К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жизнь без IB: что ждет школы и учеников после признания организации нежелательной


Признание деятельности «Международного бакалавриата» нежелательной на территории Российской Федерации — событие уникальное. Оно существенно повлияет на судьбы детей, обучавшихся по этой программе, работу школ и рынок отечественного образования. О том, каким будет это влияние, рассуждает директор Лицея имени С. Н. Нюберг Софья Родионова
Софья Родионова
Софья Родионова
Директор Лицея имени С. Н. Нюберг, управленец в сфере образования, основатель пяти образовательных проектов

За неделю до начала учебного года стало известно, что деятельность «Международного бакалавриата» (IB) признана нежелательной в России. Для тысяч учеников и педагогов это означает резкие перемены в привычной системе образования и необходимость срочно искать альтернативы.

«Международный бакалавриат»* в России

International Baccalaureate* — международная некоммерческая образовательная организация, основанная в Женеве в 1968 году. Ее флагманская «Дипломная программа» (Diploma Programme, DP) со временем стала одним из признанных мировых стандартов предуниверситетской подготовки. В дальнейшем были разработаны программы для других возрастных ступеней: Primary Years Programme (PYP) для начальной школы и Middle Years Programme (MYP) для основной школы, что позволило выстроить непрерывную образовательную вертикаль от младших классов до поступления в университет.

В Россию программы IB* пришли в 1996 году с открытием первой аккредитованной школы. К 2022 году их насчитывалось порядка 50, однако за три года число сократилось до 29. Согласно официальной карте IB*, на конец августа 2025 года 17 школ работали в Москве и Московской области, две — в Санкт-Петербурге, еще десять — в крупных региональных центрах, включая Казань и Владивосток.

IB-школы* показывали хорошие результаты. Например, в рейтинг RAEX «100 лучших школ России», составленный на основе данных о поступлении выпускников в ведущие университеты страны за 2023 год, попали сразу четыре школы, работающие по программам «Международного бакалавриата»*.

Программа IB* традиционно считается сложной: средний итоговый балл по миру ежегодно колеблется, но обычно составляет 30 из 45 возможных. Российские школы нередко показывали именно такие результаты, однако некоторые демонстрировали значительно более высокие показатели (более 40 баллов) и занимали верхние позиции в рейтингах качества образования, представляя российское образование в международном сообществе IB-школ* на высоком уровне. При этом важно учитывать, что для поступления в ведущие мировые университеты по диплому IB*, как правило, требуется результат выше 37–40 баллов, поэтому сам по себе диплом не является гарантией зачисления. В случае высоких результатов, однако, он существенно расширяет возможности учащихся.

Последствия для учеников

В результате закрытия программы более 3000 детей, обучавшихся в России по программам DP, PYP и MYP, попали в ситуацию, в которой их привычная образовательная траектория оказалась прервана.

Больше всех пострадали дети, которые должны были в сентябре пойти в 11-й класс. Важно учитывать, что последний год в системе IB* — это не столько процесс обучения, сколько подведение итогов: сдача экзаменов, защита исследовательских работ и завершение ранее начатых проектов. Да и 10-й класс IB-программы* принципиально отличается от 10-го класса, обучающегося по российской образовательной программе среднего общего образования.

Таким образом у 11-классников, обучавшихся по программе IB*, а их более 300 в России, очень сложный выбор. Перейти в выпускной класс другой IB-школы* (за пределами России) они сейчас уже не могут, а успеть подготовиться за год к ЕГЭ и хорошо его сдать, тоже почти нереально.

При этом сдать экзамены IB* дистанционно тоже невозможно — такую позицию на данный момент заняла International Baccalaureate Organization (IBO)*. В системе IB* не предусмотрено участие в программе в статусе частного кандидата. Чтобы соответствовать строгим требованиям Diploma Programme, все учащиеся должны быть зачислены в аккредитованную школу, признаваемую как государством, так и самой IBO*. Каждое такое учебное заведение обязано проверять подлинность выполненной работы и обеспечивать соблюдение политики академической честности. Поэтому сценарий, при котором российские школьники продолжают обучение на месте и лишь сдают экзамены за рубежом, невозможен.

Родители многих школьников до сих пор не понимают, что делать. Вот что рассказала мама одного из наших бывших учеников, который перешел в школу с IB-программой*: «Мы выбирали IB* не только ради самого диплома, но и ради всей системы обучения. Для нас было важно, что ребенок будет изучать предметы на английском языке, практиковаться в написании эссе, работать над проектами и учиться мыслить в логике международной школы. Конечно, семьи, ориентированные исключительно на получение диплома, оказались сейчас в более сложной ситуации. На днях у нас прошло экстренное родительское собрание — эмоции были очень сильные». Она добавила, что теперь многие будут искать обходные пути и, возможно, сдавать другие признанные международные экзамены, например A-Level, в аккредитованных центрах за границей.

Последствия для школ и преподавателей

В России по программам «Международного бакалавриата»* работало более 1000 педагогов, и для них текущая ситуация становится сложным вызовом. Все они преподавали на английском языке, а большинство специализировалось именно на программе IB*, которая академически сильно отличается от российских образовательных программ. Это значит, что многим педагогам придется переквалифицироваться или искать работу в других странах. И понятно, что в сентябре, когда в большинстве школ все позиции в штате уже закрыты, сделать это будет достаточно сложно. 

«Переквалификация в российских условиях возможна далеко не для всех. Академическая разница, особенно в области преподавания технических предметов, между программами слишком велика. Программа IB* — это не просто набор дисциплин на английском языке. Это целостная методология: проектная работа, академическое письмо, исследовательская деятельность. Накопленный опыт в этой системе достаточно трудно напрямую перенести в рамки классической государственной программы», — рассказал методист и координатор IB* одной из московских школ.

Специалисты сходятся во мнении: принятое решение уникально в мировом контексте. Программа IB* распространена во многих странах с различными культурными традициями, в том числе в Китае, Сингапуре и государствах с мусульманским большинством. Во всех этих странах IB* продолжает работать, а если возникает напряженность (такие прецеденты уже были), программа адаптируется к национальным особенностям и школы сохраняют возможность продолжать обучение.

«Главный вопрос — что будет с уже выданными дипломами и не ограничат ли их признание на территории России. Пока прямых юридических рисков для выпускников прошлых лет нет. Однако ситуация может измениться, все будет зависеть от правоприменительной практики, — рассуждает Владимир Зайцев, юрист, работающий в сфере образования. — А школы, продолжающие сотрудничество с IB*, рискуют столкнуться сначала с административной, а затем и с уголовной ответственностью».

Последствия для рынка образования

Возможные альтернативы, которые сегодня рассматриваются для школ, обучавших по программе «Международного бакалавриата»*, включают в себя несколько сценариев.

  • Переход на образовательные программы, соответствующие государственным стандартам и требованиям к аттестации. Это откроет выпускникам путь к поступлению как в российские, так и в зарубежные вузы по российскому аттестату, однако потребует дополнительной подготовки и периода адаптации.
  • Перевод программ на подготовку к экзаменам британской A-Level или американской Advanced Placement (AP). Этот вариант уже обсуждается в ряде московских школ.
  • Разработка собственных международных образовательных программ. Такие программы должны будут получить признание — чтобы добиться этого, необходимо приложить немало усилий.
  • Использование элементов IB* внутри российских стандартов без выдачи международного диплома — еще один возможный путь, позволяющий сохранить отдельные подходы и методики. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

* Деятельность организации признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+