Крупнейший университет Зимбабве приостановил работу из-за забастовки преподавателей

Зимбабвийский университет, крупнейший и старейший вуз Зимбабве, остановил работу, после того как преподаватели выступили с требованием о повышении зарплат. Сейчас педагоги получают около $230 в месяц — почти на $2000 меньше, чем в 2018 году. Забастовка сотрудников вуза длится уже более месяца: преподаватели не ведут занятия, не принимают экзамены, не участвуют в заседаниях кафедр и не выполняют административную работу.
Представители Ассоциации преподавателей университетов (AUT), защищающей права педагогов, обвиняют администрацию вуза в бездействии. «В то время как преподаватели получают ничтожно мало, руководство пользуется многочисленными благами, в том числе ездит на дорогих автомобилях, и игнорирует требования протестующих», — заявил представитель AUT.
Протестующих поддержал бывший министр финансов Зимбабве Тендай Бити: он назвал зарплаты преподавателей позором для государства. «Образование — основа развития. Преподаватели — национальное достояние, но правительство платит педагогам $250, а верхушка правительства крадет миллиарды. В любой нормальной стране работа в университете — привилегия, у нас же профессионалов превратили в нищих, а недоучки и преступники кичатся награбленным. Учителя, врачи, медсестры заслуживают достойной зарплаты», — заявил Бити.
Обоснованность требований преподавателей неожиданно признал пресс-секретарь президента Зимбабве Джордж Чарамба. Он сообщил, что президент «давно утвердил план улучшения условий работы преподавателей, но реализацию затормозила бюрократическая волокита». Это заявление было сделано в конце апреля, однако с тех пор ситуация не изменилась.
Чтобы восстановить образовательный процесс, ректор Зимбабвийского университета Пол Мапфумо воззвал к чувству долга педагогов. «Студенты зависят от нас, особенно в это сложное время, — сказал он. — Наша профессиональная обязанность — помочь им завершить обучение». Ассоциация преподавателей университетов расценила этот призыв как попытку затянуть решение проблем и проигнорировала его.
Следующим шагом администрации вуза стало введение системы, позволяющей отслеживать, во сколько педагоги приходят на работу и покидают ее. Преподаватели сочли эту меру унизительной. По их словам, она свидетельствует о фундаментальном непонимании сути академической работы. «Это еще одно указание на то, что университет низведен до уровня начальной школы, — заявил представитель AUT. — Руководство университета не понимает, что профессора не могут быть привязаны к офису».
Сложившаяся ситуация негативно отражается на студентах вуза: они оказались между двух огней. Многие выражают недовольство остановившимся академическим процессом. «Мы здесь, чтобы учиться, но уже месяц ничего не происходит, — рассказал Тинаше Мваера, студент, проживающий в кампусе. — Наши родители брали деньги в долг, чтобы оплатить обучение, а мы не учимся». Выпускники этого года не понимают, получат ли они диплом, студенты не могут сдать ежегодные экзамены. В ответ на обеспокоенность учащихся администрация согласилась отложить сессию на неделю, но проблем это не решает.
В то же время большая часть студентов разделяет негодование преподавателей и выходит на демонстрации, чтобы выразить поддержку педагогам. В первой половине мая на одном из таких выступлений были задержаны шесть студентов. Протестующие охарактеризовали задержания как «грубое нарушение конституции» и потребовали срочно выполнить требования преподавателей.
Прерывание работы вуза вызвало проблемы на многих уровнях. В частности, забастовка угрожает сорвать государственную программу, направленную на повышение качества образования во всей стране. Кроме того, разразившийся кризис подчеркивает уязвимость университетов в развивающихся странах и поднимает вопросы об устойчивых моделях финансирования высшего образования в экономически сложных условиях.