Акцент на госзаказ: что планируется изменить в российской системе образования
На заседании Совета по науке и образованию президент поручил повысить уровень подготовки инженеров, пересмотреть распределение бюджетных мест в вузах, ограничить набор на специальности, не востребованные экономикой, и обратить внимание на ситуацию с дефицитом и качеством подготовки педагогических кадров
6 февраля 2025 года, в преддверии Дня российской науки, состоялось заседание Совета по науке и образованию. Президент анонсировал ряд важных изменений, затрагивающих школы, колледжи и вузы. Администрация должна сформировать полный перечень поручений по итогам заседания в двухнедельный срок.
Острый дефицит на рынке труда
Согласно пятилетнему прогнозу Министерства труда и социальной защиты РФ, к 2029 году экономике потребуется более 74 млн работников — почти на миллион больше, чем в 2024 году. Более 60% этой потребности придется на специалистов со средним профессиональным образованием.
На фоне растущего дефицита инженерных кадров президент поручил кабмину обновить прогноз, учитывая планы по повышению производительности труда и роботизации производств. На основе этих данных будет формироваться госзаказ для колледжей и вузов.
Президент отметил также недостаточный уровень подготовки абитуриентов по физике и математике и, как следствие, снижение мотивации молодежи к получению инженерного образования. Чтобы повысить ее, нужно уделять больше внимания профориентационной работе со школьниками и навигации учащихся на рынке труда.
Перераспределение бюджетных мест
Планируется, что целевые показатели приема в университеты будут основываться на потребностях экономики. Заявки учебных учреждений на бюджетные места должны получить поддержку региональных властей и ключевых работодателей.
Преимущество при выделении бюджетных мест получат учебные заведения с высокими показателями трудоустройства выпускников, а также те, которые готовят кадры для национальных технологических проектов.
Ограничение коммерческого приема
Глава государства призвал правительство принять меры, ограничивающие платный прием в вузы на невостребованные экономикой специальности и запрещающие коммерческий набор на направления, не соответствующие профилю вуза. По мнению президента, специалисты, получившие такое образование, имеют низкий уровень подготовки и не пользуются спросом на рынке труда.
Также президент поддержал предложение Минобрнауки предоставлять льготные образовательные кредиты по ставке 3% только студентам приоритетных направлений обучения.
Подготовка педагогических кадров
На заседании обсуждалась проблема нехватки педагогических кадров. По данным ФСО, если в 2018 году на недостаток школьных учителей математики жаловались 14,9% родителей, то в 2024 году — уже 33,2%. Схожая ситуация сложилась и с учителями физики: на их дефицит в 2018 году указывали 16,5% родителей, в 2024-м — 24,1%. При этом в школах доля пожилых (старше 65 лет) преподавателей математики составляет 9,2%, химии — 10,9%, физики — 11,9%. Президент призвал увеличить численность учителей-предметников и повысить уровень их подготовки, а также комплексно обновить школьные программы по математике и естественным наукам: сбалансировать объем учебного материала, сделать его доступным, понятным и интересным. Этим должна заняться Российская академия наук, Российская академия образования и другие образовательные и научные организации.
Отдельные меры для устранения недостатка педагогов уже утверждены. В частности, с 2026 года в технических университетах появятся педагогические модули — студенты смогут бесплатно получить дополнительную квалификацию преподавателя. По мнению главы государства, для учащихся, которые воспользуются этой возможностью, следует предусмотреть выплату повышенных академических стипендий.
Практико-ориентированное обучение
Президент привел данные опросов, показавших, что 65% респондентов (студентов вузов, колледжей, работников предприятий и представителей бизнеса из 80 регионов) считают, что университеты не прививают практических навыков, необходимых для работы, а 38% заявляют, что им не пригодилось полученное образование. Если на первом курсе трудиться по специальности готовы 77% студентов, то к концу обучения — только 56%. При этом работодатели отдают предпочтение не выпускникам, а специалистам с опытом от трех до шести лет. Президент заявил, что студентам необходимо давать возможность получать во время учебы практический опыт, способствующий профессиональному развитию. Для этого нужно выстроить систему стажировок в реальном секторе экономики.