К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Современная система среднего профессионального образования в России

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Исторически сложилось, что в России системе среднего профессионального образования (СПО) уделялось мало внимания. Обучение в колледже не считалось престижным и часто воспринималось только как промежуточная ступень между школой и вузом. Но в 2021 году количество абитуриентов колледжей неожиданно увеличилось в несколько раз, а средний балл для поступления превысил отметку в 4,5 балла. Попробуем разобраться, что же стало драйвером привлекательности колледжей и как устроена современная система СПО.

История СПО в России

Профессиональное образование берет начало в IV веке, когда еще не существовало образовательных учреждений. Профессиональное развитие определялось «судьбой» и зависело от того, в какой семье родился человек. Все знания передавались из поколения в поколение, а сменить профессию и начать заниматься тем, что нравится, не представлялось возможным.

Все изменилось с приходом христианства. Мастера из Византии принимали в ученики всех, кто обладал талантами или был склонен к какому-либо ремеслу, тем самым разорвав обязательную преемственность профессий внутри семьи. Первые профессиональные школы появились благодаря Петру I, но доступным для всех слоев населения профессиональное образование стало только в 1868 году. Два года спустя появились «Основные положения о промышленных училищах» и «Общий нормальный план развития промышленного образования», которые способствовали образованию единой системы профессионально-технических училищ в России.

В предвоенные годы руководство страны активно развивало отраслевую подготовку, что помогло обеспечить во время Великой Отечественной войны молодыми специалистами все стратегически важные предприятия. Первая серьезная трансформация СПО в стране произошла только в 1969 году, когда были созданы первые средние профессиональные учебные заведения, которые принимали на обучение по окончании 8-го класса школы.

После распада СССР большинство предприятий оказалось в кризисе и целевая подготовка стала неактуальной. Интерес абитуриентов к профессиональному образованию оставался низким и в 2000-е, к 2017 году прием в колледжи сократился на 12,9%, а в профессиональные училища — на 68%. Профтех стремительно терял свои позиции.

Современная система СПО

В 2012 году финансирование системы СПО было передано с федерального уровня на региональный, что кардинально изменило систему подготовки кадров. Вторым значимым событием для СПО стало вступление в международное движение WorldSkills — аналог Олимпиады для рабочих профессий. Чемпионаты по профессиональному мастерству требовали высокого уровня подготовки участников и стали толчком к развитию материально-технической базы, повышения уровня педагогического мастерства и финансирования колледжей. Вскоре участники из России начали занимать призовые места на международных соревнованиях, что незамедлительно отразилось на популярности профессионального образования. 


На данный момент в колледжах России учится 3,5 млн студентов и реализуется 551 образовательная программа. 


Появление в 2017 году демонстрационного экзамена как формы итоговой аттестации знаний повысило планку подготовки специалистов: помимо написания выпускной контрольной работы студентов обязали демонстрировать приобретенные знания и навыки. Такой подход позволил учиться применять полученные умения на практике еще во время обучения и довольно быстро устраиваться на работу после выпуска. Другая причина растущего интереса к колледжам – высокий спрос на рабочие профессии.

В 2019 году были созданы Центры опережающей профессиональной подготовки, что дало возможности получения профессионального образования на протяжении всей жизни, повышения квалификации и приобретения цифровых навыков.

В 2020 году система образования столкнулась с новым вызовом в виде пандемии COVID-19. Наиболее адаптивными показали себя именно колледжи и техникумы, которые смогли быстро перейти на подготовку специалистов в онлайн-формате. Это послужило началом перехода на гибкие образовательные программы, позволяющие оперативно готовить кадры под нужды рынка труда и экономики страны в целом.

Преимущества обучения в колледже

Главное преимущество профессионального образования — существенная экономия времени. Такой формат обучения позволяет быстро пройти программу старших классов и начать осваивать профессию без поступления в вуз. Это оптимальный вариант для зрелых студентов, которые определились с профессией, хотят работать и зарабатывать. К тому же зарплата у выпускника колледжа на старте карьеры бывает выше, чем у студента или выпускника вуза.

Ограничений в плане специальностей нет: колледжи предлагают как гуманитарные, так и высокотехнологичные направления. А с развитием новых информационных технологий профтех стал одним из самых коротких путей для получения качественного ИТ-образования. В условиях нехватки специалистов и острой необходимости замены зарубежного софта спрос на ИТ-направления в колледжах вырос в несколько раз. При этом многие колледжи сотрудничают с компаниями-работодателями, проводят стажировки и мастер-классы, а это еще один способ зарекомендовать себя во время обучения и получить работу в престижной компании еще во время учебы в колледже.

Кроме этого, большинство колледжей обладают современной материально-технической базой, мастерскими, новыми технологиями и преподавателями-практиками. То есть обучение позволяет не только расширять базу знаний, но и сразу применять их на практике.

Немаловажную роль в трудоустройстве выпускников играют Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) — институты-посредники между колледжами, рынком труда и экономическими отраслями. Они собирают запросы на навыки и компетенции, реализуют образовательные курсы или передают информацию о необходимости подготовки тех или иных специалистов организациям профтеха. Таким образом, после выпуска студент колледжа может гарантированно получить работу в проверенной компании.

В 2022 году также стартует Федеральный проект «Профессионалитет». Это экспериментальная программа Минпросвещения России для подготовки кадров под нужды экономики. Среди ключевых инициатив — создание образовательно-производственных центров (кластеров). Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики. В каждом колледже, участвующем в программе, формируется особый педагогический состав, новая методология обучения и учебно-производственные комплексы. Проект ориентирован на подготовку специалистов в тесном сотрудничестве с работодателями. Ключевой особенностью станет укороченный срок обучения и практикоориентированный подход. «Профессионалитет» должен стать глобальной перезагрузкой системы среднего профобразования и способствовать массовой подготовке специалистов самых востребованных профессий.

На данный момент в список направлений подготовки вошли: авиастроение, атомная отрасль, строительство железнодорожного транспорта, легкая промышленность, машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, фармацевтическая и химическая отрасли. На программы проекта планируется набрать 150 000 студентов. Помимо дипломов выпускники также получат цифровой паспорт компетенций.

Поступление

Поступить в колледж можно после 9-го, 10-го или 11-го класса. Приемная комиссия также рассматривает заявления от кандидатов с неполным средним образованием, которые проходили службу в армии или находились в декретном отпуске. Возрастных ограничений по поступлению в колледж на законодательном уровне нет. Продолжительность обучения зависит от выбранной специальности, а также уровня профессиональной подготовки и знаний абитуриента.

После 9 класса

Конкурс на большинство специальностей для выпускников 9-х классов осуществляется на основании среднего балла аттестата. Результаты ОГЭ не учитываются. Если выбранная специальность связана с творчеством, медициной, строительством, искусством, пожарной безопасностью, абитуриенту нужно будет дополнительно сдать внутренний экзамен. Формат вступительных испытаний определяется каждым колледжем индивидуально. Это может быть портфолио, решение кейса, прохождение теста или демонстрация имеющихся навыков.

Срок обучения:

  • 3 года для рабочих профессий;
  • 4 года для технологичных профессий;
  • 2–2,5 года в рамках Федерального проекта «Профессионалитет»;
  • заочная или вечерняя форма обучения добавят к сроку обучения 1 год;
  • • 5 лет — максимальный срок освоения образовательной программы.

После 10 класса

Бывают ситуации, когда, проучившись в старших классах год, ученик понимает, что хочет уйти, чтобы как можно скорее начать работать или просто получить профессиональную подготовку. В этом случае действуют все правила поступления для выпускников 9-х классов. Оценки и время обучения в 10-м классе при поступлении не учитываются. Преимуществом перед другими абитуриентами может быть портфолио, победы на конкурсах и профессиональные достижения по желаемой специальности. Продолжительность обучения будет такой же, как и у выпускников 9-х классов.

После 11 класса

Те, кто решил после 11-го класса пойти в вуз, но не смог поступить или изначально выбрал колледж, должен предоставить приемной комиссии аттестат об общем среднем образовании. В некоторых случаях аттестат за 11-й класс может помочь поступить сразу на 2-й курс или автоматически зачесть на экзамене предметы 1-го курса, которые уже изучены в школе. Также потребуется сдать вступительный экзамен и продемонстрировать портфолио, если такое требование есть в правилах приема. Продолжительность обучения после 11 классов будет на год меньше.

Важно: подать заявления можно в неограниченное количество колледжей и техникумов, но в каждом — не более чем на три направления подготовки.

Поступление в вуз после колледжа

Поступить после колледжа или техникума в вуз можно двумя способами: с ЕГЭ или без него.

Поступление с ЕГЭ

Если для выбранной программы обучения требуются результаты ЕГЭ, студенту колледжа необходимо до 1 февраля зарегистрироваться на экзамен и прийти в установленное время в пункт сдачи.

Алгоритм сдачи ЕГЭ во время обучения в колледже:

  • получить справку о завершении программы среднего общего образования. Обычно она выдается после 1-го курса колледжа;
  • прикрепиться к школе;
  • получить допуск к ЕГЭ зимой. Для этого нужно сдать итоговое сочинение за 11-й класс;
  • определиться с дисциплинами по выбору;
  • весной сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и выбранным предметам;
  • после объявления результатов получить аттестат за 11 класс;
  • подать документы в вуз.

С 2022 года для поступления абитуриенты должны сдавать экзамен по русскому языку, один или несколько дополнительных предметов, которые заявлены в условиях приема, и профильный экзамен, если того требует направленность вуза.

Поступление без ЕГЭ

Поступить в вуз без ЕГЭ и экзаменов можно на сокращенную программу на заочное и очно-заочное отделение. Обучение в большинстве случаев осуществляется на коммерческой основе. Для поступления будет необходимо только пройти собеседование.

Минус заочной формы обучения заключается в небольшом выборе специальностей. С сентября 2021 года такой формат недоступен на направлениях: «строительство», «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление», «бизнес-информатика», «психология», «торговое дело», «товароведение», «жилищное хозяйство» и «юриспруденция». На творческих направлениях заочная форма обучения также отсутствует.

Современный колледж — это первоклассные эксперты, передовые технологии и востребованные профессии. В настоящее время среднее профессиональное образование предлагает высокоуровневые программы обучения по современным профессиям, позволяющие молодым людям найти свое место на рынке труда. Благодаря колледжам путь между школой и работой по специальности сокращается, что дает выпускникам СПО существенное временное преимущество. С каждым годом колледжи становятся лучше, а количество желающих поступить увеличилось за последнее десятилетие в два раза. Было бы хорошо, если бы тенденция сохранилась.

История становления профтеха

История становления профтеха

Материал подготовлен на основе информации правовых интернет-ресурсов, сайта ПоступиОнлайн и сайта Минпросвещения России.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+