Международные стандарты психоанализа: как отличить специалиста от дилетанта

С разрешения издательства «Альпина Паблишер» Forbes Education публикует фрагменты новой книги Андрея Россохина «Путешествие к собственному Я: практика психоанализа», в которой автор среди прочего рассказывает, какое образование должен иметь профессиональный психоаналитик и чем настоящий психоанализ отличается от так называемого дикого.
Психоаналитическое образование
Неудивительно, что стандарты психоаналитического обучения, принятые во всем мире, очень высоки. Три взаимозависимые составляющие этого образования — личный анализ, супервизии, теоретическая подготовка. Поступить в один из психоаналитических институтов* возможно при наличии трех условий. Претендент должен иметь высшее образование по специальности «психолог» или «врач-психиатр». Он должен или полностью пройти свой собственный анализ в качестве обычного пациента у психоаналитика, члена Международной психоаналитической ассоциации, или находиться в процессе такого личного анализа не менее трех-четырех лет. Наконец, он будет принят в Институт психоанализа, только если успешно пройдет интервью со специально уполномоченными для оценки его кандидатуры тренинг-аналитиками этого института.
Пройдя эти испытания, претендент становится кандидатом Института психоанализа, то есть психоаналитиком в обучении. Он еще не психоаналитик, но если окончит Институт психоанализа, то станет им. Обучение в Институте психоанализа занимает в среднем шесть-семь лет. В это время кандидат продолжает свой личный психоанализ в качестве пациента, обучается на теоретических семинарах по психоанализу и начинает свои супервизии. Последнее наряду с личным анализом — самое сердце психоаналитического образования.
Статус кандидата Института психоанализа позволяет взять двух пациентов для проведения психоанализа на кушетке. До этого момента любое предложение пациенту лечь на кушетку превращает процесс терапии в дикий, то есть непрофессиональный, психоанализ. Работа с каждым пациентом на кушетке осуществляется при строгой супервизии.
Два пациента на кушетке — две супервизии с разными супервизорами. Терапевт работает с пациентом три-четыре раза в неделю и один раз в неделю встречается со своим супервизором, которым может быть только имеющий специальный статус тренинг-аналитик института. В ходе супервизии терапевт рассказывает супервизору о ходе своей психоаналитической работы с пациентом на кушетке и получает от него обратную связь.
Каждая терапия с супервизорским сопровождением должна продолжаться не менее двух лет. Если за это время пациент прекращает анализ, такая терапия не засчитывается в качестве успешной и кандидат должен начать новый анализ с другим пациентом, вновь проходя супервизию. Все это время кандидат проходит теоретическое обучение в Институте психоанализа.
Вы видите, что психоаналитическое образование является самым долгим среди любых других профессий, очень сложным и требующим больших личных, временны́х и финансовых инвестиций. Однако только оно позволяет обрести необходимые компетенции для такой сложнейшей работы, как проведение психоанализа.
Неудивительно, что из-за этой сложности психоаналитического обучения часть психологов и психотерапевтов предпочитают окольные быстрые пути, просто объявляя себя психоаналитиками или получая «обучение» в нелегитимных «институтах психоанализа», где анализ, супервизии и преподавание проводят не имеющие должного психоаналитического образования психотерапевты. В результате подобного дикого обучения выпускаются так называемые дикие психоаналитики, которые затем обучают все новые поколения псевдопсихоаналитиков.
Дикий психоанализ характерен не только для России, но процветает во всем мире. Например, во Франции огромное количество последователей Лакана проходят быстрое образование в соответствующих обществах и часто предпочитают опускать в самопрезентации прилагательное «лаканианский», именуя себя «просто» психоаналитиками. К чести последователей Юнга, они, в отличие от лаканианцев, всегда называют себя юнгианскими аналитиками.
Сложность имеет значение
Психоаналитики работают практически со всеми возможными запросами пациентов. Другое дело, что в зависимости от серьезности в нарушении психического функционирования человека используются различные методы — от классического психоанализа на кушетке до психоаналитической психодрамы. Классический психоанализ на кушетке максимально эффективен для невротических пациентов. Однако уже при обращении пограничных пациентов он применяется со значительно большей осторожностью.
Во многих случаях психоаналитики предпочитают при этом проводить психоаналитическую терапию лицом к лицу, позволяющую пациенту в ходе сеансов в большей мере сохранять контакт с реальностью.
Есть психоаналитики, которые проводят психоанализ на кушетке даже с психотическими пациентами. Однако, как правило, это считается не только неэффективным, но даже опасным. Поэтому применяются другие, специально модифицированные для работы с такими серьезными проблемами психоаналитические методы. Один из них — психоаналитическая психодрама — был разработан во Франции в пятидесятых годах прошлого века знаменитыми французскими психоаналитиками Рене Дяткином, Сержем Лебовиси и Жаном Кестембергом.
Невероятность этого метода заключается, в частности, в том, что с одним тяжелым пограничным или психотическим пациентом бесплатно работает целая группа профессиональных психоаналитиков. Психоаналитическая психодрама напоминает классическую психодраму Морено лишь внешне. Внутри нее запускается и развивается именно психоаналитический процесс. Работа в кадре один раз в неделю может продолжаться очень много лет, иногда в течение большей части жизни пациента. Результат такой работы иногда просто фантастический. Человек выходит из западни своей тяжелейшей психотической реальности, обретая способность жить, работать и создавать семью.
При этом важно заметить, что, например, во Франции любая психоаналитическая работа с психотическими пациентами проводится в тесном сотрудничестве с параллельным психиатрическим сопровождением. В случае если пациенту необходимо принимать соответствующие лекарства, выписывает препараты и контролирует их применение исключительно психиатр. Психоаналитику, даже имеющему психиатрическое образование, запрещено это делать.
Психоаналитическая психотерапия
…Психоаналитическая психотерапия возникла немногим позже самого психоанализа, представляя собой его более гибкую и доступную форму, в большей мере ориентированную на пациентов, которые не могли или не хотели проходить классический психоанализ с его строгим кадром. Уже в 1920‐х гг. многие психоаналитики начали разрабатывать новые техники, которые были более краткосрочными, менее глубокими, но в то же время сфокусированными на конкретных проблемах пациента. Бурное развитие психоаналитической психотерапии и ее расцвет наступили после Второй мировой войны. С одной стороны, классический психоанализ — это длительный и интенсивный процесс, который требует от пациента значительных временны́х и финансовых затрат. В то же время профессионально подготовленных психоаналитиков всегда очень немного. Все это делает психоанализ на кушетке недоступным для большинства. С другой стороны, психоаналитики, преодолевая терапевтические ограничения психоанализа на кушетке, разработали различные модификации психоаналитической техники, предназначенные для лечения пациентов с не-невротическими психическими расстройствами — пограничными, нарциссическими, психосоматическими, психотическими. Психоаналитическая психотерапия, как правило, более сфокусирована на конкретных симптомах и проблемах пациента. Ее кадр значительно мягче, чем в психоанализе: сеансы проводятся один-два раза в неделю, лицом к лицу (кушетка используется исключительно в психоанализе). Продолжительность самой терапии, как правило, меньше, чем в психоанализе, но зачастую вполне с ней сопоставима. Требования к образованию психоаналитического психотерапевта также значительно отличаются от требований к психоаналитику. Психоаналитическую психотерапию могут проводить как психоаналитик, так и специалист с меньшими квалификацией и опытом, который должен быть магистром психологии или иметь высшее психологическое/психиатрическое образование и пройти специальное обучение по психоаналитической психотерапии, включая личный анализ / психоаналитическую психотерапию и регулярную супервизию.
* Это исключительно те институты психоанализа, которые признаны Международной психоаналитической ассоциацией и являются ее неразрывной частью. Так, например, взявшие похожие названия Московский институт психоанализа и Восточно-Европейский институт психоанализа (Санкт-Петербург) не имеют никакого отношения к Международной психоаналитической ассоциации и к профессиональному психоанализу.