К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Система образования в Индии: вызовы, реформы и возможности для сотрудничества

Фото: Muhammad Shakir, Unsplash
Фото: Muhammad Shakir, Unsplash
Несмотря на высокий престиж качественного образования, индийская система обучения не отвечает потребностям сегодняшнего дня. В таких условиях перед Россией открываются возможности для наращивания сотрудничества с Индией в области образования и трудовой миграции

Государство с самой большой численностью населения — Индия — источник талантов для глобальной экономики. Так представляют себе роль страны ее лидеры, отстаивающие для граждан возможность учиться и работать за рубежом. Поставляя за границу медиков, инженеров, юристов, архитекторов, ИТ-специалистов, строителей, Индия частично решает проблему нехватки у себя рабочих мест, а заодно добавляет около 3% к своему ВВП. В то же время бурно развивающейся индийской экономике, в которой доля работоспособных граждан больше, чем иждивенцев, недостает специалистов и наставников, способных обучать местные кадры. Несмотря на высокий престиж качественного образования, индийская система обучения не отвечает потребностям сегодняшнего дня.

Лаборатория по исследованиям Индии Московской школы управления «Сколково» проводит исследование, посвященное человеческому капиталу Индии и России, потенциалу совместного обучения и нюансам организации трудовой миграции между странами. Руководитель лаборатории, кандидат исторических наук Лидия Кулик рассказывает об особенностях индийской системы образования и о том, почему именно сейчас стоит задуматься, как Россия и Индия могут сотрудничать в сфере образования и трудовой миграции.

Траектория развития индийской системы образования

Жители Индии высоко ценят ученость: даже люди с ограниченными финансовыми возможностями стремятся дать детям образование. Эта возможность, однако, появилась не так давно. Прошло почти 50 лет с момента обретения Индией независимости от Великобритании в 1947 году, прежде чем образование стало одним из приоритетов индийской государственной политики.

Попытки развивать систему образования в стране предпринимали в 1980-х и знаменитый премьер-министр Индира Ганди, и сменивший ее на этом посту сын Раджив. Однако первым руководителем, который перешел к реальным действиям, стал Атал Бихари Ваджпаи — в 2000 году он провозгласил, что ни один ребенок в Индии не будет лишен права на учебу. Страна в те годы переживала экономический рост, и Ваджпаи почувствовал меняющиеся настроения среднего класса и малоимущих индийцев.

Переломной для образовательной политики стала поправка к Конституции Индии, принятая в 2002 году и сделавшая право на образование основополагающим: обучение с 6 до 14 лет стало для индийцев бесплатным и обязательным. Тогда же стартовала предложенная Ваджпаи кампания «Образование для всех». Она была нацелена на представителей малообеспеченных слоев населения, которые зачастую отправляли детей на заработки, а не в школу. Заставить родителей отказаться от мысли, что ребенок должен приносить семье дополнительный доход, оказалось непросто. Для них правительство разработало специальную систему стимулов — например, всех учеников младших и средних классов обеспечили бесплатным школьным питанием, чтобы взрослые охотнее отпускали их на уроки и не заставляли трудиться. Большую роль в решении проблемы сыграли благотворительные организации.

Сегодня начальное образование в Индии стало практически всеобщим, а среднее и высшее получают все больше людей. По данным последней переписи населения, проведенной в 2011 году, средний уровень грамотности в Индии составляет 74%. Самый высокий показатель — 96% — в штате Керала. Считается, что это заслуга прежде всего коммунистической партии, много лет правящей в регионе и сделавшей образование всеобщим задолго до того, как об этом задумалось центральное правительство. Кроме того, в Керале всегда были сильны традиции народного просветительства и обучению сельской бедноты уделяли большое внимание. Среди наиболее отсталых в плане образования: штаты Бихар (уровень грамотности — 61,8%), Раджастхан (75,8%), а также бедные штаты на северо-востоке страны, такие как Аруначал-Прадеш (65,4%) и Ассам (72,2%).

Современная Индия обладает одной из крупнейших систем образования в мире. В стране примерно 1,5 млн школ, в которых учатся 248 млн детей и работают 9,8 млн учителей. По данным 2021 года, 26,3% выпускников поступают в вузы. Индийское правительство стремится к тому, чтобы эта цифра к 2035 году достигла 50%. Желающим получить высшее образование есть где учиться: за последние пять лет количество университетов в Индии выросло примерно на 37%, а число колледжей — на 9%. Сегодня в стране более 1100 вузов (38,7% из них частные) и 41 000 колледжей, а обучаются в них более 40 млн студентов.

Три проблемы системы образования Индии

Перед системой образования Индии стоит много проблем, три из которых можно назвать основными. (Во многом они напоминают трудности российской образовательной системы, и пути их решения также могут быть схожими.)

Проблема 1. Нехватка учителей и их низкая квалификация. Хотя уважение к учителю — основа менталитета и культуры жителей Индии, уровень дохода педагогов в стране — один из самых низких в мире, а учителей катастрофически не хватает. К 2024 году дефицит составил около 1,5 млн человек. В некоторых штатах, например в Бихаре, на одного педагога приходится 45 учеников. Наиболее острый кадровый голод испытывают государственные школы, но и частным, а также вузам тоже зачастую не хватает квалифицированных преподавателей. В небольших сельских школах один педагог может преподавать все предметы ученикам разных возрастов. Когда он не выходит на работу, дети не учатся.

В Индии понимают, что для решения проблемы нужен комплексный подход. Чтобы привлечь и удержать талантливых педагогов, необходимо обеспечить им конкурентную зарплату и надежные, долгосрочные трудовые контракты. Нужны также эффективные программы переобучения и непрерывного повышения квалификации учителей. Для сельской местности решающее значение имеет улучшение инфраструктуры, а также внедрение дистанционных методов преподавания.

Привлечение иностранных педагогов, в том числе индийского происхождения, — путь, которым пытаются идти индийские университеты. Им помогает государственная программа «Глобальная инициатива по академическим сетям» (Global Initiative of Academic Networks), направленная на поощрение талантливых ученых и преподавателей, желающих работать в Индии. Кроме того, правительство призывает лучшие зарубежные университеты открывать кампусы на территории Индии.

В стране появляется все больше успешных частных образовательных учреждений, благотворительные организации и крупные корпорации берут шефство над школами. Федеральное правительство вводит налоговые льготы для граждан, которые платят за обучение детей и их проживание в кампусах.

Проблема 2. Устаревший подход к образованию. В 2020 году в Индии была представлена «Национальная политика в области образования» (National Education Policy, NEP) — первая в своем роде за 34 года. Споры о ее постулатах и методах реализации не утихают до сих пор. В NEP прописано множество мер повышения эффективности индийской системы образования. Например, предусмотрено увеличение государственных расходов на образование до 6% ВВП, но в какой срок это должно произойти — не обозначено. Сейчас эти расходы составляют около 4,43% ВВП (не меньше, чем в большинстве стран мира) и около 10% общих госрасходов (меньше, чем во многих развитых и развивающихся странах, к примеру в Австралии и Казахстане).

«Национальная политика в области образования» продвигает мультидисциплинарный и гибкий подход к обучению. Особый акцент сделан на раннем профессионально-техническом образовании, развитии предпринимательских навыков и молодежных инициатив по созданию новых рабочих мест. Одним из приоритетов стало образование в сфере сельского хозяйства, испытывающего кадровый голод.

В числе задач NEP — ослабление роли коучинговых центров, которые готовят индийцев к всевозможным экзаменам и тестам: для поступления в вузы, устройства на госслужбу и т. д. Объем этого бизнеса только в онлайн-сегменте приближается к $2 млрд, офлайн-рынок — никак не меньше. Разработчики «Национальной политики в области образования» ставят целью не бесконечное натаскивание на типовые задания перед тестами, а повышение уровня готовности учеников к практической работе и их привлекательности для работодателей.

Есть у NEP и другие особенности. Она сочетает в себе стремление к модернизации образовательного сектора и одновременно к укреплению национальных традиций. С одной стороны, она уделяет много внимания технологиям и всему, что с ними связано, в том числе цифровой грамотности (скажем, обучение кодингу начинается уже в средней школе). С другой — делает упор на традиции, например предполагает изучение санскрита на всех уровнях школьного и высшего образования. Для индийцев этот язык — воплощение религиозных и философских основ индуизма. В индийском обществе, привыкшем к мультикультурности, подобный «национализм» вызвал серьезные споры. Учителя недовольны — получая скромную зарплату, они вынуждены проходить проверки квалификации и дополнительное обучение.

Проблема 3. Дипломы не гарантируют трудоустройства. Структурные перекосы, свойственные индийскому рынку труда, похожи на российские. В стране не хватает квалифицированных рабочих, необходимых современной экономике, при этом среди молодежи много обладателей дипломов с невостребованной на рынке или просто низкой квалификацией. Погоня за корочками, развернувшаяся в последние годы в среде платежеспособных учеников, и непрестижность рабочих профессий привели к появлению большого числа колледжей и высших учебных заведений, которые не способны обеспечить качественную подготовку студентов.

Одновременно в Индии ощущается нехватка квалифицированных кадров в передовых отраслях, в том числе в ИТ: бизнесу требуется больше специалистов по искусственному интеллекту, кибербезопасности, облачным вычислениям, блокчейн-технологиям. Согласно анализу, проведенному индийской Национальной ассоциацией разработчиков программного обеспечения и услуг (National Association of Software Services Companies), из более чем 8 млн выпускников всех вузов Индии, 2 млн изучали STEM-дисциплины (естественные науки, технологии, инженерию и математику). Из них 800 000 специализируются на компьютерных науках, информационных технологиях и математике. И лишь чуть больше трети из этих 800 000 — 35%, или примерно 280 000 выпускников, — соответствуют по уровню образования запросам работодателей. Остальным требуется дополнительное обучение. Не хватает также квалифицированных инженеров: из 1,5 млн выпускников, покидающих вузы с соответствующими дипломами, к работе по специальности готовы лишь 45%.

При этом в экономике Индии наблюдается острая нехватка рабочих мест для обладателей дипломов непрестижных вузов. Среди молодежи 20–24 лет, по разным оценкам, не трудоустроены более 44%, в то время как официальная безработица по состоянию на апрель 2024 года — 8,1%. Доля молодых людей, имеющих среднее или высшее образование, среди безработных в 2022 году дошла до 65,7% (в 2000 году она составляла 35,2%), а 57% опрошенных в 2024 году индийцев в возрасте 18–35 лет не верят, что смогут найти работу в следующие пять лет.

Престиж учебного заведения в Индии определяется главным образом перспективами дальнейшего трудоустройства. Конкурс в те немногие вузы, которые фактически гарантируют прием на работу по окончании учебы, огромный. Высококвалифицированных кадров не хватает, индийские и иностранные компании переманивают способных сотрудников друг у друга, что осложняет работу бизнеса на индийском рынке.

Для преодоления этих структурных перекосов индийские власти делают ставку на тесное сотрудничество между учебными заведениями и бизнесом, а также на использование цифровых решений вроде общенациональных информационных платформ для поиска работы и повышения квалификации при поддержке работодателей. Правительство также старается повысить престиж рабочих профессий. С 2015 года в стране действует крупномасштабная государственная программа профессионального обучения «Квалифицированная Индия» (Skill India), в рамках которой молодых людей обучают десяткам специальностей. Многочисленные отраслевые ассоциации запускают собственные учебные проекты, ориентированные на потребности компаний.

Окно возможностей между Россией и Индией

Сейчас в России обучаются около 30 000 студентов из Индии — в основном они выбирают медицинские вузы. Квоты на бесплатные места в университетах, выделяемые российским правительством, выбираются полностью, и подавляющее большинство индийцев учится на коммерческой основе.

Обучаться в России, особенно инженерным и STEM-специальностям, в Индии считается престижным, поэтому отечественные вузы сегодня имеют возможность привлечь еще больше студентов из этой страны. Для этого, впрочем, необходимо решить ряд проблем, в частности договориться о взаимном признании дипломов, построить новые общежития и т. д. Но главное — в обучение индийских кадров должны включиться российская промышленность и бизнес. Сотрудники из этой страны понадобятся отечественным компаниям — как тем, которые пытаются решить проблему дефицита кадров на своих предприятиях в России, так и тем, которые выходят на индийский рынок.

Российским работодателям предстоит создать специальные программы для индийских студентов и в партнерстве с отечественными и индийскими вузами начать проводить целевой набор. Такой опыт уже есть у некоторых крупных корпораций (например, у Росатома) — теперь необходимо распространить его на новые отрасли и вовлечь в процесс не только высшие учебные заведения, но и колледжи.

В ближайшие 30 лет в демографической структуре Индии будет преобладать трудоспособное население. Именно это время — окно возможностей для наращивания сотрудничества двух стран в области образования и трудовой миграции.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+