Безопасность или вторжение в личное пространство: нужно ли следить за детьми в школе

В феврале 2025 года в Южной Корее произошла трагедия: учительница убила семилетнюю ученицу в здании школы. По словам отца девочки, когда она пропала, он смог определить ее местоположение и услышать звуки происходящего вокруг нее благодаря установленной на телефон программе с функцией родительского контроля. Этот случай в очередной раз породил дискуссию о том, нужно ли использовать подобные приложения в стенах учебных заведений.
Чтобы узнать, какого мнения придерживаются российские педагоги и родители, специалисты компании «Где мои дети» опросили 1184 совершеннолетних жителей крупнейших городов России. Респонденты представляли сообщества как преподавателей (561 человек), так и родителей (623 человека).
Исследование (есть в распоряжении Forbes Education) выявило некоторые расхождения во взглядах участников опроса. За необходимость постоянного доступа к информации о местонахождении ребенка и происходящем вокруг него — в том числе во время пребывания в школе — высказались около 39% родителей. Среди педагогов такого мнения придерживается 27%. Эти группы респондентов полагают, что приложения родительского контроля нужно использовать всегда и везде.
В целом же педагогическое сообщество выступает за ограничение функционала геолокационных приложений или их полный запрет в стенах учебных заведений. Треть учителей (33% против 23% родителей) проголосовали за отключение функции прослушивания звука в школе. Чуть меньше — 30% педагогов против 26% членов семей школьников — за то, чтобы системы родительского контроля в школе вообще не использовались или использовались с согласия преподавателей.
Объясняя свою позицию, педагоги заявили, что геолокационные приложения с функцией прослушивания наносят удар по принципам приватности. В частности, 26% преподавателей убеждены, что эти инструменты дают родителям возможность контролировать учителей и вторгаться в их личное пространство. Около 8% полагают, что приложения родительского контроля осложняют образовательный процесс, мешая педагогам эффективно обучать детей.
В то же время родители видят задачу геолокационных приложений в том, чтобы контролировать ребенка (34%) и обеспечивать спокойствие семьи (27%). В том, что такие приложения нужны для надзора над учителем, уверены лишь 6% родителей.
Рассуждая об использовании геолокационных приложений для обеспечения безопасности детей, представители обеих групп респондентов продемонстрировали единодушие. Примерно равные доли учителей и родителей — 38% и 40% — заявили, что такие приложения могут спасти жизнь ребенка. 41 и 40% соответственно убеждены, что вероятность спасения существует, но многое зависит от ситуации. И лишь 21% педагогов и 20% родителей утверждают, что подобные приложения не решают ключевых проблем безопасности.
В обеих группах нашлись люди, выступающие против какого-либо мониторинга: по мнению 12% родителей и 11% педагогов, любой контроль нарушает личные границы людей.
