Александр Асмолов — Forbes: «Школьники сумеют избавиться от колоссального гипноза»

— Сегодня в обществе обсуждается недавняя реформа: теперь школьники могут поступать в колледжи после 9-го класса, сдав всего два ОГЭ. Как вы оцениваете такие изменения?
— Без контекста любое преобразование — это тайна за семью печатями. Но уже сейчас понятно, что многие школьники сумеют, по крайней мере попытаются, избавиться от колоссального гипноза. Этот гипноз описывается емким словом «вузоцентризм».
Долгие годы в нашей культуре существовала установка: если ты не попал в вуз — ты становишься несчастным человеком. Она формировала в людях комплекс неполноценности и представляла поступление в университет как единственный достойный вариант на жизненном пути. Во всем мире это не так: уже давно есть альтернативные варианты.
Школьное образование традиционно делает ставку на рациональный, логический интеллект. Но существуют и другие виды интеллекта — например, практический. С ним связана способность, которую я называю «рукамесло» — умение работать руками. Подумайте: если бы Левшу попросили создать бизнес-план по подковке блохи, он никогда бы ее не подковал.
Люди, имеющие среднее профессиональное образование, во многих государствах не чувствуют себя ущемленными. Они успешны в жизни. Развитие СПО в нашей стране, в том числе в столице, приведет к тому, что у нас появится и разрастется средний класс как основа общества.
— Часть этого общества воспринимает реформы как попытку насильно загнать подростков в колледжи.
— Часто представители старшего поколения полагают, что у подростков и молодежи те же модели успеха, что у них. Это не так. У современных детей другие ценности и взгляды на успех.
Многие родители считают, что ребенок должен пойти по пути, который не удалось пройти им самим, и стать более успешным. За этим стоит опасный феномен — гиперопека, приводящая к инфантилизации подросткового развития.
Возможность самостоятельно сделать выбор дает молодому человеку шанс жить так, как ему кажется правильным и целесообразным, не ориентируясь на предпочтения родителей, которые хотят, чтобы ребенок стал им подобным. Если за ребенка все решают взрослые, у него не формируется ответственность за собственные действия и поступки.
Никто не занимается коллективным насилием и не говорит: получайте только среднее профессиональное образование. Подростки могут продолжить обучение в школе и получить общее образование. Главное — понять, к какому пути они готовы и в какой плоскости лежат их интересы и ценности.
— И все же для многих родителей вуз — это гарантированный билет в будущее. Естественно, они опасаются, что, выбрав СПО, ребенок лишит себя этого билета.
— За опасениями родителей прежде всего стоит тревога о жизненном пути ребенка. Но жизненный путь — это история отклоненных альтернатив и выборов: кем мы хотели стать и не стали, кем мы еще можем стать. Если ребенок выбирает путь среднего профессионального образования, он не ставит крест на своем будущем. После выпуска он сможет продолжить освоение профессии в вузе. Дорога высшего образования для него остается открытой. Но велика вероятность, что он придет к этому решению более подготовленным, зрелым и уверенным в себе.