К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Александр Асмолов — Forbes: «Школьники сумеют избавиться от колоссального гипноза»

Александр Асмолов. Фото: Анна Артемьева
Александр Асмолов. Фото: Анна Артемьева
В этом году в сфере образования проходят очередные реформы. В частности, девятиклассники Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области получили возможность поступать в колледжи, сдав не четыре государственных экзамена (ОГЭ), как раньше, а два обязательных. Общество отреагировало на нововведение по-разному: одни увидели в нем признак снижения планки, другие — свидетельство демократизации образования. О том, какие проблемы на самом деле затрагивает эта реформа и как она связана с трансформацией понятия «успех», в интервью Forbes Education рассказал российский психолог, педагог, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, лауреат премии Правительства РФ в области образования, академик РАО Александр Асмолов

— Сегодня в обществе обсуждается недавняя реформа: теперь школьники могут поступать в колледжи после 9-го класса, сдав всего два ОГЭ. Как вы оцениваете такие изменения?

— Без контекста любое преобразование — это тайна за семью печатями. Но уже сейчас понятно, что многие школьники сумеют, по крайней мере попытаются, избавиться от колоссального гипноза. Этот гипноз описывается емким словом «вузоцентризм».

Долгие годы в нашей культуре существовала установка: если ты не попал в вуз — ты становишься несчастным человеком. Она формировала в людях комплекс неполноценности и представляла поступление в университет как единственный достойный вариант на жизненном пути. Во всем мире это не так: уже давно есть альтернативные варианты.

Школьное образование традиционно делает ставку на рациональный, логический интеллект. Но существуют и другие виды интеллекта — например, практический. С ним связана способность, которую я называю «рукамесло» — умение работать руками. Подумайте: если бы Левшу попросили создать бизнес-план по подковке блохи, он никогда бы ее не подковал.

Люди, имеющие среднее профессиональное образование, во многих государствах не чувствуют себя ущемленными. Они успешны в жизни. Развитие СПО в нашей стране, в том числе в столице, приведет к тому, что у нас появится и разрастется средний класс как основа общества.

— Часть этого общества воспринимает реформы как попытку насильно загнать подростков в колледжи. 

— Часто представители старшего поколения полагают, что у подростков и молодежи те же модели успеха, что у них. Это не так. У современных детей другие ценности и взгляды на успех.

Многие родители считают, что ребенок должен пойти по пути, который не удалось пройти им самим, и стать более успешным. За этим стоит опасный феномен — гиперопека, приводящая к инфантилизации подросткового развития.

Возможность самостоятельно сделать выбор дает молодому человеку шанс жить так, как ему кажется правильным и целесообразным, не ориентируясь на предпочтения родителей, которые хотят, чтобы ребенок стал им подобным. Если за ребенка все решают взрослые, у него не формируется ответственность за собственные действия и поступки.

Никто не занимается коллективным насилием и не говорит: получайте только среднее профессиональное образование. Подростки могут продолжить обучение в школе и получить общее образование. Главное — понять, к какому пути они готовы и в какой плоскости лежат их интересы и ценности.

— И все же для многих родителей вуз — это гарантированный билет в будущее. Естественно, они опасаются, что, выбрав СПО, ребенок лишит себя этого билета. 

— За опасениями родителей прежде всего стоит тревога о жизненном пути ребенка. Но жизненный путь — это история отклоненных альтернатив и выборов: кем мы хотели стать и не стали, кем мы еще можем стать. Если ребенок выбирает путь среднего профессионального образования, он не ставит крест на своем будущем. После выпуска он сможет продолжить освоение профессии в вузе. Дорога высшего образования для него остается открытой. Но велика вероятность, что он придет к этому решению более подготовленным, зрелым и уверенным в себе.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+