К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Нежелательный Йель: чего опасаться российским студентам, преподавателям и вузам

Фото: Wikimedia Commons
Фото: Wikimedia Commons
После того как Генпрокуратура признала деятельность Йельского университета нежелательной на территории России, любое сотрудничество с ним — от поступления в вуз до продажи книг, им изданных, — может повлечь за собой юридическую ответственность. Forbes Education разобрался, чем могут грозить студентам, преподавателям и вузам прямые и опосредованные контакты с Йелем

В начале июля 2025 года Генпрокуратура внесла Йельский университет (США) в список организаций, чья деятельность является нежелательной на территории Российской Федерации. В официальном релизе ведомство обвинило вуз в подрыве политической стабильности России, ее экономических основ и территориальной целостности, а также подготовке оппозиционных лидеров.

Включение Йельского университета в перечень нежелательных организаций влечет за собой правовые риски для граждан России. Forbes Education рассмотрел разные сценарии взаимодействия россиян с Йельским университетом и разобрался, какие юридические последствия могут иметь прямые и опосредованные контакты с вузом.

Обучение в Йельском университете

Йельский университет — один из центров международного образования в США. К примеру, в 2023 году в вузе насчитывалось 14 854 иностранных студента, что составляет 24% всех его учащихся. Россиян среди них, однако, совсем немного: если в 2016 году в Йельском университете учились 35 российских студентов, то в 2018 году — всего 24. В 2020-е годы их количество, скорее всего, продолжало сокращаться, тем не менее оно было и остается ненулевым. Несмотря на высокий конкурс — в 2023 году вуз принял лишь 4,35% абитуриентов — россияне все же поступали в Йель в последние годы как самостоятельно, так и при поддержке агентств международного образования. 


Мария Гурьева
Мария Гурьева
Основатель агентства по поступлению в вузы США StudyAmerica

«Интерес к обучению в Йельском университете у россиян имелся. У нас есть клиенты, которые туда поступали и на бакалавриат, и в магистратуру.

Абитуриенты бакалавриата, как правило, подают документы в большое количество вузов — иногда оно доходит до 20, — и Йель нередко попадал в список из-за высоких мест в международных рейтингах, а также разнообразия стипендиальных программ. Кроме того, вуз проводит в отношении абитуриентов политику Need-blind, то есть не учитывает их финансовое положение при приеме, а запрос материальной помощи не уменьшает шансов на зачисление.

Поступающие в магистратуру или на второе высшее отправляют заявки в меньшее число вузов — в четыре-пять. В их случае выбор Йеля был более осознанным — туда стремились желающие изучать те дисциплины, по которым в вузе традиционно сильные направления подготовки.

Обратно в Россию выпускники Йельского университета не спешат: чаще всего находят работу в США — диплом престижного вуза к этому располагает. Конечно, есть примеры возвращения бывших студентов американских вузов на родину — одному клиенту, к примеру, компания оплачивала обучение и ждала возвращения сотрудника в штат, но это скорее исключение, чем правило. Выпускники университетов Лиги Плюща обычно ориентированы на международную карьеру».


В Йельском университете действует несколько международных стипендиальных программ, в частности упомянутая в релизе Генпрокуратуры Yale World Fellows (Maurice R. Greenberg World Fellows Program). По этой программе развития лидерских навыков, запущенной в 2002 году, ежегодно в вуз приглашаются 15–16 иностранцев, которые уже имеют достижения в области политики, бизнеса, науки, культуры и др., при этом наличие академической степени для кандидатов не является обязательным условием.

В официальных источниках сообщалось о шести выходцах из России, участвовавших в программе. Среди них:

  • Алексей Навальный — стипендиат 2010 года, учредитель «Фонда борьбы с коррупцией» (ФБК признан в России экстремистской организацией и запрещен, также внесен в реестр иноагентов);
  • Леонид Волков (признан иноагентом, внесен в список лиц, причастных к терроризму и экстремизму) — стипендиат 2018 года, экс-глава правления ФБК;
  • Анна Бирюкова (признана иноагентом, внесена в список лиц, причастных к терроризму и экстремизму) — стипендиат 2024 года, экс-глава социологической службы ФБК;
  • Михаил Зыгарь (признан иноагентом) — стипендиат 2025 года, журналист, режиссер, писатель;
  • Эльвира Набиуллина, глава Центробанка РФ, упоминается в списке стипендиатов 2007 года, однако в списке выпускников ее имя отсутствует.

О шестом российском участнике Yale World Fellows данных нет. Предположительно, он мог проходить обучение по программе в первые годы ее существования.

Также в Йеле есть короткие образовательные курсы для школьников и студентов, в частности Yale Young Global Scholars (двухнедельная школа для старшеклассников) и Yale Summer Session (летние курсы для бакалавров), — они были доступны россиянам и после 2022 года.


Йованна Стоянова
Йованна Стоянова
Глава стратегии по поступлению в США агентства Crimson Education в СНГ

«В 2025 году с поддержкой Crimson Education в Йельский университет поступили 20 человек, но россиян среди них не было, как и год назад. Поступления в Йель российских граждан — единичные и случаются нечасто.

Отчасти это объяснятся тем, что Йель дает метапредметное образование: выпускники университета становятся специалистами в какой-то области, но при этом получают обширные знания и по другим дисциплинам. Российские абитуриенты, как правило, нацелены на глубокое изучение чего-то одного, например машиностроения, информатики, экономики. Среди престижных американских вузов российские абитуриенты, которые готовятся к поступлению с Crimson Education, отдают предпочтение Колумбийскому, Нью-Йорскому, Пенсильванскому, Чикагскому университетам, Калифорнийским университетам в Беркли и Лос-Анджелесе. Но и в эти вузы из России поступает несколько человек в год.

На протяжении последних лет политика Йельского университета в отношении российских абитуриентов не менялась: заявки из России принимались, количество зачислений оставалось скромным. Также в Йеле сложилось небольшое, но активное сообщество русскоязычных студентов.

Кроме того, у Йельского университета есть короткие зарубежные программы (например, «Модель ООН»), которые реализуются в Сингапуре, ОАЭ, Индии, странах Латинской Америки — дружественных для России юрисдикциях. Туда российские школы направляли своих учащихся более охотно. Также российские старшеклассники проходили летнюю программу Йельского университета Yale Young Global Scholars (YYGS). В этом году два учащихся из России поступили на эту программу при поддержке компании».


Еще одно направление деятельности вуза — дистанционное образование. В 2000-х годах Йель запустил проект Open Yale Courses, благодаря которому доступ к записям лекций по разным дисциплинам — истории, литературе, экономике, физике и др. — стал свободным. Позднее часть курсов университета была размещена на платформах MOOC (Massive Open Online Courses — массовых открытых онлайн-курсов), в частности на образовательной площадке Coursera, которая весной 2022 года прекратила контакты с российскими университетами.


Сергей Жорин
Сергей Жорин
Адвокат

«С 8 июля 2025 года поступление граждан России в Йельский университет, в том числе на бесплатные программы, краткосрочные курсы, стажировки, может расцениваться как участие в деятельности нежелательной организации. Это влечет за собой сначала административный штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей, а при повторном нарушении — уголовную ответственность, до четырех лет лишения свободы.

Оплата обучения может трактоваться как финансирование деятельности организации, что предполагает еще более серьезные последствия — вплоть до пяти лет лишения свободы.

Отдельно стоит рассмотреть, чем грозит прохождение курсов на сторонних платформах вроде Coursera. Если программа оформлена как официальный продукт Йельского университета (с упоминанием вуза, его сотрудников, размещением логотипа), даже бесплатное ее освоение может иметь те же юридические последствия, что и очное обучение.

При просмотре образовательных видео, не имеющих формальной привязки к Йелю, правовые риски значительно ниже, но полностью исключить их нельзя, особенно если в ролике содержатся указания на связь с университетом, реклама его программ и т. п.

При этом окончание курсов Йельского университета, получение диплома или сертификата вуза до 8 июля 2025 года никакой проблемы из себя не представляет, документы об образовании остаются действительными, так как российские законы не имеют обратной силы. Но при устройстве на госслужбу следует быть осторожнее с публичной демонстрацией диплома Йеля».


Академические связи с Йельским университетом

До 2022 года сотрудничество российских вузов с Йельским университетом можно было назвать обширным. Так, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова более 30 лет оставался партнером вуза по программе обмена аспирантами Fox International Fellowship, запущенной в 1988 году. Ежегодно как минимум один студент из МГУ приезжал на стажировку в Йель, а один йельский — в Москву. В апреле 2022 года сотрудничество вузов было приостановлено по инициативе американской стороны.

Московская школа управления «Сколково» с 2015 года в рамках совместной с Йелем образовательной программы обучала руководителей крупных российских компаний, в том числе глав дочерних предприятий Coca-Cola, Procter & Gamble, Ernst & Young. Профессор Йельской школы менеджмента Шейн Фредерик вел в «Сколково» курсы по маркетингу и поведенческой экономике. В 2019 году МШУ получила аккредитацию European Quality Improvement System (EQUIS), что открыло ей путь к членству в Global Network for Advanced Management — ассоциации, созданной в 2012 году на базе Йельского университета и объединяющей 30 ведущих бизнес-школ мира. Вступление «Сколково» в Global Network позволяло школе взаимодействовать со всеми учебными заведениями, входящими в объединение, в том числе с Йелем. Это сотрудничество также прекратилось в 2022 году по решению Йельского университета.

Академический мир традиционно космополитичен, и до введения ограничений у России сохранялись тесные связи с США на уровне преподавателей. Речь идет о совместных исследованиях, работах, конференциях. В научных базах можно найти немало публикаций, где в списке авторов присутствуют ученые Йельского университета и сотрудники российских вузов и РАН. В 2022 году индивидуальные контакты российских ученых и преподавателей с западными вузами, в том числе с Йельским университетом, существенно сократились, однако нельзя сказать, что они вовсе сошли на нет. К примеру, научный сотрудник Центра фундаментальной социологии высшей школы экономики Дмитрий Куракин отправился в Йельский университет в качестве приглашенного профессора в 2023 году, а с весны 2025 года исполнял обязанности директора Центра культурсоциологии Йеля — сейчас информация об этом удалена с сайта НИУ ВШЭ.


Анатолий Антонов
Анатолий Антонов
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Антонов и Партнеры»

«Признание деятельности Йельского университета нежелательной в России означает правовой запрет на любые формы сотрудничества с ним. Для российских университетов и научных центров дальнейшие официальные отношения с Йелем, будь то совместные исследования, конференции, преподавание, становятся невозможны. Взаимодействие в рамках старых соглашений тоже влечет за собой юридическую ответственность.

Распространение любых информационных материалов (печатных, цифровых, аудио- и видеозаписей), созданных Йельским университетом, также не допускается. СМИ и онлайн-ресурсы, которые нарушат этот запрет, могут быть оштрафованы и/или заблокированы. При этом публикации россиян в научных журналах, аффилированных с Йельским университетом, но не признанных нежелательными, формально под запрет не попадают.

Размещение ссылок в СМИ на материалы об исследованиях ученых Йельского университета, опубликованные на сторонних ресурсах, которые непосредственно не связаны с вузом и не признаны нежелательными в России, тоже прямо не нарушает закон. Даже если статья написана с участием ученых Йеля, ее производителем и распространителем считается тот ресурс, где она размещена. Теоретически правоприменитель может попытаться расширенно истолковать формулировку «произведенных с участием», но такую трактовку закона можно назвать юридически слабой — в нем говорится о деятельности самой организации. Ссылка на сторонний легальный ресурс, содержащий работу ученого из Йеля, не равнозначна распространению материалов от имени или по поручению университета. Важно и то, как подается информация. Если это нейтральное цитирование, то риск минимален. Если же ссылка сопровождается явным продвижением деятельности Йельского университета, особенно создающей угрозу безопасности или конституционному строю РФ, то опасность возрастает.

То же касается и ссылок на научные работы сотрудников Йельского университета в диссертациях. Само по себе цитирование является стандартной академической практикой, необходимой для соблюдения авторских прав и научной аргументации. Цитируя работу ученого из Йеля, опубликованную в научном журнале или монографии, а не напрямую университетом, автор не «распространяет материалы, произведенные или распространяемые нежелательной организацией», а использует идеи или результаты работы, указывая источник. Эти действия законны и безопасны, за исключением разве что гипотетической ситуации, в которой сам цитируемый материал можно отнести к нежелательным. К примеру, если Йель издаст книгу с инструкциями по свержению конституционного строя в России, а ученый приведет цитаты из нее в научной работе — но такой сценарий выглядит абсурдно.

Важно понимать, что закон направлен не на то, чтобы вычеркнуть из информационного поля все научные работы ученых, связанных с Йельским университетом, а на пресечение нежелательной деятельности — политической и дестабилизирующей, с точки зрения властей, — и целенаправленного распространения материалов, служащих ее целям.

Тем не менее в атмосфере повышенной осторожности и риска блогеры, СМИ и даже ученые могут для перестраховки использовать избыточную самоцензуру и избегать любых упоминаний нежелательных организаций, даже в случаях, в которых закон прямо этого не требует».


Хранение и продажа книг, изданных Йельским университетом

У многих крупных университетов, как зарубежных, так и российских, есть собственные издательства, выпускающие научную, научно-популярную и образовательную литературу. Все юристы, к которым Forbes Education обратился за комментариями, сходятся во мнении, что иметь дома книги издательства Yale University Press, приобретенные до 8 июля 2025 года, безопасно. Держать же их в публичных библиотеках, например в университетских, где каждый обладатель читательского билета имеет доступ к книжному фонду, рискованно.

В российской правоприменительной практике есть пример, когда вуз — Европейский университет в Санкт-Петербурге — был привлечен к ответственности за хранение книг, изданных при финансовой поддержке Фонда Сороса и Международного центра имени Вудро Вильсона, признанных в России нежелательными организациями. Несмотря на то, что книги поступили в вузовскую библиотеку задолго до принятия соответствующего федерального закона, Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга счел их хранение участием в деятельности нежелательных организаций и наложил на Европейский университет два штрафа.

Как продажа, так и приобретение книг, изданных Йельским университетом, с 8 июля 2025 года также попадают под запрет. Тем не менее на момент публикации статьи книги Yale University Press представлены на всех крупных российских маркетплейсах. Forbes Education отправил в их пресс-службы запросы с просьбой прокомментировать ситуацию.

Представители Wildberries ответили: «Площадка всегда соблюдает действующее законодательство, внимательно следит за регуляторными инициативами и адаптирует бизнес-процессы к изменениям в законодательстве, а также оперативно реагирует на обращения государственных органов и общественных организаций, проводит мониторинги товаров. В случае вынесения регулятором решений, касающихся представленных на площадке товаров, маркетплейс исполняет требования органов государственной власти». От пресс-служб Ozon и «Яндекс Маркета» комментариев пока не поступило.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+