
Предполагается, что масштабная реализация реформы высшего образования начнется в 2026/27 учебном году, пока же параметры новой системы точно не известны. Тем не менее тенденция очевидна: судьба выпускника вуза будет в большей степени зависеть от решений, принятых на этапе поступления. Для школьников и их родителей это означает, что к выбору профессии придется подходить более осознанно, чем раньше.
Сегодня можно подавать документы одновременно в несколько вузов (максимум в пять) на несколько специальностей (количество определяет сам вуз, но не более пяти). Выбирая специальности и учебные заведения, абитуриенты и их родители зачастую допускают серьезную стратегическую ошибку. Они смотрят, в какие университеты и на какие направления в них можно поступить с конкретными результатами ЕГЭ. Затем, узнав, куда абитуриент проходит, дают согласие на зачисление в наиболее престижный вуз на ту специальность, которая обеспечит самую прибыльную, с их точки зрения, профессию.
Эта стратегия не учитывает важнейших параметров задачи: в первую очередь того, что с одним набором дисциплин можно подать документы на далекие друг от друга специальности. Например, с комбинацией «русский язык, история, обществознание» можно претендовать на зачисление в вуз по таким направлениям, как «государственное и муниципальное управление», «антропология и этнология», «гостиничное дело», «реклама и связи с общественностью», «международные отношения», «социология», «теология», «управление персоналом», «юриспруденция» и другие.
Преподаватели из года в год наблюдают студентов, оказавшихся на их факультетах случайно, например будущих юристов, не имеющих ни способностей к кропотливому анализу юридических документов, ни желания им заниматься. Между тем у человека, обучающегося не тому, что его интересует, — скажем, планировавшего поступить на рекламу, но прошедшего по баллам только на антропологию, — меньше шансов стать востребованным специалистом, чем у того, кто поступил в соответствии со своими желаниями и склонностями. Результаты ЕГЭ отражают эти склонности в недостаточной для выбора специальности мере. Интерес к человеку как биологическому виду, желание проводить исследования в этой сфере и талант к такой работе не складываются из высоких баллов ЕГЭ по обществознанию, истории и русскому языку.
Ожидаемые изменения в системе высшего образования после реформы
Выбор профессионального пути: сложности и способы их преодоления
Целенаправленная подготовка к поступлению в высшее учебное заведение начинается не в выпускном классе, а значительно раньше. На дни открытых дверей, которые проводятся вузами, часто приходят родители учеников 7–9-х классов, стремящиеся определить возможные сферы профессиональных интересов ребенка. Университетские профориентационные занятия посещают учащиеся 9–10-х классов. В 11-м классе школьники, как правило, сосредоточены только на подготовке к ЕГЭ.
Сложности осознанного выбора профессионального пути необходимо преодолеть за несколько лет до поступления в университет. В основном эти трудности вызваны психологическими особенностями подростка, многообразием профессий и переменчивостью современного мира.
Поколенческие психологические сложности
Проблема. Сегодня в вузы поступают самые молодые представители поколения зумеров — так, согласно теории американских исследователей Нила Хау и Уильяма Штрауса, называют родившихся с конца 1990-х до первого десятилетия 2000-х годов включительно. Концепция Хау и Штрауса базируется на идее о том, что люди, воспитывающиеся в одну эпоху, обладают общими ценностями и социально-психологическими характеристиками. Зумеры, по мнению исследователей, не представляют себя без интернета, смартфона и социальных сетей. Им присуще клиповое мышление: они многозадачны (могут одновременно читать новости, слушать музыку и решать уравнения) и в то же время поверхностны — испытывают сложности с концентрацией внимания и логическим анализом данных. Навыки поиска информации доминируют у них над способностью к запоминанию. Они домоседы, не спешащие отделиться от родителей. В их жизни дружеские и романтические отношения играют меньшую роль, чем в жизни предыдущих поколений. Они сконцентрированы на комфорте и самовыражении, не стремятся к карьерным достижениям и оказываются частыми гостями в кабинетах психологов.
Пройдет несколько лет, и выбором образовательной траектории озаботятся родители представителей следующего поколения — альфа. К нему австралийский демограф Марк Маккриндл отнес детей, появившихся на свет с 2010 по 2024 год. Если для зумеров социальные сети и прочие веб-ресурсы — это инструменты, то для альф — образ жизни: они воспитаны на планшетах и смартфонах. Цифровая среда становится для них реальностью с рождения. Их мировоззрение, стиль и приоритеты в значительной мере определяются онлайн-сообществами, социальными платформами и играми. У них развита техническая грамотность, они предпочитают сами выбирать потребляемый контент, стремятся накапливать очки и побеждать, как в компьютерных играх. Подобно зумерам, они испытывают сложности с длительной концентрацией внимания, поскольку привыкли к сенсорной гиперстимуляции. С большой долей вероятности они вырастут эгоцентричными и нацеленными на мгновенное достижение желаемого. Альфы наверняка не захотят отождествлять себя с чем-либо определенным, ограничивающим самореализацию. Скорее всего, они будут избегать выбора специальности, чтобы не взрослеть; мыслить стереотипно, выдавая тенденции, популярные в сетевой среде, за собственные желания («хочу быть криптоинвестором»); стремиться не к профессиональному развитию, а к удовлетворению возрастных потребностей («хочу быть знаменитым»).
Решение. Современным подросткам сложно выбрать направление обучения и решить, чем они хотят заниматься в жизни. Родители могут им помочь. Для этого в первую очередь необходимо определить склонности, интересы, способности, навыки и уровень знаний детей и дать им возможность примерить на себя несколько профессий.
1. Выявление склонностей и интересов
Определить интересы подростка позволяют сведения не только о его любимых школьных предметах, но и о том, что он делает в свободное время, в том числе в интернете. Открытия могут быть неожиданными. Например, может оказаться, что человек, не любящий школу, с удовольствием изучает и систематизирует сложную техническую информацию из блогов, посвященных автомобилям, — в сфере, которая ему близка, он демонстрирует склонность к анализу данных. А если выяснится, что ребенок не просто сидит в Сети, но и сам научился писать код, станет очевидно, что ему интересно программирование. Родителям стоит собирать и анализировать любые подсказки и зацепки подобного рода.
Объективно оценить своего ребенка сложно, поэтому, чтобы удостовериться в точности сделанных выводов, имеет смысл воспользоваться помощью консультантов, в том числе специализирующихся на психологической предпрофессиональной диагностике. Профориентационные тестирования также проводятся в школе, а в интернете легко найти платформы, предлагающие тесты для определения склонностей подростка. Если качество подобных услуг не вызывает доверия, можно обратиться, скажем, к специалистам по подбору и оценке персонала в крупных компаниях или к психологу с хорошим профильным образованием и провести диагностику с использованием одного из принятых в профессиональном сообществе тестов, определяющих качества личности, мотивацию, ценности — и, конечно, интересы и склонности.
2. Выявление возможностей
Оценка знаний. Объем знаний, полученных школьником, зависит не только от содержания учебного курса, но и от личностных особенностей и методов работы преподавателя. Например, авторитарный педагог может вызывать у альфа-ребенка отторжение и нежелание изучать предмет. Нужно абстрагироваться от причины, по которой знания усваиваются хуже или лучше, и постараться определить их уровень. Отметки не следует рассматривать как приговор: зачастую они меняются при переходе в другую школу. Они лишь указывают на то, какие группы предметов ученику даются лучше, а какие хуже.
Если самостоятельно определить уровень знаний не удается, а школе доверия нет, имеет смысл провести независимую экспертизу. В Сети есть программы тестирования практически по всем школьным предметам: например, Московский центр качества образования проводит платную диагностику, а бесплатные тесты для проверки, скажем, математической грамотности можно найти на сайте «Меташколы».
Исходя из результатов оценки знаний нужно решить, какие экзамены удастся сдать максимально успешно, и составить предварительный список из четырех — шести дисциплин. После этого необходимо понять, стоит ли обратиться к репетиторам, записаться на курсы при вузе или школе или готовиться самостоятельно. Чтобы сделать выбор, можно посмотреть задания ЕГЭ прошлых лет, размещенные на официальном сайте единого государственного экзамена, и прорешать их в домашних условиях.
Оценка навыков. Разные профессии требуют разного набора навыков. Например, для многих специальностей умение (и желание) общаться так же важно, как любовь к исследовательской деятельности. Психологу, педагогу, менеджеру по персоналу нужно взаимодействовать с людьми, проявлять уважение к их личной жизни и правам, эмпатию и сочувствие, соблюдать стандарты поведения, уметь справляться с эмоциональными и психологическими нагрузками. Профессия хирурга требует стрессоустойчивости иного типа и другого набора качеств: физической и интеллектуальной выносливости, умения быстро принимать жизненно важные решения в ситуации морального давления и т. д.
Для оценки навыков можно использовать психологические тесты. Расшифровывать результаты большинства из них, однако, должен профессиональный психолог.
Если выяснится, что подростку не хватает каких-либо важных навыков, можно попытаться их развить. Еще один вариант — подобрать подходящую профессию. Скажем, человеку, обладающему исследовательским талантом, но не умеющему общаться, подойдут направления, которые не предполагают прямого межличностного взаимодействия. В медицине это, например, специальности в области вирусологии, фармакологии.
Как и зачем развивать гибкие навыки
Чтобы стать востребованными профессионалами, многим современным подросткам нужно целенаправленно развивать гибкие навыки: системное мышление, стрессоустойчивость, способность принимать стратегические решения, умение эффективно общаться с людьми и разрешать конфликты. Это именно то, чего часто не хватает зумерам и, вероятно, альфам. Необходимость формировать эти навыки определяется не только выбором профессии, но и общими трендами, в первую очередь связанными с быстрыми переменами, происходящими в мире.
Можно рассчитывать, что функцию развития гибких навыков возьмет на себя система высшего образования. В основном она действительно справляется с задачей, по крайней мере на социально-гуманитарных направлениях. Однако если абитуриент знает, что для успешной профессионализации ему потребуются конкретные навыки и умения, заняться их формированием имеет смысл до поступления в вуз. Для этого можно пройти программы дополнительного образования — короткие практические курсы, направленные на совершенствование определенных навыков. Такие программы есть в школах, вузах, на образовательных онлайн-платформах и т. д. Также стоит попытаться погрузиться в сферу деятельности, способствующую естественному развитию нужных умений, например заняться командными видами спорта, волонтерской работой и т. д. В будущем это поможет подростку лучше учиться и налаживать отношения с однокурсниками.
3. Практическое знакомство с профессиями
Если молодой человек хочет понять, подходит ли ему та или иная специальность, он должен примерить ее на себя. Это можно сделать задолго до подачи документов в вуз. Раньше агентами погружения в профессию становились родители: они приводили ребенка на работу, обсуждали с ним или в его присутствии профессиональную деятельность и т. д. Сейчас это редкое явление, зато к профориентации все активнее подключаются школы. Они проводят специальные уроки, внеклассные занятия, встречи с экспертами из разных сфер. Каждое учебное заведение самостоятельно определяет уровень профориентационной программы: базовый (от 40 учебных часов в год), основной (от 60 часов), продвинутый (от 80 часов). На продвинутом уровне вводятся предпрофессиональные классы: инженерный, ИТ, медицинский и др.
Массу возможностей открывают и высшие учебные заведения. Получить информацию о профессиях и особенностях обучения можно на вузовских днях открытых дверей, а на сайте университета и в его соцсетях — узнать о мероприятиях для школьников и родителей. В вузах проводят открытые лекции и мастер-классы, устраивают зимние и летние школы для будущих студентов — там молодой человек на несколько дней может погрузиться в университетскую жизнь. Зачастую эти мероприятия бесплатны.
Платные курсы, кружки, секции, способствующие осознанному выбору специальности и погружению в нее, есть и в школах, и в высших учебных заведениях, и в организациях дополнительного образования.
Сложности, связанные с разнообразием профессий
Проблема. В документе, именуемом «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», перечислено более 7000 профессий, существующих сегодня в России. В мире, по некоторым оценкам, их более 40 000. Однако абитуриенты, как правило, знают только о тех, которые распространены в кругу общения их родителей и попадают в фокус внимания интернет-СМИ. Подростки просто не понимают, из чего могут выбирать.
Решение. Получить сведения о существующих специальностях, а также навыках, которые необходимы для работы по той или иной профессии, можно не выходя из дома. Для этого нужно воспользоваться интернет-сервисами и изучить официальные документы.
Онлайн-сервисы для выбора специальности. В Сети есть ресурсы (например, «Вузопедия»), на которых представлены описания направлений подготовки, а также профессий, путь в которые они открывают, и качеств, которых требует каждая из них. Эти списки могут быть неполными, но прочитать их полезно.
Документы, содержащие сведения об образовательных и профессиональных стандартах. Глубокое и целостное представление о профессиях дают профессиональные стандарты, которые вносятся в реестр, размещаемый на специализированном сайте Минтруда. Эта информация — лишь инструмент для ориентирования в мире специальностей: при приеме на работу далеко не всегда нужно полностью соответствовать профстандарту. Требования к квалификации необходимо соблюдать, только если это прописано в Трудовом кодексе РФ и других законах. Например, соответствовать стандартам должны педагоги, медики, летчики, адвокаты, аудиторы, в какой бы организации они ни работали. К началу 2025 года было принято более 1500 стандартов, и база постоянно пополняется. У некоторых специальностей (например, медиатехнолог, философ и др.) профстандартов до сих пор нет.
Разобраться в специфике интересующих специальностей помогут также «Общероссийский классификатор специальностей по образованию» (ОКСО) и Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ФГОС разрабатываются учебно-методическими объединениями и меняются в зависимости от государственной политики в сфере высшего образования.
Изучение стандартов — задача трудоемкая, и выполнять ее лучше с помощью профессионала, например профориентолога.
Сложности, связанные с прогнозированием востребованности профессий
Проблема. При выборе специальности необходимо оценивать ее потенциальную востребованность обществом через пять — семь или даже 10 лет. Это непростая задача, поскольку спрос на рынке труда зависит от многих факторов: международной политической обстановки, эпидемической ситуации, качественных скачков в развитии технологий, структурных изменений экономики и т. д. Устаревание, смерть и возникновение новых профессий относятся к числу причин, по которым, согласно исследованиям, лишь четверть россиян трудится по специальности, указанной в дипломе.
Решение. Строить прогнозы относительно востребованности конкретных специалистов, помимо жизненного опыта, помогает анализ информации, в частности актуальных запросов работодателей (составить представление о них позволяют рекрутинговые онлайн-платформы). Кроме того, имеет смысл изучить списки профессий будущего и запросы государства.
Списки профессий будущего. В некоторых перечнях, опубликованных в интернете, содержатся профессии, на которые наверняка будет спрос, а в некоторых — не востребованные экономикой и высокооплачиваемые, а те, которые могут возникнуть при сохранении текущих трендов в разных сферах жизни.
Государственный запрос. О нуждах государства можно судить, например, по тому, какие предпрофессиональные классы открываются в школах разных регионов. В Москве в число таких классов входят: инженерный, медицинский, ИТ, психолого-педагогический, предпринимательский, медиакласс. Полезную информацию также можно найти в официальных документах стратегического планирования, в первую очередь в указе президента «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий». В нем в число основных включены следующие направления: высокоэффективная и ресурсосберегающая энергетика, превентивная и персонализированная медицина, обеспечение здорового долголетия, высокопродуктивное и устойчивое к изменениям природной среды сельское хозяйство, безопасность получения, хранения, передачи и обработки информации и т. д.
Выбор вуза
Определив склонности и интересы, уровень знаний и набор навыков будущего абитуриента, составив список дисциплин для сдачи ЕГЭ и подобрав подходящие специальности, можно переходить к выбору учебного заведения.
Чтобы выяснить, в каких университетах обучают той или иной специальности, достаточно воспользоваться интернетом. Так, по данным платформы «Поступи онлайн», профессию психолога можно получить в 353 вузах России. Также стоит обратиться к сайтам интересующих университетов. На них можно ознакомиться с содержанием конкретных образовательных программ по каждой специальности.
Далее нужно попытаться спрогнозировать, в какие вузы и на какие программы подросток имеет шанс поступить. Для этого необходимо получить информацию о приблизительном количестве мест (бюджетных и/или договорных) и примерном уровне знаний конкурентов (их результатах ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний), то есть рассчитать конкурс. При действующей системе приема обращать внимание следует не на число поданных заявлений, а на баллы ЕГЭ поступивших. К сожалению, даже такой расчет будет весьма приблизительным: слишком большую роль в окончательном выборе вуза играет психологический фактор. Абитуриент с низким баллом может пройти на ту или иную программу просто потому, что абитуриент с более высоким баллом перестраховался и предпочел другую программу, где он попадал в топ, а не в середину списка.
Наконец, отобранные университеты нужно ранжировать, исключив заведомо неподходящие (скажем, расположенные далеко от дома или не имеющие общежития, военной кафедры и т. д.). Стоит учитывать не только и не столько репутацию вуза, сколько качество образовательной программы. Идти на гуманитарный факультет в известном техническом вузе или на технический в гуманитарном — рискованное решение. Сильные педагоги предпочитают работать на постоянной основе там, где есть «питательная среда» — где трудятся коллеги-единомышленники, кипит научная жизнь, сложилась исследовательская и педагогическая школа в их профессиональной области. У факультета физики в юридическом институте может не быть постоянного хорошего кадрового состава, и о качестве образования на этом факультете не будет свидетельствовать успех юридических программ вуза.
Единого рецепта составления собственного рейтинга университетов и образовательных программ не существует, в ход идут разные средства: отзывы выпускников, впечатления родителей, полученные на дне открытых дверей, впечатления абитуриента от посещения занятий в вузе в рамках дополнительного образования, высказывания работодателей, имена преподавателей, длительность существования программ и т. д.
Выбирая направление профессионального развития, не обязательно пользоваться всеми перечисленными выше советами. Однако всегда следует помнить: осознанное построение образовательной траектории требует внимания и кропотливой многоступенчатой аналитической работы, которую надо проводить заблаговременно. В первую очередь нужно выбирать подходящее направление подготовки, а уже затем соотносить его с запросами рынка и определять конкретную программу обучения и вуз. При этом отдавать предпочтение лучше программам, формирующим не только узкопрофильные, но и надпрофессиональные навыки и дающим знания, которые будут востребованы даже в случае трансформации профессии.
Нельзя забывать, что высшее образование — это уровень подготовки специалистов высшей квалификации, способных к аналитической деятельности, проведению исследований, разработке концепций, консультированию. Этим университет отличается от колледжа.