в результате я получил 3 предложения, из которых выбрал Google. Поиск работы в США для всех иностранных студентов (за редкими исключениями) — колоссальный стресс вне зависимости от вашей школы и предыдущего опыта, будьте к этому готовы. Причина — конкуренция. Большим преимуществом является наличие первого технического (желательно с уклоном на computer science и желательно в США) образования, а также опыта работы за пределами России. У меня ничего этого не было, поэтому было тяжело (например, на позицию Product Management я практически нигде не проходил скрининг, несмотря на бренд Stanford). Стажировка мне понравилась, поэтому после летнего семестра я планирую вернуться в Google.

— В чем уникальность учебного процесса в Стэнфорде?

— В Stanford GSB, в отличие, например, от Harvard Business School, обучение не строится исключительно на кейсах — профессора используют разные методики. Учебный год делится на 3 семестра, и среда является выходным днем. Меня приятно удивило количество известных гостей, которые приходят на классы и мероприятия школы практически каждый день. За два года у меня была возможность пообщаться с более 100 топ-менеджерами, инвесторами и предпринимателями (из наиболее запомнившихся — Рэй Далио, основатель Bridgewater Associates, Фил Найт – основатель Nike, и Стефен Карри – один из лучших баскетболистов мира и начинающий венчурный инвестор).

— Советы для тех, кто только выбирает бизнес-школу?

— Очень часто приходится слышать обоснования, почему студент А выбрал школу Б. На мой взгляд, этот вопрос не совсем корректный, так как в большинстве случаев не вы выбираете школу, а школа выбирает вас. Безусловно, на начальном этапе нужно выбрать список из школ, куда бы вы хотели попасть. Консультанты, как правило, рекомендуют 3-7 заведений, в зависимости от профиля аппликанта. Если честно, как в моем случае, так и в случае подавляющего большинства моих знакомых, при определении списка люди смотрят на рейтинги. У всех топовых школ есть свои сильные стороны, известные профессора и успешные выпускники, поэтому я бы не тратил много времени на выбор одной идеальной для вас программы МВА.

Другой вопрос — география (например, если вы хотите быть исключительно в Кремниевой долине, то выбор сужается до двух школ — Stanford и Berkeley). Определившись со списком и пройдя все этапы отбора, у вас будет какое-то количество офферов на руках. В моем случае, это были Stanford, Columbia, Yale и Chicago Booth. Выбор для меня был очевиден.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+