К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дорогая иллюзия успеха: почему бизнес-школы отстали от жизни и как это исправить


Многочисленные исследования показывают, что востребованность делового образования у представителей бизнеса, а также спрос на выпускников программ MBA и EMBA меняется во всем мире. Это вызвано экономическими, демографическими, геополитическими и многими другими причинами. О том, насколько актуально бизнес-образование в современных реалиях, рассуждает генеральный директор компании «Рексофт Консалтинг» Андрей Скорочкин, недавно завершивший обучение по программе Executive MBA в бизнес-школе INSEAD
Андрей Скорочкин
Андрей Скорочкин
Генеральный директор «Рексофт Консалтинг»

Бизнес-образование считается обязательным условием карьерного роста для тех, кто стремится к высоким позициям в корпоративном мире. По сведениям The Financial Times, средняя зарплата выпускников топ-20 бизнес-школ через три года после окончания программы составляет около $217 000 в год. В России, по данным 2022 года, доходы выпускников программ MBA через два — четыре года после окончания обучения увеличиваются на 78%. Видя такие впечатляющие цифры, многие стремятся получить диплом MBA или EMBA в надежде, что он станет их пропуском в мир больших денег и престижных должностей. Так действительно было продолжительное время, но стоит ли игра свеч сейчас?

MBA: от знака качества к устаревшим программам

Программы, напоминающие современные MBA, впервые появились в США еще в начале XX века. Первая в истории бизнес-школа, в которой присуждалась степень магистра делового администрирования, — Гарвардская — была основана в 1908 году.

Со временем получение степени MBA стало восприниматься как следующий этап после обучения в вузе, особенно для тех, кто работает в сферах консалтинга и инвестиционного банкинга. Из года в год количество программ росло, школы менеджмента открывались в новых странах и регионах. На сегодняшний день более 1000 таких школ в 65 государствах имеют аккредитацию Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ (AACSB International) — наиболее авторитетного профессионального объединения в деловом образовании. Стоимость обучения по программам MBA варьируется в зависимости от страны и престижности учреждения. Например, в США год обучения обходится в $15 000 — $45 000, а в Великобритании — в $10 000 — $67 000.

Российское бизнес-образование зародилось в конце 1980-х, когда на волне перестройки и рыночных реформ начали возникать курсы для управленцев. Первые бизнес-школы с программами MBA открылись в СССР в 1988 году. С тех пор на рынке отечественного делового образования появился ряд школ, добившихся признания как внутри страны, так и за ее пределами. До 2022 года все они получали необходимые международные аккредитации, что служило знаком качества для студентов и работодателей.

В России цена программ MBA продолжительностью от полутора до двух лет в престижных бизнес-школах Москвы доходит до 6,8 млн рублей, а программы EMBA могут стоить в два раза дороже.

В последнее время мир бизнеса становится динамичнее, глобальные кризисы меняют привычные правила игры. Деловое образование, которое всегда казалось надежным компасом в сфере управления, сталкивается с вызовами, заставляющими критично оценивать его роль и содержание.

Основные претензии к MBA сформулировал профессор Крис Харун, автор и преподаватель одной из онлайн-программ MBA. В статье, опубликованной в американском Forbes в марте 2025 года, он написал: «Давайте будем честны: многие навыки, которые прививают в бизнес-школах, уже не так актуальны, как раньше. Чего не хватает? Таких важных компетенций, как умение проводить собеседования, продавать, налаживать связи и управлять личными финансами. В конце концов, многие программы MBA не учат тому, как основать компанию и управлять ею… и как максимально эффективно использовать возможности современного рынка труда».

Сегодня диплом вуза не гарантирует, что человек умеет принимать решения, обладает прочными знаниями, умеет и любит думать. Программы MBA, содержание и структура которых по большому счету не меняются уже несколько десятков лет, далеко не всегда решают эту проблему. Барометром соответствия бизнес-образования современным реалиям может служить снижение спроса на выпускников MBA у крупнейших технологических гигантов — от Alphabet до Microsoft. Согласно оценке The Economist, последние годы на 50% меньше обладателей дипломов топовых бизнес-школ устраиваются в бигтех.

Объясняя критическое отношение к выпускникам программ MBA, работодатели среди прочего ссылаются на необходимость заново их обучать. На это указывает, например, Скотт Кук, основатель Intuit: «Когда к нам приходят выпускники MBA, нам приходится их кардинально переобучать — ничего из того, чему они научились, не поможет им добиться успеха в инновационном бизнесе».

Кроме того, 90% содержания «классической программы MBA» студент получает в рамках первого базового образования и/или двух лет магистратуры в области экономики. Если такое образование у человека уже есть, смысл проходить MBA невелик. Если нет, всегда можно учиться дешевле и проще, например на качественных курсах, а практический опыт в бизнесе в любом случае оказывается более полезным, чем умение решать теоретические кейсы.

Скорость развития экономики, технологий и мировых процессов настолько велика, что академическое сообщество не успевает адаптировать под них образовательные программы. Однако, пользуясь своими раскрученными брендами и «магией MBA», производившими на всех впечатление в старом стабильном мире, школы часто создают у студентов ложную уверенность в собственных силах и умении действовать в сложных бизнес-ситуациях. Учащиеся выходят после завершения программы с набором готовых шаблонов и методологий, которые, кажется, должны работать всегда и везде. Но на практике эти знания оказываются неприменимыми, потому что мир уже изменился, а программы MBA — нет.

Выпускникам сложно не только использовать в реальной жизни «‎идеальные»‎ кейсы, рассматривавшиеся во время обучения, но и адаптировать их к бизнесу: вчерашних студентов MBA слишком долго убеждали в верности изученных методик. Вместо того чтобы увидеть проблему в собственном подходе, обладатели дипломов бизнес-школ часто пытаются искать виноватых среди коллег, руководителей или в самой структуре компании.

Executive MBA: от программ для топ-менеджеров к программам переквалификации

Помимо MBA, в бизнес-сообществе популярны программы Executive MBA (EMBA). Их идея изначально заключалась в том, чтобы предложить более интенсивный формат обучения состоявшимся управленцам, которые уже имеют за плечами значительный профессиональный опыт, но хотят систематизировать и актуализировать знания и получить дополнительный импульс для карьерного роста.

Сегодня Executive MBA часто рассматривается как способ подняться на следующую ступень карьерной лестницы для менеджеров среднего звена, а для тех, кто раньше с экономикой и бизнесом в целом не сталкивался (врачей, юристов, инженеров, военных), — пройти профессиональную переподготовку. Согласно данным Executive MBA Council, средний возраст студентов EMBA — 38,9 года, а управленческий опыт — от трех до пяти лет. Это говорит о том, что типичный слушатель таких программ — менеджер среднего уровня.

Как это часто бывает, бизнес-школы, будучи коммерческими организациями, подстроились под запросы целевой аудитории. Они стали активно продвигать EMBA в массовом сегменте (среди тех самых менеджеров среднего звена, инженеров, врачей и т. д.) и постарались максимально приблизить наполнение программ к содержанию базового курса MBA, но в более сжатом и ускоренном варианте. Естественно, сильно дистанцировав EMBA от MBA по стоимости и воспринимаемой ценности. Программы Executive MBA превратились, по сути, в курсы профессиональной переквалификации для обладателей неэкономических специальностей.

Это мало кого устраивает: топ-менеджеры не получают специфических знаний и нужного им уровня дискуссии, управленцы среднего звена просто отсиживают лекции, содержание которых они уже знают (так как окончили профильную магистратуру или программу MBA), а неэкономисты страдают, поскольку за несколько сжатых до предела недельных модулей EMBA не имеют почти никаких шансов усвоить материал, который другие изучают три-четыре года.

Неудивительно, что целесообразность поступления на программы EMBA все чаще ставят под сомнение. Многие полагают, что такой диплом нужен лишь для того, чтобы оправдать продвижение по карьерной лестнице. Однако в отличие от традиционных MBA, EMBA редко воспринимаются работодателями как серьезное конкурентное преимущество. Об этом говорят в том числе рекрутеры: они убеждены, что опыт и реальные бизнес-кейсы куда важнее диплома. Завершение программы Executive MBA свидетельствует лишь об одном: человек сумел выделить время на собственное развитие. Если программа западная, это также может свидетельствовать о хорошем уровне английского и способности работать в международной среде. Сам по себе диплом EMBA не делает его обладателя более компетентным или подготовленным к роли высшего руководителя.

Реальные преимущества MBA и EMBA 

Одна из немногих сильных сторон MBA и EMBA — нетворкинг. Студенты проводят много времени вместе: учатся, работают над групповыми проектами, обсуждают кейсы, делятся опытом, общаются в неформальной обстановке. Это создает среду, в которой представители разных индустрий могут обмениваться идеями и находить точки соприкосновения. В бизнес-школах порой зарождается настоящая дружба, партнерство, запускаются успешные проекты. Возникающие связи, безусловно, полезны — они могут пригодиться и при поиске новой работы, и при открытии своего бизнеса. Кроме того, после окончания программы учащиеся входят в сообщество выпускников, которое, как правило, поддерживает своих членов в течение всей их профессиональной жизни.

Однако и здесь есть нюансы. Знакомства, которые завязываются в рамках программ MBA и EMBA зачастую работают только в той локации, где проходит обучение. Если это российская бизнес-школа, то и сообщество будет местное. Если программа преподается в США, новые контакты будут полезны в основном в Штатах. Если в Азии — то акцент будет в большей степени на эту часть света. Такие программы дают возможность «почувствовать» регион, в котором человек учится, — обычаи, традиции, способ мышления, культуру. Это то, что сложно изучать по учебникам и книгам, то, что важно «прожить».

Нетворкинг и культурологическое обогащение составляют, пожалуй, три четверти пользы MBA и EMBA. Но стоит ли это десятки или сотни тысяч долларов? Каждый должен решать сам. Для одних возможность войти в сообщество учащихся ведущей бизнес-школы, в котором можно найти партнеров, инвесторов или просто единомышленников, оправдывает такие затраты. Для других может оказаться не столь ценной.

Выбирая программу, всегда стоит сверяться со своими долгосрочными карьерными планами. Если есть желание работать в определенном регионе, стоит идти в бизнес-школу, которая имеет сильное сообщество выпускников именно там.

Современное бизнес-образование: направления развития

Согласно исследованиям, сегодня все больше руководителей обращают внимание на гибкие навыки сотрудников. Однако бизнес-школы продолжают делать упор на преподавание классических предметов из области экономики. Такова сила инерции и логика экономической эффективности — разрабатывать новые курсы может быть слишком дорого. И все же в эпоху, когда привычные стратегии перестают работать, важны не столько технические навыки, сколько умение находить идеи для развития бизнеса, просчитывать риски и мотивировать команду. Поэтому акцент в программах MBA и EMBA стоит сместить на формирование у студентов этих и других гибких навыков: лидерства, ведения переговоров, принятия решений в условиях неопределенности, сценарного анализа и др.

Современные бизнес-школы должны стать площадкой для живого обмена знаниями, а не просто местом для лекций. В дополнение к курсам стоит запускать дискуссионные клубы, в которых учащиеся могли бы обсуждать актуальные проблемы и делиться друг с другом опытом. В то же время к преподаванию следует привлекать практиков — успешных предпринимателей и топ-менеджеров. Понимая это, некоторые школы приглашают на программы Executive MBA внешних спикеров, чтобы те рассказывали слушателям о собственных бизнес-кейсах. Такой метод обучения работает куда лучше, чем традиционный.

Стоит задуматься также над изменением формата традиционных программ MBA. Альтернативой им могут стать фокусные курсы продолжительностью от трех до семи дней, охватывающие конкретные темы: искусственный интеллект, управление данными, кибербезопасность. Подобные программы позволяют бизнесменам и управленцам выбирать то, что полезно именно им. В отличие от привычных программ, в ходе которых можно годами изучать базовые дисциплины, современным MBA и ЕMBA требуется концентрированный и действительно ценный контент: учащихся привлекают нестандартные кейсы, свежие идеи и реальный опыт.


Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+