Онлайн без иллюзий: как россияне оценивают цифровое обучение

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ изучил предпочтения россиян, касающиеся онлайн-образования. Исследователи опросили 2550 совершеннолетних респондентов, проживающих в десяти регионах страны: Московском, Санкт-Петербургском, Самарской, Новосибирской, Свердловской, Нижегородской, Челябинской, Омской областях, а также в Республике Татарстан и Краснодарском крае. Примерно у половины опрошенных (48,5%) был опыт онлайн-обучения.
Почти 54% респондентов проявляют внимание к дистанционному формату учебы (20% он безусловно интересен, 33,8% — скорее интересен, чем нет). Наибольшую вовлеченность демонстрируют жители Москвы и Московской области (57%), Новосибирской (55%) и Нижегородской (54,5%) областей. Также в топ-5 вошел Краснодарский край (54%) и Санкт-Петербург с Ленинградской областью (53,4%). На последних местах — Свердловская и Самарская области, но и там интерес к онлайн-обучению имеется у большинства опрошенных — 51,8 и 51,3% соответственно.
Почти четверть (22,6%) респондентов считают онлайн-образование однозначно перспективным. Еще 22% придерживаются умеренного оптимизма — признают потенциал цифрового обучения, но все же сохраняют осторожное отношение к нему. 17,2% вовсе не интересуются дистанционным форматом, 16,5% воспринимают его скептически, 11,6% заявляют, что их пугает скорость технологического прогресса. 10% не считают онлайн-формат способным значительно изменить образовательный ландшафт.
Оплачивать обучение в онлайн-формате готовы 68% респондентов. 17,2% интересуются всеми предложениями на рынке, 16,9 и 15,2% соответственно — только платными курсами онлайн-школ и вузов. За образовательными проектами коучей и известных компаний следят 10,6 и 7,7% соответственно. 6,2% согласны рассмотреть все коммерческие образовательные предложения, кроме услуг коучей. 27% опрошенных утверждают, что готовы тратить на онлайн-учебу от 50 000 до 100 000 рублей в полугодие, 21% — от 100 000 до 200 000 рублей, 12% — от 200 000 до 300 000, 8% — более 300 000 рублей. 26,2% респондентов не привлекают дистанционные занятия, за которые надо платить.
Среди тех 48,5% россиян, которые пробовали учиться удаленно, большинство (52,7%) осваивали иностранный язык с репетиторами, 37% предпочитали онлайн-вебинары и мастер-классы, 36,8% проходили курсы на интернет-платформах, 15,3% выбирали ресурсы для онлайн-подготовки к экзаменам, 14,8% устанавливали образовательные мобильные приложения, 13,7% оканчивали онлайн-курсы университетов, 4% дистанционно обучались в вузе.
Главными плюсами онлайн-образования знакомые с ним респонденты называют: гибкий график занятий (16,4%), экономию времени (15,8%), возможность учиться, находясь в любой точке земного шара (15,3%), доступ к лучшим программам и сильным преподавателям (11,5%), более низкую стоимость курсов (10,9%). Для 7,3% имеет значение использование современных цифровых платформ, для 6,1% — широкий выбор направлений подготовки, для 5,7% — удобство совмещения учебы с личной жизнью.
Основными недостатками дистанционного образования респонденты считают сложности с тайм-менеджментом (18,4%), неудобное расписание занятий при синхронном обучении групп, участники которых проживают в разных часовых поясах (18,3%), отсутствие офлайн-коммуникации с одногруппниками (14,5%) и преподавателями (9,8%). 12,8% полагают, что онлайн-курсы стоят слишком дорого. Невозможность лично присутствовать в стенах учебного учреждения волнует 9,5%, размытие границ между учебой, работой и личной жизнью — 2,7%. Никаких минусов не выделяет 14,1% опрошенных.
Несмотря на отмеченные недостатки, из тех, кто уже имеет опыт учебы онлайн, 63,5% оценивают его позитивно: 31,6% на высший балл по пятибалльной шкале, 31,9% — на четыре балла. 11,9% недовольны своим онлайн-образованием: 6,9% поставили ему два балла, 5% — один балл. При этом 77% предпочитают цифровой формат традиционному, однозначно за офлайн высказались только 7,5% проходивших онлайн-обучение, 14,8% скорее выбрали бы очную учебу, чем дистанционную.