Как сдать ЕГЭ на 100 баллов: советы столичных выпускников и преподавателей

В 2024/25 учебном году на едином государственном экзамене московские школьники показали выдающиеся результаты. 1651 выпускник получил 100 баллов по одному из предметов, 104 — 200 баллов по двум дисциплинам, четверо — 300 баллов за три ЕГЭ. Набрать 400 баллов удалось единственному человеку в стране — ученице столичной школы № 1514 Надежде Яшмолкиной.
Выпускники, получившие 100 баллов по четырем, трем и двум дисциплинам, и педагоги, помогавшие подросткам достичь высоких результатов, делятся секретами успешной подготовки к ЕГЭ.
Рекомендации стобалльников
Начинать подготовку летом после 10-го класса. Выпускница столичной школы № 1514 Надежда Яшмолкина сдала экзамены по профильной математике, информатике, физике и русскому языку на 100 баллов. С такими результатами она планирует поступать в НИУ ВШЭ на направление «Прикладная математика и информатика». В числе других вузов Надежда рассматривает МГУ имени М. В. Ломоносова и МГТУ имени Н. Э. Баумана.
К ЕГЭ Надежда Яшмолкина начала готовиться заранее — сразу после окончания 10-го класса. Она смотрела вебинары, решала пробные варианты экзаменов, а перейдя в 11-й класс, стала также посещать школьные практикумы.
«Я рекомендовала бы начинать подготовку к ЕГЭ летом после 10-го класса, пока есть время. К экзаменам нужно изучить много теории. Чем раньше это сделать, тем спокойнее будет перед самим испытанием. Нужно не ожидать высоких результатов и надеяться получить 100 баллов, а просто готовиться усердно, разбирать разные задачи и стараться сделать все, что можешь».
Выстроить систему подготовки. Валерия Батракова, выпускница школы № 1359, получила по 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку и обществознанию. Теперь она планирует поступать на «Мировую экономику» в НИУ ВШЭ или Финансовый университет.
По мнению Валерии, главное при подготовке к ЕГЭ — системный подход. Следует определить, какие ресурсы необходимы для отработки материала, составить и записать план занятий и строго придерживаться его.
Готовясь к экзамену по русскому языку, Валерия использовала сайты для отработки орфографии и просила родителей проводить для нее диктанты. К обществознанию выпускница готовилась по пособиям, в которых есть ключи для самопроверки. За учебный год она решила 30 тренировочных вариантов ЕГЭ. Чтобы отработать сложное 24-е задание на составление плана развернутого ответа, Валерия распечатала все существующие планы и учила по 10–15 штук в неделю.
«Не стоит забывать, что подготовка к экзаменам — это система. Если усердно учиться несколько дней, а потом неделю отдыхать, мозг не будет усваивать необходимый материал. Стоит завести ежедневник и детально расписать в нем план подготовки. Я использовала «Заметки» в телефоне — записывала задачи на день, например: «решить вариант по русскому», «разобрать тему уголовного судопроизводства» и так далее. Такие мелочи могут облегчить процесс подготовки, особенно людям, испытывающим проблемы с тайм-менеджментом».
Вести учет собственных ошибок. Валерия Батракова убеждена, что при решении вариантов ЕГЭ важно научиться не повторять собственные ошибки. Чтобы ничего не упустить, она советует записывать свои недочеты в тетрадь.
«Главное не количество выполненных заданий, а качество подготовки. Каждую ошибку нужно детально разбирать, пытаясь самостоятельно понять, в чем ее причина. Стоит завести тетрадь и записывать в нее задания, в которых была допущена ошибка. Я сделала так по совету школьного учителя, и это очень мне помогло».
Выработать способы борьбы со стрессом. Анастасия Ушакова, выпускница московской школы № 1514, показала максимальный результат на ЕГЭ по двум предметам: химии и математике профильного уровня. Высшее образование стобалльница планирует получать на факультете фундаментальной медицины МГУ имени М. В. Ломоносова или в одном из столичных медицинских вузов.
Настраиваясь на экзамены, Анастасия старалась не забывать про хобби и отдых: это помогало ей заглушить волнение и расслабиться.
«Я нервничала перед экзаменами, но настраивала себя на то, что все будет хорошо, что я все знаю и все смогу. Я слушала музыку, проводила время наедине с собой. А еще я занимаюсь танцами, и это оказалось хорошим способом избавиться от стресса: переключить внимание и думать не только об учебе. В итоге во время ЕГЭ мне удалось собраться и выключить волнение».
Использовать все возможности школы. Стефания Нечаева, выпускница столичной школы № 1535, получила на ЕГЭ 300 баллов: сдала биологию, химию и русский язык на максимум. В планах — поступление на химический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.
В последнее полугодие 11-го класса, когда вся программа уже пройдена, Стефания сделала упор на точечную подготовку к профильным предметам. Обучаясь в классе естественно-научного профиля, она писала тренировочные работы в формате ЕГЭ, позволяющие почувствовать атмосферу экзамена, посещала обязательные практикумы и факультативы, на которых разбирались сложные задания.
«Всем, кому предстоит сдавать ЕГЭ в следующем году, я бы советовала как можно раньше понять, чем может быть полезна школа, какие возможности для подготовки к экзаменам она дает. Быть может, стоит перевестись в школу с углубленным изучением того предмета, который планируется сдавать. Ведь важны не только уроки и практикумы, но и атмосфера в классе: она мотивирует заниматься усерднее. Я смотрела на одноклассников, видела, как они выкладываются, и понимала, что должна работать так же».
Рекомендации педагогов
При решении заданий идти от простого к сложному. Преподаватель химии столичной школы № 1535 Сергей Кубышев, участвовавший в подготовке трехсотбалльницы Стефании Нечаевой, считает, что для сохранения позитивного настроя экзаменационные задания нужно выполнять в определенной последовательности: от простого к сложному. Такой стратегии стоит придерживаться при подготовке, решении пробных вариантов, а потом и на самом ЕГЭ.
«Начинать лучше c заданий базового уровня. Это придает уверенности в себе и заряжает позитивом. После базовых заданий сложные решать проще. Действовать в обратной последовательности не рекомендуется: если начинать со сложных заданий, что-то может не получиться и школьник запаникует, испытает стресс».
Распределять время, ориентируясь на свои особенности. Иногда из-за стресса или отсутствия четкого плана школьники не успевают выполнить все задания на экзамене и теряют баллы. Сергей Кубышев советует на этапе подготовки определить, сколько времени уходит на выполнение каждого задания, и с учетом этого заранее продумать тайминг и последовательность работы над разными частями ЕГЭ.
«Кто-то решает все очень быстро, кому-то всегда не хватает немного времени. Эти особенности нужно заранее понять и учесть. В целом времени, отведенного на экзамен, — 3 часов 30 минут — достаточно для выполнения всех заданий. И все же рекомендую выделить по часу на задания первой части и части с развернутым ответом. Если с каким-либо из пунктов возникнут трудности, не стоит тратить на него слишком много времени, лучше перейти к следующему. За оставшееся время следует аккуратно перенести ответы в бланки и все перепроверить. Если время не закончилось, можно вернуться к заданиям, которые вызвали затруднение. Такой стратегии нужно придерживаться и при подготовке, и на экзамене».
Строго следовать формату ЕГЭ. Задания ЕГЭ подчинены строгим принципам, и давать на них ответы нужно по определенному шаблону. Поэтому даже обладающие широким кругозором ученики должны набивать руку на вариантах экзамена. Преподаватель литературы школы № 1409 Юрий Бондарев напоминает, что важно как можно больше практиковаться и запоминать структуру ответа.
«Чтобы стать мастером, нужно выполнить одну и ту же операцию сто раз. Готовясь к ЕГЭ по литературе, необходимо сначала изучить структуру ответа, а потом тренироваться писать его по шаблону. И тогда все получится само собой. Ведь структура сочинения, например, достаточно проста и соответствует законам логики».
Педагогический опыт: нестандартный подход к подготовке к ЕГЭ
При подготовке к ЕГЭ не всегда можно проявить творческий подход. Однако преподавателям некоторых дисциплин, например литературы, удается отрабатывать учебный материал максимально нетривиальными способами.
Под руководством Юрия Бондарева, учителя литературы московской школы № 1409, школьники ставят спектакли по фрагментам произведений, включенных в кодификатор, записывают песни, подкасты, создают документальные фильмы, комиксы, мемы. Все это помогает им закрепить материал.
Юрий Бондарев применяет интертекстуальный подход — учит школьников искать отсылки к другим произведениям и воспринимать их как часть литературной традиции. Такой навык пригодится и на ЕГЭ, и на олимпиадах, и в обычной жизни.
«Допустим, мы разбираем тему семьи, — рассказывает учитель. — В каких произведениях она раскрывается? В «Капитанской дочке». Еще? В «Войне и мире». Отлично! А теперь давайте сравним, как с этой темой работают Александр Пушкин и Лев Толстой. И проиллюстрируем все конкретными примерами. Так мы готовимся сразу к ряду заданий ЕГЭ по литературе: к 5-му на сопоставление, к 4-му и 11-му, в которых важно показать умение анализировать художественное произведение».
Еще один подход — интермедиальный — предполагает анализ взаимосвязи литературы, музыки, кинематографа, изобразительного искусства, театра. Это пригождается в заданиях первой части на анализ поэтического текста и сопоставление двух лирических произведений и второй части, где есть возможность выбрать вопрос, направленный на раскрытие связи искусств.
«Исследуя творчество Сергея Есенина, — объясняет Юрий Бондарев, — мы слушаем песни на его стихотворения в исполнении Алексея Горшенева, Иосифа Кобзона, групп «Помни имя свое» и «Альфа», а потом обсуждаем, что из этого ближе каждому ученику. В рассуждениях мы вращаемся вокруг поэтики Есенина. С фильмами и театральными постановками то же самое: читаем книгу, затем смотрим экранизацию или телеспектакль и пишем рецензию. Связь литературы с изобразительным искусством можно раскрывать через иллюстрации к произведениям. Например, я предлагаю рассмотреть иллюстрации Эрнста Неизвестного, Дементия Шмаринова и Михаила Шемякина к психологическому роману «Преступление и наказание» Федора Достоевского».
При подготовке к ЕГЭ Юрий Бондарев использует также технологии искусственного интеллекта. Вместе с учениками он генерирует песни на стихотворения поэтов, входящих в кодификатор, и так помогает школьникам выучить материал наизусть.
«С выпускниками этого года мы успели сделать два альбома песен на стихотворения Иосифа Бродского. В них 27 композиций, созданных с помощью искусственного интеллекта. Формат работы уникальный. Сначала ученики пишут мне, какое музыкальное направление им нравится больше всего: джаз, рок, рэп, фолк. Затем я предлагаю найти у Бродского текст, который соответствовал бы выбранному музыкальному направлению. После этого ученики создают на основе найденного текста песни в любимом стиле. Так запоминается художественное произведение и повышается читательский интерес», — говорит педагог.
Ресурсы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ
Чтобы хорошо подготовиться к экзаменам, можно пользоваться разнообразными онлайн-ресурсами. Среди основных:
- сайт ФИПИ, на котором размещена информация, необходимая для подготовки к ЕГЭ, основные рекомендации и видеоконсультации, в том числе составителей экзаменационных заданий;
- открытый банк тестовых заданий ФИПИ, где собраны задания ЕГЭ, которые можно решать онлайн;
- сайт Регионального центра обработки информации города Москвы, на котором опубликованы видеоразборы заданий ЕГЭ по разным предметам и видеоконсультации;
- сайт Московского образовательного телеканала, где выложены видеосюжеты с рекомендациями, касающимися подготовки к ЕГЭ, советами учителей, выпускников, разборами заданий и т. д.
Кроме того, стоит задействовать ресурсы платформы «Московская электронная школа» (МЭШ).
Электронный дневник МЭШ. Дневник адаптирован под нужды сдающих экзамены. Темы, которые могут встретиться на ЕГЭ, отмечены специальными иконками в расписании на карточках уроков. Это помогает расставлять приоритеты и планировать подготовку. В сервисе «Экзамены» можно найти полный комплект необходимых материалов: тренировочные упражнения по всем предметам; тесты с возможностью автопроверки; видео, в котором рассказывается, как заполнять экзаменационные бланки, распределять время на ЕГЭ, развивать память и управлять стрессом; видеоразборы заданий ЕГЭ прошлых лет, записанные ведущими преподавателями.
Библиотека МЭШ. Здесь также размещены видеоразборы заданий ЕГЭ и другие полезные материалы, например: курсы по математике, разработанные образовательной платформой «Гиперматика» Московского центра непрерывного математического образования, курсы и практические задания по информатике в виртуальной лаборатории «Информатика», тренажеры для отработки вариантов заданий по 12 предметам ЕГЭ в онлайн-сервисе «Облако знаний». В библиотеке также размещены онлайн-курсы по биологии, литературе, математике, обществознанию и физике, записанные преподавателями Центра педагогического мастерства.
