Давать знания, поддерживать здоровье детей: взгляд родителей на систему образования

В новом учебном году школьников и студентов ждет много перемен, однако большинство проблем, которые ассоциируются с обучением, остается прежним. Чтобы выяснить, что это за проблемы, и понять, чего подростки и их родители ожидают от системы образования в целом, исследовательский центр Feedback опросил 2020 человек в возрасте 14–64 лет, проживающих в разных регионах России.
Результаты исследования (имеются в распоряжении Forbes Education) показали, что представители разных поколений по-своему оценивают современное образование. Молодые респонденты в целом считают его структурированным, практико-ориентированным и пользующимся высоким престижем. Взрослые настроены более скептически: многие указывают на поверхностность используемых методик. Однако и среди представителей старшего поколения есть те, кто полагает: образование в России обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся. При этом все опрошенные называют отечественное образование доступным и направленным на поддержку талантливых школьников и студентов. В то же время респонденты сходятся во мнении, что система страдает от ряда проблем: нехватки преподавателей, неблагоприятного психологического климата и ограниченности подхода к оценке знаний.
Задачи школы
Рассуждая о своих ожиданиях от школы, опрошенные в основном делали упор на качественное образование. 75% считают, что школа в первую очередь должна давать фундаментальные знания по математике, естественным наукам и иностранным языкам. На втором месте по значимости — физическое развитие: 59% участников исследования полагают, что учителя должны уделять достаточное внимание здоровью и физической форме детей. Третий по важности аспект — современные технологии: по мнению 57% участников исследования, задача школы — прививать детям цифровые навыки.
Согласно полученным данным, школьная программа должна быть направлена на развитие навыков коммуникации и командной работы (55%), креативности (54%), профессиональной деятельности (49%). Опрошенные также ожидают, что школа будет знакомить детей и подростков с существующими профессиями (53%), обучать основам психологического благополучия, формировать гражданскую позицию и патриотические чувства, передавать духовные ценности (по 42%).
Проблемы современного образования
Среди проблем современной системы образования первое место занимает дефицит квалифицированных педагогов — так ответили 66% участников опроса. Чуть больше половины (54%) полагают, что качество образования сегодня ниже, чем в советское время, — при этом 48% уверены, что молодые преподаватели применяют прогрессивные педагогические подходы. В числе других острых проблем называли региональное неравенство в доступе к качественному образованию (47%) и перегруженность учебной программы (46%).
На большое количество домашних заданий жалуются 46% респондентов. Большинство (60%) уверены, что необходимость выполнять домашнюю работу учащиеся воспринимают как повинность, а не как возможность закрепить знания. Сколько же опрошенных полагают, что внеурочная нагрузка должна быть умеренной и индивидуализированной. Чтобы исправить ситуацию, молодежь предлагает изменить формат домашних заданий, а взрослые — урезать их объем.
Участники опроса выделили и такие недостатки системы образования, как необходимость заниматься с репетиторами или проходить дополнительные курсы, чтобы освоить программу (45%), несоответствие вузовской подготовки требованиям рынка труда (43%), отсутствие индивидуального подхода к обучающимся (34%), недостаточное внедрение современных технологий и подходов в учебный процесс (27%) и низкая ценность российских дипломов за рубежом (20%). В том, что у отечественной системы образования нет проблем, убеждены всего 2% опрошенных.
Введение новых школьных дисциплин
Отвечая на вопрос об оптимальном возрасте для начала освоения новых школьных дисциплин, большинство выступило за дифференцированный подход. Предметы, направленные на развитие социальных навыков и умения работать в команде, стоит внедрять в начальной школе — за это выступили 49% участников исследования. В 5–9-х классах необходимо начать развивать навыки цифровой безопасности и работы в интернете (58%), поддержания эмоциональной устойчивости (53%), публичных выступлений (41%). В старших классах, по мнению опрошенных, важно вводить дисциплины, развивающие правовую (67%) и финансовую (44%) грамотность.
Формат обучения
Предпочтительный формат обучения — очный, дистанционный или гибридный, по мнению опрошенных, также зависит от возраста учащихся. Офлайн-занятия должны быть стандартом для 1–9-х классов (71%), в то время как для старшей школы и студентов подходит гибридный график (51%).
Среди преимуществ смешанного формата респонденты назвали экономию времени на дорогу (52%), а также возможность освоить цифровые инструменты (47%), развить умение планировать время (44%), выполнять онлайн-задания и быстро проходить материал (по 42%). Преимуществ гибридного обучения не видят 14% участников исследования.
