К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Женщины в Индии стали чаще получать практико-ориентированное высшее образование

Индийский институт технологий (IITs). Фото: Sidbij, Wikimedia Commons
Индийский институт технологий (IITs). Фото: Sidbij, Wikimedia Commons
За последний год высшие учебные заведения Индии приняли на 12% больше абитуриентов, чем годом ранее. При этом число поступивших девушек увеличилось на 26%, а юношей — на 3,6%. Эти данные подтвердили долгосрочную тенденцию, сложившуюся в стране: уже 10 лет спрос на высшее образование стабильно растет, особенно у женщин. Жительницы Индии предпочитают практико-ориентированные университетские программы и все чаще выбирают специальности, связанные с точными и естественными науками

Согласно недавнему отчету, опубликованному компанией TeamLease Edtech, в Индии значительно выросло число женщин, получающих высшее образование: в 2024 году в индийские университеты поступило на 26% больше женщин, чем в 2023-м. Для сравнения: студентов-мужчин в стране за тот же период стало больше лишь на 3,6%. Суммарный прирост числа учащихся индийских вузов за год составил 12%.

Особенно сильно — на 124% — прибавилось женщин среди поступивших на практико-ориентированные программы (work-linked, work-integrated и direct admission). Количество мужчин, зачисленных на такие курсы, тоже увеличилось существенно — примерно на 66%.


В индийских университетах есть несколько типов специальных образовательных программ, которые организуются при участии работодателей:

  • программы work-linked («связанные с работой») включают в себя обязательные стажировки, участие в совместных проектах университета и бизнеса или освоение учебных модулей, разработанных для вуза партнерской компанией;
  • программы work-integrated («интегрированные с работой») подразумевают еще более глубокое погружение студентов в профессиональную деятельность в процессе учебы. Обучение по таким программам предполагает параллельную неполную занятость в офисе или на производстве (например, по схеме «три учебных дня — два рабочих»), труд учащихся обычно оплачивается;
  • программы direct admission («прямого приема») имеют много общего с целевым набором в России. Они реализуются либо при непосредственном участии компаний (абитуриенты поступают в вуз по направлению от работодателя), либо в рамках международных партнерств. При приеме действует упрощенная схема зачисления — без стандартных вступительных экзаменов. Также часто предусматриваются квоты для уязвимых групп населения. 

Генеральный директор TeamLease Edtech Шантану Рудж считает, что растущий интерес женщин к высшему образованию в целом и практико-ориентированным учебным программам в частности, свидетельствует о том, что приоритеты и устремления жительниц Индии меняются. По мнению Руджа, этот тренд закладывает прочную основу для равноправия на рынке труда в будущем. Государству необходимо и дальше повышать доступность высшего образования для женщин и создавать условия, чтобы выпускницы университетов могли строить успешную карьеру после получения диплома, — в частности, обеспечивать достаточное количество рабочих мест.

Результаты исследования TeamLease Edtech подтвердили долгосрочную тенденцию, которая сложилась в стране. По данным индийского министерства образования, с 2014/15 по 2022/23 учебный год число студенток в местных вузах постоянно увеличивалось — итоговый прирост составил впечатляющие 38,4%. При этом на 23% больше женщин выбрали образование в области STEM (от англ. science, technology, engineering and mathematics — «естественные науки, технологии, инженерия и математика»), благодаря чему гендерный дисбаланс среди абитуриентов STEM-программ стал выравниваться.

Росту спроса на высшее образование в стране во многом способствовало расширение сети учебных заведений — за десять лет оно выросло на 13,8% (с 51 534 до 58 643). Особенно много открылось новых университетов — их стало больше на 59,6%: если в 2014 году в Индии работало 760 вузов, то в 2023-м — уже 1213. Этот инфраструктурный рывок оказался особенно важен для жителей регионов, у которых появилось больше возможностей получать образование рядом с домом.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+