Тренды в образовании — 2025: глобальные тенденции на фоне российской реальности

Институт образовательных технологий Открытого университета Великобритании опубликовал ежегодный доклад «Инновационная педагогика», подготовленный совместно с группой LIVE Learning Innovation Incubator Вандербильтского университета (США). В нем эксперты выделили десять ключевых трендов, которые в наибольшей степени влияют на современное образование. Российские исследователи Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ и образовательного холдинга Ultimate Education опросили 115 инноваторов, 425 студентов и 33 экспертов из 16 регионов страны, чтобы оценить актуальность мировых трендов для России.
Тренд 1. Использование искусственного интеллекта в мультимодальной педагогике
Технологии генеративного искусственного интеллекта, позволяющие наряду с текстом использовать изображения, музыку и видео, активируют разные каналы восприятия информации и дают возможность персонализировать обучение. Британские исследователи считают использование генеративного ИИ в мультимодальной педагогике одним из самых перспективных направлений, и это мнение разделяет значительная часть российских инноваторов и студентов.
Более половины инноваторов (55%) и около трети учащихся вузов (30%) согласны с тем, что искусственный интеллект следует интегрировать в мультимодальную педагогику. Наибольший интерес к тренду проявляют инноваторы с ученой степенью и студенты педагогических и экономических направлений, однако будущие математики относятся к нему скептически.
По мнению большинства экспертов, ИИ способен повысить эффективность усвоения информации, хотя некоторые специалисты сомневаются в том, что в ближайшее время он окажет значительное влияние на образование в целом.
Тренд 2. Иммерсивное обучение
Иммерсивный подход к обучению второй год подряд остается в числе самых обсуждаемых новшеств. Цифровые и ролевые игры на основе технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) погружают учащихся в культурные и исторические контексты и позволяют изучать язык, культуру, искусство и литературу разных эпох.
В России этот тренд положительно оценивает 51% инноваторов и 34% учащихся, однако отношение студентов к нему во многом зависит от профиля обучения. Так, лишь 10% будущих математиков считают его полезным, в то время как среди студентов гуманитарных, социальных и педагогических направлений актуальность тренда отметили от 31 до 47% респондентов.
Эксперты заявляют, что технологии виртуальной и дополненной реальности способны сделать обучение более интересным и значительно расширить образовательный опыт.
Тренд 3. Педагогика бесконфликтности
Общемировой тренд на предотвращение агрессивного поведения и улучшение отношений между людьми находит поддержку и у россиян. Согласно исследованию, 41% инноваторов и 32% студентов говорят, что учащимся всех уровней необходимо прививать навыки конструктивного разрешения конфликтов. Особенно активно это мнение поддерживают женщины-инноваторы (44%), а также студенты из небольших городов (44%).
Эксперты предупреждают, что полностью избежать конфликтов в жизни не удастся, но нужно искать пути их преодоления и поддерживать психологический комфорт в образовательной среде.
Тренд 4. Обучение через общение с искусственным интеллектом
Обучающие чат-боты на базе искусственного интеллекта уже используются во многих странах. Такие инструменты, как ChatGPT и Gemini, выступают в роли виртуальных репетиторов для учеников и помогают педагогам создавать учебные материалы.
Применение генеративного ИИ в качестве диалогового помощника поддерживают 39% российских инноваторов и 26% студентов. Особенно актуальным тренд кажется будущим экономистам (38%) и математикам (35%). Инноваторы из крупных федеральных центров демонстрируют больший интерес к интерактивным формам обучения (50%), чем их коллеги из сельских районов (21%).
Мнения экспертов относительно перспектив внедрения образовательных чат-ботов разделились. Одни считают, что с развитием технологий искусственный интеллект сможет обеспечить такое же качество обучения, как и традиционная диалоговая форма работы с учителем. Другие сомневаются в том, что с помощью ИИ можно будет достичь такого же уровня взаимодействия.
Тренд 5. Диалог с обучающимися об этике использования искусственного интеллекта
Обсуждение этических аспектов использования новых технологий становится важной частью образовательного процесса во всем мире. Все чаще специалисты говорят о том, что молодежь необходимо привлекать к дискуссиям о цифровой этике и к разработке правил поведения в цифровой среде.
В России этот тренд находит одинаковую поддержку в среде как инноваторов (34%), так и студентов (30%), но оценка его актуальности зависит от места проживания и возраста участников опроса. Жители мегаполисов уделяют больше внимания правилам цифрового поведения (42%), чем респонденты из сельских регионов (17%). Наибольший интерес к теме проявляют инноваторы в возрасте от 31 года до 45 лет (51%), тогда как их более молодые коллеги интересуются ею значительно реже (25%).
Эксперты подчеркивают, что, помимо обучения работе с нейросетями, важно развивать способность критически относиться к информации, которую они выдают, и выводам, которые они делают.
Тренд 6. Умные учебники
Учебники с искусственным интеллектом становятся новым инструментом персонализации обучения. Они анализируют поведение читателя, адаптируют контент под его особенности и даже отвечают на вопросы.
В России внедрение умных учебников поддерживают 30% инноваторов и 28% студентов. Наиболее высоко потенциал цифровых текстов с ИИ оценивают инноваторы старше 30 лет, работающие в крупных городах. Примечательно, что студенты из мегаполисов относятся к тренду скептически, в отличие от сверстников из малых городов и сел. Невелика поддержка этой технологии и будущими математиками — только 5% респондентов из этой группы считают его актуальным.
Эксперты отмечают, что умные учебники могут существенно повысить эффективность обучения, однако их разработка требует значительных финансовых затрат.
Тренд 7. Оценивание с помощью технологий расширенной реальности
Технологии расширенной — дополненной, виртуальной и смешанной — реальности (XR) предлагают принципиально новые подходы к оценке результатов обучения. В расширенной реальности учащиеся могут демонстрировать профессиональные компетенции на практике и принимать решения в условиях, максимально приближенных к естественным.
Согласно опросу, этот тренд чаще поддерживают инноваторы (29%), чем студенты (16%). Среди инноваторов особый интерес к нему проявляют женщины (32%). Учащиеся из мегаполисов не считают этот подход достаточно полезным (14%).
Несмотря на невысокий уровень поддержки, эксперты уверены в потенциале XR-технологий не только для оценки знаний учащихся, но и для отработки практических навыков в смоделированной рабочей среде.
Тренд 8. Виртуальное погружение в научные концепции
Виртуальная среда открывает уникальные возможности для визуализации абстрактных законов и научных принципов, представляя их в наглядном и понятном виде.
В России 23% инноваторов и 14% студентов положительно оценивают использование технологий виртуальной реальности для изучения сложных научных концепций. Этот подход особенно востребован среди инноваторов из крупных городов (27%) и федеральных центров (28%), тогда как в сельских районах его значимость отметили лишь 4% респондентов.
Тем не менее эксперты прогнозируют, что применение технологий виртуальной и дополненной реальности для освоения абстрактных научных идей будет набирать популярность.
Тренд 9. Воображаемые миры в образовательном процессе
Создание воображаемых миров позволяет учащимся получить уникальный опыт, который недоступен в обычной жизни. Технологии VR и AR дают шанс погрузиться во вселенную книг и фильмов, преодолеть временные и пространственные границы и примерить на себя разные роли. Это помогает студентам не только улучшить учебные результаты, но и обрести уверенность в собственных силах и оценить свои возможности.
Согласно опросу, эксперименты с воображаемыми мирами в образовательных целях поддерживают 17% инноваторов и 13% студентов. В наибольшей степени тренд привлекает инноваторов моложе 45 лет, проживающих в крупных городах. Что касается студентов, то их мнение во многом зависит от направления обучения. Наибольший интерес к VR/AR проявляют будущие экономисты и менеджеры — почти 29%, а у изучающих другие специальности этот показатель значительно ниже — около 10%.
Эксперты считают, что виртуальная реальность не только помогает развивать практические навыки, но и делает учебу более увлекательной, добавляя в нее элемент игры.
Тренд 10. Климатическое образование
Включение в учебные модули тем, связанных с экологией, становится ответом на один из главных вызовов современности. Многие учебные заведения за рубежом выделяют немало времени на обсуждение проблем изменения климата и бережного отношения к природе.
Среди российской аудитории это направление получило самую низкую поддержку: только 12% инноваторов и 14% учащихся вузов считают, что нужно уделять внимание вопросам климатического образования. Больше всего одобрения этот тренд вызывает у молодых инноваторов из мегаполисов, а вот жители сельской местности поддерживают его заметно реже (8%). Самой низкой популярностью экологическая тематика пользуется у студентов в возрасте от 17 до 19 лет.
Эксперты сходятся во мнении, что обучение бережному отношению к природе чрезвычайно важно, но требует вдумчивого подхода. Прежде чем включать экологическую проблематику в учебный курс, необходимо глубоко разобраться в теме, чтобы эффективно донести ее до слушателей.