
Школа «Летово» совместно с исследовательским агентством OMI изучила, как родители выбирают школы для своих детей и какую роль в обучении и воспитании отводят образовательным учреждениям.
В онлайн-опросе приняли участие 6364 человека в возрасте 25–60 лет, проживающих в крупных городах России. В ходе опроса выяснилось, что критериям исследователей соответствуют только 2003 респондента — столько человек утвердительно ответили на вопрос «участвуете ли вы в выборе школы для своего ребенка?». Эти респонденты и вошли в финальную выборку.
Финальная выборка исследования
Более половины участников опроса (57%) имеют высшее или неоконченное высшее образование, треть (33%) — полное среднее (школа или ссуз), у 7% несколько высших образований. Основное среднее образование получили 2% опрошенных, столько же обладают ученой степенью или степенью MBA. Доля родителей с низким доходом составила 43%, 41% оценил свой доход как средний, 16% указали, что относятся к семьям с высоким достатком. Все респонденты воспитывают детей среднего школьного возраста, 81% которых учится в общеобразовательных школах, 16% — в лицеях, гимназиях или спецшколах и по 1% посещают частные учебные заведения, находятся на домашнем обучении или получают образование иного типа.
Чаще всего семья принимает совместное решение о выборе учебного заведения для ребенка. Более половины опрошенных не меняли школу и не планируют делать этого в будущем. Возможность перевести ребенка в другое учебное заведение чаще рассматривают родители с несколькими высшими образованиями и высоким уровнем дохода, поскольку они более требовательны к качеству обучения. Жители Москвы и Санкт-Петербурга в целом в большей степени удовлетворены школами, в которых учатся их дети.
Авторы исследования выделили шесть стратегий выбора школы в зависимости от степени вовлеченности родителей в образовательный процесс.
Ответственные стратеги (28%)
«Мы довольны нашей текущей ситуацией с образованием. Ребенок хорошо учится, создавая свое будущее уже сейчас».
Самую многочисленную группу составляют родители, которых авторы назвали «ответственные стратеги». Среди таких преобладают люди с высшим образованием (14%) и с высоким уровнем дохода. «Ответственные стратеги» основательно подходят к выбору учебного заведения — ищут частные или сильные общеобразовательные школы — и прибегают к помощи репетиторов. Такие родители практически не сомневаются в своем решении и довольны результатами. Кроме того, они более вовлечены в образовательный процесс, чаще других заходят на сайты школ, читают специализированные форумы и вступают в родительские сообщества. Дети «ответственных стратегов» обычно любят учиться и демонстрируют хорошие академические результаты.
Делегирующие папы (17%)
«Я держусь в стороне от школьных дел, у меня на это нет времени, но мы вместе выбираем хорошую школу, где о моем ребенке позаботятся».
В группу «делегирующие папы» в основном вошли отцы, которые сильно заняты на работе. 41% представителей этого сегмента имеет среднее или среднее специальное образование. «Делегирующие папы» считают, что основную роль в воспитании и образовании детей должны играть школы, а комфорт и дружественная атмосфера важнее полученных академических знаний. Также они хотят, чтобы дети «были под присмотром», поэтому часто выбирают школы, где работают их друзья и знакомые. Многие «делегирующие папы» готовы оказывать материальную поддержку школе и иногда помогают детям с домашними заданиями. Дети представителей этой группы редко участвуют в олимпиадах, почти не посещают кружки и нечасто обращаются к репетиторам.
Невовлеченные традиционалисты (16%)
«Мне не интересны все эти методики образования, я просто хочу, чтобы получение знаний для моего ребенка было доступным и качественным».
К этой группе относятся родители, которые ценят не столько качество академической школьной программы, сколько безопасность ребенка, близость школы к дому и доступность обучения. Основную часть сегмента составляют домохозяйки и жители регионов. Они зачастую критически оценивают учебные заведения, в которые ходит ребенок, но не готовы или не могут что-либо менять. Дети «невовлеченных традиционалистов», как правило, свободны в выборе образовательной траектории, не занимаются дополнительно после школы и почти не участвуют в олимпиадах.
Вовлеченные инвесторы (16%)
«Полная поддержка образования ребенка — мое приоритетное вложение».
Для «вовлеченных инвесторов» образование обладает высокой ценностью, поэтому они тратят на обучение детей много времени и средств. Среди этих родителей самый большой процент окончивших вузы (68%). Такие родители стараются создавать детям лучшие условия, чтобы поддерживать мотивацию к учебе. Они приводят детей преимущественно в школы с небольшими классами и дружественной атмосферой, а также предъявляют высокие требования к квалификации учителей и качеству преподавания. Дополнительные занятия почти всегда обязательны для детей «вовлеченных инвесторов». Школьники часто участвуют в олимпиадах, и обычно им в этом помогают репетиторы.
Контролирующие знатоки (13%)
«Для нас важно качество и интенсивность учебных программ, а также внимание к ребенку».
Среди представителей этой группы преобладают женщины (75%), большая часть «контролирующих знатоков» — москвичи. Они, как правило, имеют второе высшее образование или научную степень и предъявляют наиболее строгие требования к школам среди всех категорий родителей. «Контролирующие знатоки» ценят качество учебных программ, высокую квалификацию учителей и индивидуальный подход к обучению. Они предпочитают отдавать детей в лицеи и специализированные школы, однако редко остаются довольны своим выбором и постоянно ищут новые варианты. Их дети рано начинают готовиться к поступлению в вузы, поэтому постоянно занимаются с репетиторами. У детей «контролирующих знатоков» очень высокий процент участия в школьных олимпиадах.
Занятые прагматики (10%)
«У меня мало времени, чтобы активно участвовать в обучении ребенка. Мы выбираем хорошую школу, которая дает возможность попробовать разные занятия и понять, что ребенку интересно в большей степени».
Среди «занятых прагматиков» больше, чем в других группах, медработников и юристов, также встречаются руководители и топ-менеджеры. Родители из этой группы зачастую не имеют времени участвовать в обучении детей, однако все равно стремятся дать им хорошее образование. Им важно, чтобы школа предоставляла возможность посещать дополнительные кружки и секции, выдавала стипендии, обеспечивала поступление в ведущие вузы. У детей «занятых прагматиков» больше шансов проявить самостоятельность, за ними чаще остается решение в выборе собственного образовательного пути.