К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Хочется и колется: как и чему учатся представители разных поколений

Фото: Freepik
Фото: Freepik
В наступившем академическом году 68% школьников и студентов и 79% взрослых планируют получать дополнительное образование. Чтобы процесс был эффективным, учащимся всех возрастов придется бороться с проблемами, которые возникают на образовательном пути

С началом учебного года многие — не только школьники и студенты, но и взрослые работающие люди — задумываются о получении дополнительного образования. Однако на этом пути зачастую возникают серьезные проблемы, с которыми представители разных поколений справляются по-своему. К таким выводам пришли специалисты холдинга Skillbox и сервиса Zigmund.Online, опросившие почти 2000 россиян 14–59 лет, которые проживают преимущественно в городах-миллионниках. 

Образовательные планы

Согласно результатам опроса (есть в распоряжении Forbes Education), 68% учащихся школ и вузов планируют посещать какие-либо курсы. Самым популярным направлением дополнительного образования оказалось творчество: 52% учащихся собираются заниматься рисованием, музыкой, танцами, фотографией и т. д. На втором по популярности месте — иностранные языки: их хотят осваивать 38% молодых людей. На третьем месте — ИТ: навыки работы с информационными технологиями будут получать 25% школьников и студентов. Посвятить свободное время развитию гибких навыков (коммуникации, тайм-менеджмента, лидерства и др.) планируют 18% учащихся средних и высших учебных заведений, подготовке к экзаменам и олимпиадам — 17%.

Среди взрослых на получение дополнительного образования нацелено еще больше людей — 79%: такое количество респондентов уже записалось или собирается записаться на те или иные курсы. О желании обучаться чему-либо заявили 78,6% взрослых, имеющих детей, и 50% тех, у кого их нет.

В отличие от школьников и студентов, у представителей старших поколений в приоритете развитие профессиональных навыков: 38% заявили, что будут изучать ИТ, дизайн или маркетинг. Совершенствоваться в творчестве планирует 21%, заниматься личностным развитием — 14%, осваивать иностранные языки — 13%. Развивать гибкие навыки собираются только 5% взрослых респондентов.

В целом, по данным исследования, представители поколения икс (1965–1980 годы рождения) предпочитают изучать что-либо связанное с хобби (60%), миллениалы (1981–1996 годы рождения) совершенствуются в профессиональной сфере (55%), зумеры (1997–2012 годы рождения) занимаются личностным развитием (28%), а представители поколения альфа (2013 год рождения и позже) — творчеством (48%).

Барьеры на пути к обучению

Подавляющее большинство школьников и студентов (90%) заявили, что сталкиваются с проблемами во время учебы. Основными препятствиями на образовательном пути они назвали внутренние установки: перфекционизм (33%), стремление сравнивать себя со сверстниками (28%) и заучивать материал, не вникая в его суть (19%). На процесс обучения влияет также настроение учащихся — а оно во многом зависит от социальных и личностных факторов. Как показал опрос, 45% молодых людей чувствуют себя подавленными из-за того, что одноклассники и однокурсники кажутся им более успешными, чем они, а 33% — из-за недостаточно высокой успеваемости.

Среди прочих проблем учащиеся назвали прокрастинацию (25%), перегрузку и выгорание (23%), страх не справиться с учебой (19%) и низкую мотивацию (18%). Факторы, связанные со спецификой образовательного процесса, не оказывают на школьников и студентов существенного влияния: на сложность изучаемого предмета пожаловались лишь 8%, на высокую нагрузку — 7%.

На взрослых в наибольшей степени негативно влияют другие факторы: дефицит времени (30%) и прокрастинация (27%). Кроме того, учиться им мешает ощущение выгорания (23%) и страх перед ошибками (12%); на отсутствие мотивации жалуются только 2%. В школьные и университетские годы, по воспоминаниям представителей старшего поколения, эти факторы воздействовали иначе: основными барьерами на образовательном пути было отсутствие мотивации (28%), боязнь совершить ошибку (25%), прокрастинация (15%) и привычка сравнивать себя с другими людьми (12%).

Поиск опоры

Чтобы справляться со стрессом во время учебы, школьники и студенты занимаются спортом и гуляют (51%), общаются с друзьями (37%), находят время для хобби (24%) и обращаются к психологам (16%).

Для взрослых опорой на образовательном пути служит умение учиться самостоятельно (20%), дисциплина и самоорганизация (17%), а также способность быстро усваивать и анализировать информацию (15%).

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+