К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Давать знания, поддерживать здоровье детей: взгляд родителей на систему образования

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Подавляющее большинство россиян считают отечественную систему образования далекой от идеала. Среди ее основных проблем называют нехватку педагогических кадров, отсутствие хороших школ и вузов в некоторых регионах и перегрузку учебной программы

В новом учебном году школьников и студентов ждет много перемен, однако большинство проблем, которые ассоциируются с обучением, остается прежним. Чтобы выяснить, что это за проблемы, и понять, чего подростки и их родители ожидают от системы образования в целом, исследовательский центр Feedback опросил 2020 человек в возрасте 14–64 лет, проживающих в разных регионах России.

Результаты исследования (имеются в распоряжении Forbes Education) показали, что представители разных поколений по-своему оценивают современное образование. Молодые респонденты в целом считают его структурированным, практико-ориентированным и пользующимся высоким престижем. Взрослые настроены более скептически: многие указывают на поверхностность используемых методик. Однако и среди представителей старшего поколения есть те, кто полагает: образование в России обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся. При этом все опрошенные называют отечественное образование доступным и направленным на поддержку талантливых школьников и студентов. В то же время респонденты сходятся во мнении, что система страдает от ряда проблем: нехватки преподавателей, неблагоприятного психологического климата и ограниченности подхода к оценке знаний.

Задачи школы

Рассуждая о своих ожиданиях от школы, опрошенные в основном делали упор на качественное образование. 75% считают, что школа в первую очередь должна давать фундаментальные знания по математике, естественным наукам и иностранным языкам. На втором месте по значимости — физическое развитие: 59% участников исследования полагают, что учителя должны уделять достаточное внимание здоровью и физической форме детей. Третий по важности аспект — современные технологии: по мнению 57% участников исследования, задача школы — прививать детям цифровые навыки.

Согласно полученным данным, школьная программа должна быть направлена на развитие навыков коммуникации и командной работы (55%), креативности (54%), профессиональной деятельности (49%). Опрошенные также ожидают, что школа будет знакомить детей и подростков с существующими профессиями (53%), обучать основам психологического благополучия, формировать гражданскую позицию и патриотические чувства, передавать духовные ценности (по 42%).

Проблемы современного образования

Среди проблем современной системы образования первое место занимает дефицит квалифицированных педагогов — так ответили 66% участников опроса. Чуть больше половины (54%) полагают, что качество образования сегодня ниже, чем в советское время, — при этом 48% уверены, что молодые преподаватели применяют прогрессивные педагогические подходы. В числе других острых проблем называли региональное неравенство в доступе к качественному образованию (47%) и перегруженность учебной программы (46%).

На большое количество домашних заданий жалуются 46% респондентов. Большинство (60%) уверены, что необходимость выполнять домашнюю работу учащиеся воспринимают как повинность, а не как возможность закрепить знания. Сколько же опрошенных полагают, что внеурочная нагрузка должна быть умеренной и индивидуализированной. Чтобы исправить ситуацию, молодежь предлагает изменить формат домашних заданий, а взрослые — урезать их объем.

Участники опроса выделили и такие недостатки системы образования, как необходимость заниматься с репетиторами или проходить дополнительные курсы, чтобы освоить программу (45%), несоответствие вузовской подготовки требованиям рынка труда (43%), отсутствие индивидуального подхода к обучающимся (34%), недостаточное внедрение современных технологий и подходов в учебный процесс (27%) и низкая ценность российских дипломов за рубежом (20%). В том, что у отечественной системы образования нет проблем, убеждены всего 2% опрошенных.

Введение новых школьных дисциплин

Отвечая на вопрос об оптимальном возрасте для начала освоения новых школьных дисциплин, большинство выступило за дифференцированный подход. Предметы, направленные на развитие социальных навыков и умения работать в команде, стоит внедрять в начальной школе — за это выступили 49% участников исследования. В 5–9-х классах необходимо начать развивать навыки цифровой безопасности и работы в интернете (58%), поддержания эмоциональной устойчивости (53%), публичных выступлений (41%). В старших классах, по мнению опрошенных, важно вводить дисциплины, развивающие правовую (67%) и финансовую (44%) грамотность.

Формат обучения

Предпочтительный формат обучения — очный, дистанционный или гибридный, по мнению опрошенных, также зависит от возраста учащихся. Офлайн-занятия должны быть стандартом для 1–9-х классов (71%), в то время как для старшей школы и студентов подходит гибридный график (51%).

Среди преимуществ смешанного формата респонденты назвали экономию времени на дорогу (52%), а также возможность освоить цифровые инструменты (47%), развить умение планировать время (44%), выполнять онлайн-задания и быстро проходить материал (по 42%). Преимуществ гибридного обучения не видят 14% участников исследования.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+