Индийским учителям разрешили ходить по школе с розгами

В начале апреля Высокий суд Кералы (индийского штата), рассматривая дело учителя, обвиняемого в избиении шестиклассника, оправдал педагогов, которые приносят в школу трости — тонкие бамбуковые или ротанговые палки, вплоть до 2010 года применявшиеся для телесных наказаний учащихся. Судья счел, что один вид трости способен удержать детей от плохого поведения. За последние четыре года индийский суд уже несколько раз подтверждал, что учитель вправе использовать «разумную и умеренную» силу в отношении учеников, если жесткие воспитательные меры применяются без злого умысла.
Такая позиция суда может шокировать: телесные наказания в индийских школах категорически запрещены с конца 2000-х — даже один удар палкой грозит педагогу годом тюрьмы. Однако у судей есть резоны вставать на сторону учителей. В последнее время — с 2020 по 2024 год — суд рассмотрел почти столько же дел о насилии со стороны школьных преподавателей, сколько за предыдущие 20 лет. Многие обвинения оказались ложными: родители бросались защищать ребенка, не пытаясь разобраться в случившемся. На самом деле источником агрессии зачастую оказываются сами ученики, которые угрожают учителям и нападают на них. Педагоги сегодня боятся проявлять строгость, любое замечание ребенку может обернуться скандалом. Это мешает учебному процессу и подрывает авторитет преподавателей.
Динамика поведения индийских детей в целом вызывает тревогу: в подростковой среде растет наркопотребление и число правонарушений. Некоторые учителя считают, что возврат к телесным наказаниям помог бы поддерживать порядок. Директора школ настроены более сдержанно. Большинство из них отрицают силовые методы воздействия на школьников и призывают родителей активнее вовлекаться в воспитание.
Чрезмерная мягкость взрослых и потакание прихотям ребенка, характерные для многих современных семей, действительно формируют у детей ощущение безнаказанности. Психологи настаивают, что семья должна не ограждать ребенка от трудностей, а учить его справляться с ними. Кроме того, по утверждению экспертов, современные школьники зачастую оказываются лишены традиционных способов эмоциональной разрядки: общения, игр. Их родители заняты, погружены в гаджеты и не всегда контролируют внутреннее состояние ребенка. Это усиливает у подростка чувство одиночества и провоцирует агрессивное поведение.
Сами родители разошлись во мнениях относительно телесных наказаний в школах. Люди старшего поколения (достигшие возраста 50 лет) часто одобряют жесткие методы поддержания дисциплины. Они считают, что сегодняшние дети избалованы и учителям стоит, как раньше, проявлять строгость. Более молодые родители, наоборот, выступают против любых форм насилия. Они уверены, что педагоги обязаны выяснять первопричину плохого поведения ребенка и бороться с ней, а также развивать у детей эмоциональный интеллект и способность справляться с внешним давлением.
Специалисты по ментальному здоровью убеждены, что наличие у учителя палки не сделает индийские школы безопаснее: как только насилие станет легитимным, грань между оправданным и избыточным его применением быстро сотрется. «Эффективные дисциплинирующие меры должны быть понятными и конструктивными. Они призваны формировать самоконтроль, а не страх», — говорит психиатр Си Джей Джон. Он подчеркивает, что наказания, связанные с унижениями или причинением боли, неэффективны. Психиатр предлагает наказывать детей, временно ограничивая их в привычных удовольствиях: прогулках с друзьями, компьютерных играх и т. д.