Синдром дефицита внимания и гиперактивности: основные признаки у детей и подростков

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) начинают проявляться в дошкольном возрасте — примерно с четырех — пяти лет. Однако особенно выраженными они становятся, когда ребенок начинает ходить в школу.
Детям и подросткам с СДВГ бывает трудно учиться и соблюдать дисциплину. Посторонние люди зачастую объясняют эти особенности когнитивными нарушениями или недостатком воспитания.
Примерно в половине случаев СДВГ не проходит с возрастом и во взрослой жизни может провоцировать в числе прочего частую смену работы и конфликты в семье. Между тем этот диагноз не приговор и не преграда для насыщенной жизни.
Психолог Михаил Лабковский и врач-невролог Леонид Чутко в книге «Моя жизнь с СДВГ: как помочь детям, как справляться взрослым» объясняют, что ранняя диагностика и правильное лечение позволяют достигать значительных успехов в учебе, строить успешную карьеру и полноценные семейные отношения.
С разрешения издательства «Эксмо» Forbes Education публикует фрагменты книги, в которых рассказывается о диагностике СДВГ и об особенностях его проявления у детей разного возраста.
В клинической практике для диагностики СДВГ наиболее часто используются следующие критерии:
А. Постоянные проявления невнимательности, гиперактивности и импульсивности, влияющие на функционирование и развитие. Таким детям присущи симптомы из одной или обеих категорий:
- невнимательность,
- гиперактивность и импульсивность.
1. Невнимательность: 6 или более из следующих симптомов постоянно сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев и негативно влияют на жизнь.
- Часто неспособен сосредоточиться на деталях и допускает ошибки из-за невнимательности, небрежности (например, пропускает или теряет детали, выполняет работу неаккуратно).
- Часто с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр (например, испытывает трудности с концентрацией во время лекций, бесед, длительного чтения).
- Часто складывается впечатление, что не слушает обращенную к нему речь, потому что его мысли где-то витают.
- Часто не придерживается предлагаемых инструкций и не может до конца выполнить уроки, домашнюю работу или обязанности на рабочем месте (например, начинает выполнять задание, но быстро отвлекается).
- Часто испытывает сложности в организации своей деятельности (например, сложно действовать последовательно, трудно сохранять в порядке материалы и вещи, работа выполняется неаккуратно и неорганизованно, плохо распределяет время, не укладывается в назначенные сроки).
- Часто избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
- Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и дел (например, школьные принадлежности, карандаши, книги и т. д.).
- Часто легко отвлекается на посторонние стимулы (для старших подростков и взрослых это могут быть посторонние мысли).
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях (например, выполнение поручений или домашних обязанностей).
2. Гиперактивность и импульсивность: 6 или более из следующих симптомов постоянно сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев и настолько выражены, что негативно влияют на жизнь.
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
- Часто покидает свое место, когда нужно сидеть (например, встает в классе во время уроков).
- Часто бегает туда-сюда, куда-то забирается в ситуациях, когда это неприемлемо.
- Часто не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении, ведет себя так, как будто к нему «прикрепили мотор» (ему некомфортно спокойно сидеть в течение продолжительного времени, например в ресторане, на встрече; окружающие могут расценивать его как беспокойного человека, с которым трудно иметь дело).
- Часто бывает болтливым.
- Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца (например, завершает высказывания за других людей, не может дождаться, пока собеседник закончит говорить).
- Часто с трудом дожидается своей очереди.
- Часто прерывает других, мешает им (например, вмешивается в беседы, игры, дела; может начать пользоваться вещами других людей без разрешения).
B. Несколько симптомов невнимательности или гиперактивности-импульсивности присутствовали в возрасте до 12 лет. Таким образом, отвлекаемость или гиперактивность, впервые появившаяся у тринадцатилетнего подростка, не является признаком СДВГ.
C. Проявление нескольких симптомов невнимательности или гиперактивности-импульсивности в двух или более видах обстановки (например, дом, школа или работа, контакты с друзьями или родственниками).
Симптомы СДВГ должны проявляться и дома, и в школе (детском саду). Если дома ребенок ведет себя как герой рассказа О’Генри «Вождь краснокожих», а в детском саду на него не нарадуются — значит, это не СДВГ, а проблемы в воспитании.
D. Влияние симптомов на социальные контакты, обучение, работу. Тройка по физике за год в шестом классе не является признаком СДВГ.
E. СДВГ — не проявление другого заболевания. Симптомы не должны быть связаны с течением шизофрении или другого психотического расстройства и не могут быть проявлением другого расстройства (например, диссоциативного, тревожного, расстройства настроения, расстройства личности, интоксикации каким-либо веществом и проч.). Стресс также не приводит к развитию СДВГ.
У дошкольников
В разном возрасте СДВГ проявляется по-разному. Считается, что нижней границей для выявления СДВГ является возраст 3–4 года.
Иногда родители детей с СДВГ отмечают чрезмерную активность уже на первом году жизни. Однако это необязательно признак СДВГ: неспокойных, возбудимых младенцев гораздо больше, чем детей, у которых потом действительно развивается данное заболевание.
До трехлетнего возраста дети недостаточно контролируют свое поведение, однако примерно в трехлетнем возрасте уже можно отличить гиперактивное поведение от агрессивного. Согласно концепции Льва Семеновича Выготского, в возрасте трех лет начинается третий возрастной кризис. Вот его признаки:
1. Негативизм. Ребенок поступает наперекор тому, что предлагают или о чем просят взрослые: он не хочет что-то делать просто потому, что это предложили родители.
2. Упрямство. Ребенок продолжает настаивать на чем-то, даже если ему это не сильно и нужно.
3. Строптивость выражается в своеобразном детском недовольстве по отношению к нормам или отношениям в семье.
4. Своеволие заключается в проявлении излишней тенденции к самостоятельности. Ребенок стремится все делать сам, и эти слова становятся ключевыми в речи: «Я сам!»
5. Протест. Поведение ребенка приобретает вид протеста, из-за чего часто возникают ссоры с окружающими.
6. Обесценивание. Ребенок перестает ценить то, что раньше было для него дорого, к чему он был привязан: например, начинает ломать любимые игрушки или обижать любимую кошку.
7. Деспотизм в семье с одним ребенком и ревность в семье, где двое и больше детей. Ребенок стремится проявлять власть над членами семьи, пытается диктовать свои условия.
Диагноз СДВГ целесообразно ставить начиная с четырех лет, когда описанный выше кризис миновал.
У дошкольников главное проявление СДВГ — гиперактивность. В детском саду такой ребенок бесцельно слоняется по комнате, без умолку болтает, мешает другим; часто отбирает игрушки и в силу неосторожности и неуклюжести может их нечаянно сломать или потерять. Дошкольники с СДВГ очень любопытны и, если что-то их заинтересует, моментально начинают это исследовать.
Повышенная активность может быть и вариантом нормы. Тогда как отличить здорового активного ребенка от пациента с СДВГ? Гиперактивный дошкольник будет таким почти всегда: дома, в детском саду, на площадке во дворе. Его внимание постоянно переключается с одного предмета на другой, ни на чем не задерживаясь подолгу. Во время прогулки беспокойное чадо может вырвать руку и убежать от родителей или даже выбежать на проезжую часть. Нередко такое поведение приводит к травмам. Часто родители жалуются, что их гиперактивный ребенок быстро портит одежду и обувь: «На нем все горит».
«Фирменный» прием гиперактивного ребенка — уход с детской площадки в неизвестном направлении, что заставляет родителей понервничать. Взрослые с большим трудом справляются с такими детьми.
Гиперактивность и импульсивность проявляются и в общении с другими детьми: в играх ребенок с СДВГ хочет всегда быть главным и обязательно побеждать.
У таких детей часто встречается диспраксия — неуклюжесть, неловкость движений. Им, например, бывает сложно кататься на велосипеде или играть с мячом.
В детском саду ребенку с СДВГ приходится непросто, ведь там все подчиняется правилам и распорядку, а еще нужно слушать воспитателя (а такой ребенок и маму-то не особо слушает). Малыш с СДВГ просто не может принять эту ситуацию — отсюда и жалобы на наших пациентов как на постоянный источник беспокойства, шумных игр и потасовок. А еще такие дети плохо засыпают во время тихого часа: просто лежать два часа с закрытыми глазами любому ребенку может быть скучно, а уж для гиперактивного — тем более. От скуки он начинает громко болтать, свистеть, петь, задирать соседей и т. д.
У дошкольников с СДВГ часто отмечаются задержки речевого развития... Говорить они нередко начинают позже сверстников, но потом их не остановить. Родители жалуются: «Такое ощущение, что в квартире постоянно включено радио», — и спрашивают: «А можно ли убавить громкость у этого приемника?» Говорят такие дети часто с ошибками: например, не согласовывают слова в роде и падеже.
Кроме этого, дети с СДВГ реже используют внутреннюю речь для управления собственным поведением. Важно помнить, что речь нужна нам не только для общения — благодаря ей мы регулируем свои действия. Обычно мы говорим сами с собой, планируя какую-то деятельность («Завтра надо пораньше встать») или оценивая ее («Вот я растяпа!»). Внутренняя речь нужна нам для самоконтроля, с ее помощью мы даем себе инструкции к действию. Дети с СДВГ нечасто прибегают к этому инструменту.
У школьников
Ярче всего симптомы СДВГ «расцветают» в возрасте 7–12 лет. Когда ребенок идет в школу, от него вдруг начинают требовать выдержки и терпения — без них на уроках никуда. Судите сами: приходится сидеть за партой по 45 минут. Нельзя разговаривать во время урока. Нельзя перебивать учителя. И даже если ты знаешь правильный ответ, просто выкрикнуть его тоже нельзя. Да еще и после урока нужно самостоятельно сложить все свои вещи в портфель. Приходится проявлять волю и контролировать свои порывы, а с этим у ребенка с СДВГ возникают сложности.
<…>
А что насчет обучаемости? Известно, что:
- К третьему году обучения дети с СДВГ в среднем на год отстают от своих сверстников без СДВГ по стандартизированным тестам по чтению и математике.
- На девятый год обучения подростки с СДВГ в среднем на 2,5 года отстают от своих сверстников без СДВГ в стандартизированных тестах на чтение и на 3 года — в тестах по математике.
- В средней школе ученики с СДВГ получают более низкий общий средний балл и более низкий средний балл во всех академических областях по сравнению со сверстниками.
Если до школы ребенок с СДВГ просто был «чересчур активным», то с началом учебы количество проблем растет. Его центральная нервная система оказывается неспособной справляться с новыми требованиями и растущими психическими нагрузками…
У ребенка с СДВГ может быть достаточно высокий интеллект, но для получения хороших оценок в школе этого недостаточно: нужно быть организованным, волевым, уметь контролировать свои эмоции. Дети с СДВГ чаще, чем их здоровые сверстники, остаются на второй год и оказываются в состоянии «хронической неуспешности». Чуть позже у детей с СДВГ возникают проблемы с мотивацией к обучению. Они начинают задавать вопросы: «А зачем мне нужна школа?», «И сколько еще это продлится?»
Тяжелым испытанием для детей с СДВГ становится режим школьного обучения: уроки по 40–45 минут, в течение которых важно быть внимательным, и короткое время для отдыха, да еще бегать на переменах нельзя. Во время урока такие дети часто «отключаются», не слыша учителя и думая о чем-то своем, или постоянно крутятся на месте, болтают с соседом. Родители детей с СДВГ часто жалуются на плохую память своих детей, хотя на самом деле те не столько не запоминают информацию, сколько не воспринимают ее из-за невнимательности.
Не менее сложно школьникам с СДВГ организовывать свое время, планировать выполнение заданий. Утомляясь к концу учебного дня, они становятся еще более активными.
Большие трудности возникают при письме: детям с СДВГ очень трудно соблюдать чистоту в тетрадях и умещать текст в строки, отведенные для записи ответов. Рисунки таких детей редко бывают симметричными, а люди и животные на них нестатичны, полны движения. Раскрашивать рисунки тоже сложно: штриховка выходит за края изображения. Нажим, как правило, неравномерный, а детали рисунка — размашистые. Зачастую гиперактивные дети стремятся заполнить все пространство листа, заезжая при этом за его границы.
<…>
Дети с СДВГ настолько неорганизованны, что не могут до конца выполнить классную работу и домашние задания. При этом ни учителя, ни родители зачастую не понимают своего ребенка и его заболевание…
Но, что интересно, при всей своей гиперобщительности детям с СДВГ сложно заводить друзей. Им просто не хватает на них внимания, а впоследствии своей нетерпеливостью и конфликтностью они могут еще и оттолкнуть сверстников. Около половины детей с СДВГ в классе становятся изгоями.
Зачастую родители детей с СДВГ ходят в школу, как на работу. Педагоги дружно обвиняют их, что они плохо воспитывают ребенка, родители в ответ начинают обвинять школу в том, что она не умеет работать с их сыном или дочерью, а дома обрушивают свой гнев на чадо. В результате складывается «нелюбовный» треугольник: педагоги — родители — дети.
Добавим сюда то, что дети с СДВГ очень плохо понимают, что такое время. Они живут по принципу «здесь и сейчас» и не могут прогнозировать и откладывать что-либо на потом...
У подростков
В 50–80% случаев дети с СДВГ продолжают испытывать трудности в подростковом возрасте.
Ученые называют период полового созревания (13–14 лет) вторым «всплеском» СДВГ. Гиперактивность с возрастом снижается, зато растет внутреннее беспокойство. Эмоциональное развитие подростков с СДВГ часто задерживается. По сравнению со сверстниками без этого диагноза им сложнее контролировать свои действия и брать на себя ответственность за собственные поступки. Кроме того, низкая самооценка, вспыльчивость и агрессивное поведение приводят к проблемам в школе: подросткам сложно завести друзей, они часто становятся аутсайдерами среди одноклассников. И когда «трудный» подросток попадает к врачу с такими проблемами, как тревога, агрессивность, злоупотребление алкоголем и так далее, не каждый специалист может за всем этим разглядеть основной диагноз — СДВГ.
По статистике, подростки с СДВГ в 4 раза чаще попадают под арест, чем их сверстники без диагноза. В США среди несовершеннолетних под арестом примерно 25% имеют диагноз СДВГ, в Германии — около 45%. Такие подростки чаще курят, раньше пробуют алкоголь и входят в группу риска по развитию наркотической зависимости.
Подростки с СДВГ часто раньше сверстников начинают половую жизнь, и зачастую у них больше половых партнеров. Они чаще страдают от инфекций, передающихся половым путем, и сталкиваются с незапланированной беременностью. У девочек с СДВГ романтические отношения обычно короче, и они чаще становятся жертвами сексуального насилия.
Чтобы привлечь к себе внимание сверстников, подростки с СДВГ нередко выступают в роли «шутов», постоянно подтрунивают над собой и окружающими, пряча таким образом низкую самооценку. Примерно 30% подростков со временем изживают СДВГ, еще у 40% остаются проблемы с вниманием и импульсивностью, а у 30% появляются другие нарушения.
У девочек
…Надо признать, что исследования в основном сосредоточены на мальчиках, хотя девочки испытывают те же трудности, просто проявляются они менее заметно. В детском возрасте СДВГ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. К подростковому возрасту соотношение меняется до 2:1, а у взрослых разница практически стирается.
Симптомы СДВГ начинают проявляться у девочек позже и в дошкольном возрасте менее заметны. У них чаще встречается тип СДВГ с преобладанием невнимательности. Девочки менее гиперактивны, у них реже наблюдаются сопутствующие расстройства поведения, однако в период полового созревания они могут стать более импульсивными. Учителя обычно считают девочек с СДВГ менее невнимательными, чем мальчиков. У девочек может быть выше мотивация к учебе. Несмотря на это, 82% учителей считают, что СДВГ чаще и сильнее проявляется у мальчиков, и 40% признаются, что им сложно распознать СДВГ у девочек.