К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Неслучайный выбор: как не стать заложником диплома

Фото Freepik
Фото Freepik
Уже ставшее привычным в России деление уровней высшего образования на бакалавриат и магистратуру должно в скором времени уйти в прошлое. Это приведет к тому, что возможностей для маневра у молодых людей будет меньше. Если выпускник бакалавриата на этапе поступления в магистратуру мог изменить образовательную траекторию, то выбрать другое направление обучения при переходе со ступени базового высшего на ступень специализированного высшего образования, вероятно, не получится

Предполагается, что масштабная реализация реформы высшего образования начнется в 2026/27 учебном году, пока же параметры новой системы точно не известны. Тем не менее тенденция очевидна: судьба выпускника вуза будет в большей степени зависеть от решений, принятых на этапе поступления. Для школьников и их родителей это означает, что к выбору профессии придется подходить более осознанно, чем раньше.

Сегодня можно подавать документы одновременно в несколько вузов (максимум в пять) на несколько специальностей (количество определяет сам вуз, но не более пяти). Выбирая специальности и учебные заведения, абитуриенты и их родители зачастую допускают серьезную стратегическую ошибку. Они смотрят, в какие университеты и на какие направления в них можно поступить с конкретными результатами ЕГЭ. Затем, узнав, куда абитуриент проходит, дают согласие на зачисление в наиболее престижный вуз на ту специальность, которая обеспечит самую прибыльную, с их точки зрения, профессию.

Эта стратегия не учитывает важнейших параметров задачи: в первую очередь того, что с одним набором дисциплин можно подать документы на далекие друг от друга специальности. Например, с комбинацией «русский язык, история, обществознание» можно претендовать на зачисление в вуз по таким направлениям, как «государственное и муниципальное управление», «антропология и этнология», «гостиничное дело», «реклама и связи с общественностью», «международные отношения», «социология», «теология», «управление персоналом», «юриспруденция» и другие.

Преподаватели из года в год наблюдают студентов, оказавшихся на их факультетах случайно, например будущих юристов, не имеющих ни способностей к кропотливому анализу юридических документов, ни желания им заниматься. Между тем у человека, обучающегося не тому, что его интересует, — скажем, планировавшего поступить на рекламу, но прошедшего по баллам только на антропологию, — меньше шансов стать востребованным специалистом, чем у того, кто поступил в соответствии со своими желаниями и склонностями. Результаты ЕГЭ отражают эти склонности в недостаточной для выбора специальности мере. Интерес к человеку как биологическому виду, желание проводить исследования в этой сфере и талант к такой работе не складываются из высоких баллов ЕГЭ по обществознанию, истории и русскому языку.

Ожидаемые изменения в системе высшего образования после реформы

Выбор профессионального пути: сложности и способы их преодоления

Целенаправленная подготовка к поступлению в высшее учебное заведение начинается не в выпускном классе, а значительно раньше. На дни открытых дверей, которые проводятся вузами, часто приходят родители учеников 7–9-х классов, стремящиеся определить возможные сферы профессиональных интересов ребенка. Университетские профориентационные занятия посещают учащиеся 9–10-х классов. В 11-м классе школьники, как правило, сосредоточены только на подготовке к ЕГЭ.

Сложности осознанного выбора профессионального пути необходимо преодолеть за несколько лет до поступления в университет. В основном эти трудности вызваны психологическими особенностями подростка, многообразием профессий и переменчивостью современного мира.

Поколенческие психологические сложности

Проблема. Сегодня в вузы поступают самые молодые представители поколения зумеров — так, согласно теории американских исследователей Нила Хау и Уильяма Штрауса, называют родившихся с конца 1990-х до первого десятилетия 2000-х годов включительно. Концепция Хау и Штрауса базируется на идее о том, что люди, воспитывающиеся в одну эпоху, обладают общими ценностями и социально-психологическими характеристиками. Зумеры, по мнению исследователей, не представляют себя без интернета, смартфона и социальных сетей. Им присуще клиповое мышление: они многозадачны (могут одновременно читать новости, слушать музыку и решать уравнения) и в то же время поверхностны — испытывают сложности с концентрацией внимания и логическим анализом данных. Навыки поиска информации доминируют у них над способностью к запоминанию. Они домоседы, не спешащие отделиться от родителей. В их жизни дружеские и романтические отношения играют меньшую роль, чем в жизни предыдущих поколений. Они сконцентрированы на комфорте и самовыражении, не стремятся к карьерным достижениям и оказываются частыми гостями в кабинетах психологов.

Пройдет несколько лет, и выбором образовательной траектории озаботятся родители представителей следующего поколения — альфа. К нему австралийский демограф Марк Маккриндл отнес детей, появившихся на свет с 2010 по 2024 год. Если для зумеров социальные сети и прочие веб-ресурсы — это инструменты, то для альф — образ жизни: они воспитаны на планшетах и смартфонах. Цифровая среда становится для них реальностью с рождения. Их мировоззрение, стиль и приоритеты в значительной мере определяются онлайн-сообществами, социальными платформами и играми. У них развита техническая грамотность, они предпочитают сами выбирать потребляемый контент, стремятся накапливать очки и побеждать, как в компьютерных играх. Подобно зумерам, они испытывают сложности с длительной концентрацией внимания, поскольку привыкли к сенсорной гиперстимуляции. С большой долей вероятности они вырастут эгоцентричными и нацеленными на мгновенное достижение желаемого. Альфы наверняка не захотят отождествлять себя с чем-либо определенным, ограничивающим самореализацию. Скорее всего, они будут избегать выбора специальности, чтобы не взрослеть; мыслить стереотипно, выдавая тенденции, популярные в сетевой среде, за собственные желания («хочу быть криптоинвестором»); стремиться не к профессиональному развитию, а к удовлетворению возрастных потребностей («хочу быть знаменитым»).

Решение. Современным подросткам сложно выбрать направление обучения и решить, чем они хотят заниматься в жизни. Родители могут им помочь. Для этого в первую очередь необходимо определить склонности, интересы, способности, навыки и уровень знаний детей и дать им возможность примерить на себя несколько профессий.

1. Выявление склонностей и интересов

Определить интересы подростка позволяют сведения не только о его любимых школьных предметах, но и о том, что он делает в свободное время, в том числе в интернете. Открытия могут быть неожиданными. Например, может оказаться, что человек, не любящий школу, с удовольствием изучает и систематизирует сложную техническую информацию из блогов, посвященных автомобилям, — в сфере, которая ему близка, он демонстрирует склонность к анализу данных. А если выяснится, что ребенок не просто сидит в Сети, но и сам научился писать код, станет очевидно, что ему интересно программирование. Родителям стоит собирать и анализировать любые подсказки и зацепки подобного рода.

Объективно оценить своего ребенка сложно, поэтому, чтобы удостовериться в точности сделанных выводов, имеет смысл воспользоваться помощью консультантов, в том числе специализирующихся на психологической предпрофессиональной диагностике. Профориентационные тестирования также проводятся в школе, а в интернете легко найти платформы, предлагающие тесты для определения склонностей подростка. Если качество подобных услуг не вызывает доверия, можно обратиться, скажем, к специалистам по подбору и оценке персонала в крупных компаниях или к психологу с хорошим профильным образованием и провести диагностику с использованием одного из принятых в профессиональном сообществе тестов, определяющих качества личности, мотивацию, ценности — и, конечно, интересы и склонности.

2. Выявление возможностей

Оценка знаний. Объем знаний, полученных школьником, зависит не только от содержания учебного курса, но и от личностных особенностей и методов работы преподавателя. Например, авторитарный педагог может вызывать у альфа-ребенка отторжение и нежелание изучать предмет. Нужно абстрагироваться от причины, по которой знания усваиваются хуже или лучше, и постараться определить их уровень. Отметки не следует рассматривать как приговор: зачастую они меняются при переходе в другую школу. Они лишь указывают на то, какие группы предметов ученику даются лучше, а какие хуже.

Если самостоятельно определить уровень знаний не удается, а школе доверия нет, имеет смысл провести независимую экспертизу. В Сети есть программы тестирования практически по всем школьным предметам: например, Московский центр качества образования проводит платную диагностику, а бесплатные тесты для проверки, скажем, математической грамотности можно найти на сайте «Меташколы».

Исходя из результатов оценки знаний нужно решить, какие экзамены удастся сдать максимально успешно, и составить предварительный список из четырех — шести дисциплин. После этого необходимо понять, стоит ли обратиться к репетиторам, записаться на курсы при вузе или школе или готовиться самостоятельно. Чтобы сделать выбор, можно посмотреть задания ЕГЭ прошлых лет, размещенные на официальном сайте единого государственного экзамена, и прорешать их в домашних условиях.

Оценка навыков. Разные профессии требуют разного набора навыков. Например, для многих специальностей умение (и желание) общаться так же важно, как любовь к исследовательской деятельности. Психологу, педагогу, менеджеру по персоналу нужно взаимодействовать с людьми, проявлять уважение к их личной жизни и правам, эмпатию и сочувствие, соблюдать стандарты поведения, уметь справляться с эмоциональными и психологическими нагрузками. Профессия хирурга требует стрессоустойчивости иного типа и другого набора качеств: физической и интеллектуальной выносливости, умения быстро принимать жизненно важные решения в ситуации морального давления и т. д.

Для оценки навыков можно использовать психологические тесты. Расшифровывать результаты большинства из них, однако, должен профессиональный психолог.

Если выяснится, что подростку не хватает каких-либо важных навыков, можно попытаться их развить. Еще один вариант — подобрать подходящую профессию. Скажем, человеку, обладающему исследовательским талантом, но не умеющему общаться, подойдут направления, которые не предполагают прямого межличностного взаимодействия. В медицине это, например, специальности в области вирусологии, фармакологии.


Как и зачем развивать гибкие навыки

Чтобы стать востребованными профессионалами, многим современным подросткам нужно целенаправленно развивать гибкие навыки: системное мышление, стрессоустойчивость, способность принимать стратегические решения, умение эффективно общаться с людьми и разрешать конфликты. Это именно то, чего часто не хватает зумерам и, вероятно, альфам. Необходимость формировать эти навыки определяется не только выбором профессии, но и общими трендами, в первую очередь связанными с быстрыми переменами, происходящими в мире.

Можно рассчитывать, что функцию развития гибких навыков возьмет на себя система высшего образования. В основном она действительно справляется с задачей, по крайней мере на социально-гуманитарных направлениях. Однако если абитуриент знает, что для успешной профессионализации ему потребуются конкретные навыки и умения, заняться их формированием имеет смысл до поступления в вуз. Для этого можно пройти программы дополнительного образования — короткие практические курсы, направленные на совершенствование определенных навыков. Такие программы есть в школах, вузах, на образовательных онлайн-платформах и т. д. Также стоит попытаться погрузиться в сферу деятельности, способствующую естественному развитию нужных умений, например заняться командными видами спорта, волонтерской работой и т. д. В будущем это поможет подростку лучше учиться и налаживать отношения с однокурсниками.


3. Практическое знакомство с профессиями

Если молодой человек хочет понять, подходит ли ему та или иная специальность, он должен примерить ее на себя. Это можно сделать задолго до подачи документов в вуз. Раньше агентами погружения в профессию становились родители: они приводили ребенка на работу, обсуждали с ним или в его присутствии профессиональную деятельность и т. д. Сейчас это редкое явление, зато к профориентации все активнее подключаются школы. Они проводят специальные уроки, внеклассные занятия, встречи с экспертами из разных сфер. Каждое учебное заведение самостоятельно определяет уровень профориентационной программы: базовый (от 40 учебных часов в год), основной (от 60 часов), продвинутый (от 80 часов). На продвинутом уровне вводятся предпрофессиональные классы: инженерный, ИТ, медицинский и др.

Массу возможностей открывают и высшие учебные заведения. Получить информацию о профессиях и особенностях обучения можно на вузовских днях открытых дверей, а на сайте университета и в его соцсетях — узнать о мероприятиях для школьников и родителей. В вузах проводят открытые лекции и мастер-классы, устраивают зимние и летние школы для будущих студентов — там молодой человек на несколько дней может погрузиться в университетскую жизнь. Зачастую эти мероприятия бесплатны.

Платные курсы, кружки, секции, способствующие осознанному выбору специальности и погружению в нее, есть и в школах, и в высших учебных заведениях, и в организациях дополнительного образования.

Сложности, связанные с разнообразием профессий

Проблема. В документе, именуемом «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», перечислено более 7000 профессий, существующих сегодня в России. В мире, по некоторым оценкам, их более 40 000. Однако абитуриенты, как правило, знают только о тех, которые распространены в кругу общения их родителей и попадают в фокус внимания интернет-СМИ. Подростки просто не понимают, из чего могут выбирать.

Решение. Получить сведения о существующих специальностях, а также навыках, которые необходимы для работы по той или иной профессии, можно не выходя из дома. Для этого нужно воспользоваться интернет-сервисами и изучить официальные документы.

Онлайн-сервисы для выбора специальности. В Сети есть ресурсы (например, «Вузопедия»), на которых представлены описания направлений подготовки, а также профессий, путь в которые они открывают, и качеств, которых требует каждая из них. Эти списки могут быть неполными, но прочитать их полезно.

Документы, содержащие сведения об образовательных и профессиональных стандартах. Глубокое и целостное представление о профессиях дают профессиональные стандарты, которые вносятся в реестр, размещаемый на специализированном сайте Минтруда. Эта информация — лишь инструмент для ориентирования в мире специальностей: при приеме на работу далеко не всегда нужно полностью соответствовать профстандарту. Требования к квалификации необходимо соблюдать, только если это прописано в Трудовом кодексе РФ и других законах. Например, соответствовать стандартам должны педагоги, медики, летчики, адвокаты, аудиторы, в какой бы организации они ни работали. К началу 2025 года было принято более 1500 стандартов, и база постоянно пополняется. У некоторых специальностей (например, медиатехнолог, философ и др.) профстандартов до сих пор нет.

Разобраться в специфике интересующих специальностей помогут также «Общероссийский классификатор специальностей по образованию» (ОКСО) и Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ФГОС разрабатываются учебно-методическими объединениями и меняются в зависимости от государственной политики в сфере высшего образования.

Изучение стандартов — задача трудоемкая, и выполнять ее лучше с помощью профессионала, например профориентолога.

Сложности, связанные с прогнозированием востребованности профессий

Проблема. При выборе специальности необходимо оценивать ее потенциальную востребованность обществом через пять — семь или даже 10 лет. Это непростая задача, поскольку спрос на рынке труда зависит от многих факторов: международной политической обстановки, эпидемической ситуации, качественных скачков в развитии технологий, структурных изменений экономики и т. д. Устаревание, смерть и возникновение новых профессий относятся к числу причин, по которым, согласно исследованиям, лишь четверть россиян трудится по специальности, указанной в дипломе.

Решение. Строить прогнозы относительно востребованности конкретных специалистов, помимо жизненного опыта, помогает анализ информации, в частности актуальных запросов работодателей (составить представление о них позволяют рекрутинговые онлайн-платформы). Кроме того, имеет смысл изучить списки профессий будущего и запросы государства.

Списки профессий будущего. В некоторых перечнях, опубликованных в интернете, содержатся профессии, на которые наверняка будет спрос, а в некоторых — не востребованные экономикой и высокооплачиваемые, а те, которые могут возникнуть при сохранении текущих трендов в разных сферах жизни.

Государственный запрос. О нуждах государства можно судить, например, по тому, какие предпрофессиональные классы открываются в школах разных регионов. В Москве в число таких классов входят: инженерный, медицинский, ИТ, психолого-педагогический, предпринимательский, медиакласс. Полезную информацию также можно найти в официальных документах стратегического планирования, в первую очередь в указе президента «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий». В нем в число основных включены следующие направления: высокоэффективная и ресурсосберегающая энергетика, превентивная и персонализированная медицина, обеспечение здорового долголетия, высокопродуктивное и устойчивое к изменениям природной среды сельское хозяйство, безопасность получения, хранения, передачи и обработки информации и т. д.

Выбор вуза

Определив склонности и интересы, уровень знаний и набор навыков будущего абитуриента, составив список дисциплин для сдачи ЕГЭ и подобрав подходящие специальности, можно переходить к выбору учебного заведения.

Чтобы выяснить, в каких университетах обучают той или иной специальности, достаточно воспользоваться интернетом. Так, по данным платформы «Поступи онлайн», профессию психолога можно получить в 353 вузах России. Также стоит обратиться к сайтам интересующих университетов. На них можно ознакомиться с содержанием конкретных образовательных программ по каждой специальности.

Далее нужно попытаться спрогнозировать, в какие вузы и на какие программы подросток имеет шанс поступить. Для этого необходимо получить информацию о приблизительном количестве мест (бюджетных и/или договорных) и примерном уровне знаний конкурентов (их результатах ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний), то есть рассчитать конкурс. При действующей системе приема обращать внимание следует не на число поданных заявлений, а на баллы ЕГЭ поступивших. К сожалению, даже такой расчет будет весьма приблизительным: слишком большую роль в окончательном выборе вуза играет психологический фактор. Абитуриент с низким баллом может пройти на ту или иную программу просто потому, что абитуриент с более высоким баллом перестраховался и предпочел другую программу, где он попадал в топ, а не в середину списка.

Наконец, отобранные университеты нужно ранжировать, исключив заведомо неподходящие (скажем, расположенные далеко от дома или не имеющие общежития, военной кафедры и т. д.). Стоит учитывать не только и не столько репутацию вуза, сколько качество образовательной программы. Идти на гуманитарный факультет в известном техническом вузе или на технический в гуманитарном — рискованное решение. Сильные педагоги предпочитают работать на постоянной основе там, где есть «питательная среда» — где трудятся коллеги-единомышленники, кипит научная жизнь, сложилась исследовательская и педагогическая школа в их профессиональной области. У факультета физики в юридическом институте может не быть постоянного хорошего кадрового состава, и о качестве образования на этом факультете не будет свидетельствовать успех юридических программ вуза.

Единого рецепта составления собственного рейтинга университетов и образовательных программ не существует, в ход идут разные средства: отзывы выпускников, впечатления родителей, полученные на дне открытых дверей, впечатления абитуриента от посещения занятий в вузе в рамках дополнительного образования, высказывания работодателей, имена преподавателей, длительность существования программ и т. д.

Выбирая направление профессионального развития, не обязательно пользоваться всеми перечисленными выше советами. Однако всегда следует помнить: осознанное построение образовательной траектории требует внимания и кропотливой многоступенчатой аналитической работы, которую надо проводить заблаговременно. В первую очередь нужно выбирать подходящее направление подготовки, а уже затем соотносить его с запросами рынка и определять конкретную программу обучения и вуз. При этом отдавать предпочтение лучше программам, формирующим не только узкопрофильные, но и надпрофессиональные навыки и дающим знания, которые будут востребованы даже в случае трансформации профессии.

Нельзя забывать, что высшее образование — это уровень подготовки специалистов высшей квалификации, способных к аналитической деятельности, проведению исследований, разработке концепций, консультированию. Этим университет отличается от колледжа.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+