Шведские университеты теряют привлекательность для аспирантов и постдокторантов

Ассоциация докторантов шведского академического профсоюза (SULF-DCA) подготовила отчет о том, как миграционная политика страны влияет на систему высшего образования Швеции и наносит вред международным исследованиям. Документ включает в себя результаты опроса 40 аспирантов и выпускников Стокгольмского, Лундского, Гетеборгского, Уппсальского университетов, а также Университета Умео, Университета Линнеус, Технического университета Чалмерса и Каролинского института. Среди выходцев из стран, расположенных вне ЕС, ни один респондент не рекомендовал бы своим согражданам выбрать шведский университет для исследовательской работы и получения научной степени.
В документе говорится, что отзывы аспирантов раскрывают суровую и часто невидимую обществу реальность, в которую попадают исследователи, чей иммиграционный статус препятствует полноценному участию в академической жизни. Один из аспирантов, опрошенных SULF-DCA, утверждает, что отдавать приоритет карьере и исследованиям, оставаясь в Швеции, невозможно — вместо этого приходится думать, как себя обеспечить. По мнению другого респондента, чтобы удерживать талантливых ученых из-за рубежа, властям необходимо изменить политику в отношении зарубежных ученых или пересмотреть правила набора иностранцев на исследовательские программы.
На сайте миграционного ведомства Швеции можно найти условия получения постоянного вида на жительство для приезжих из стран, не входящих в ЕС. Нужно не менее пяти лет пребывать в стране на основании временного разрешения — с целью работы, учебы или исследовательской деятельности. Отъезды на родину и даже участие в международных конференциях на территории других государств могут прервать отсчет этого срока. Кроме того, требуется подтвердить свою финансовую состоятельность документально — продемонстрировать наличие средств на счету, достаточное, чтобы обеспечить себя и иждивенцев. Таким образом, для получения долгосрочного вида на жительство аспирантам нужно обладать большой суммой средств и к тому же заключить долгосрочный контракт с шведским работодателем, обеспечивающий стабильный доход. Многие исследователи живут за счет стипендий или грантов, а потому не могут претендовать на получение миграционного статуса, который открывает доступ к больничным, отпускным и прочим социальным льготам.
Представитель правления SULF-DCA Эйми Майлз заявляет, что приезжающих в Швецию аспирантов привлекает образ страны с инклюзивной, интернациональной системой высшего образования и большим количеством англоязычных университетских программ. Но этот образ, по ее мнению, расходится с действительностью: «Аспиранты или ученые из стран третьего мира низведены до людей второго сорта. Наши собеседники полагают, что миграционная политика крайне бюрократизирована и непредсказуема и соответствовать ее требованиям практически невозможно». Среди упомянутых Майлз проблем — непрозрачные и непоследовательные критерии оценки заявлений на получение вида на жительство, систематическая несправедливость, затянутые сроки обработки заявок в Шведском миграционном агентстве и ограниченные возможности обжаловать его решения.
Еще одна причина недовольства аспирантов — отсутствие поддержки со стороны вузов. Их руководство зачастую не обладает навыками взаимодействия с госорганами. По словам Майлз, многие из опрошенных сожалеют о решении получать научную степень в Швеции. «Страна больше не является привлекательной для международных исследователей на старте карьеры», — резюмирует она и предлагает реформировать миграционную политику в отношении зарубежных исследователей.
«Закон об иностранцах», принятый в 2021 году, ужесточил правила получения постоянного вида на жительство в Швеции для всех приезжих, включая молодых ученых. Ранее им достаточно было четырехлетнего легального пребывания в стране, чтобы сменить миграционный статус. Эйми Майлз утверждает, что правительство страны намерено в будущем смягчить требования для аспирантов и постдокторантов, чтобы повысить привлекательность шведского образования на международном рынке, однако этим предложениям предстоит «долгий путь к ратификации». Пока чиновники ограничились исследованием проблемы, организовав дискуссию, к которой привлекли представителей нескольких некоммерческих организаций, в том числе SULF-DCA и «Молодой академии Швеции» (междисциплинарной ассоциации ученых в возрасте до 36 лет).
Андреас Норд, доцент кафедры биологии Лундского университета и активист «Молодой академии Швеции» от имени организации заявил, что ни одна страна в мире не является самодостаточной в области науки: «Международная мобильность имеет решающее значение для повышения качества исследований и образования. Жесткая миграционная политика может поставить под угрозу роль шведских вузов в глобальной исследовательской среде и их инновационный потенциал».