Хочется и колется: как и чему учатся представители разных поколений

С началом учебного года многие — не только школьники и студенты, но и взрослые работающие люди — задумываются о получении дополнительного образования. Однако на этом пути зачастую возникают серьезные проблемы, с которыми представители разных поколений справляются по-своему. К таким выводам пришли специалисты холдинга Skillbox и сервиса Zigmund.Online, опросившие почти 2000 россиян 14–59 лет, которые проживают преимущественно в городах-миллионниках.
Образовательные планы
Согласно результатам опроса (есть в распоряжении Forbes Education), 68% учащихся школ и вузов планируют посещать какие-либо курсы. Самым популярным направлением дополнительного образования оказалось творчество: 52% учащихся собираются заниматься рисованием, музыкой, танцами, фотографией и т. д. На втором по популярности месте — иностранные языки: их хотят осваивать 38% молодых людей. На третьем месте — ИТ: навыки работы с информационными технологиями будут получать 25% школьников и студентов. Посвятить свободное время развитию гибких навыков (коммуникации, тайм-менеджмента, лидерства и др.) планируют 18% учащихся средних и высших учебных заведений, подготовке к экзаменам и олимпиадам — 17%.
Среди взрослых на получение дополнительного образования нацелено еще больше людей — 79%: такое количество респондентов уже записалось или собирается записаться на те или иные курсы. О желании обучаться чему-либо заявили 78,6% взрослых, имеющих детей, и 50% тех, у кого их нет.
В отличие от школьников и студентов, у представителей старших поколений в приоритете развитие профессиональных навыков: 38% заявили, что будут изучать ИТ, дизайн или маркетинг. Совершенствоваться в творчестве планирует 21%, заниматься личностным развитием — 14%, осваивать иностранные языки — 13%. Развивать гибкие навыки собираются только 5% взрослых респондентов.
В целом, по данным исследования, представители поколения икс (1965–1980 годы рождения) предпочитают изучать что-либо связанное с хобби (60%), миллениалы (1981–1996 годы рождения) совершенствуются в профессиональной сфере (55%), зумеры (1997–2012 годы рождения) занимаются личностным развитием (28%), а представители поколения альфа (2013 год рождения и позже) — творчеством (48%).
Барьеры на пути к обучению
Подавляющее большинство школьников и студентов (90%) заявили, что сталкиваются с проблемами во время учебы. Основными препятствиями на образовательном пути они назвали внутренние установки: перфекционизм (33%), стремление сравнивать себя со сверстниками (28%) и заучивать материал, не вникая в его суть (19%). На процесс обучения влияет также настроение учащихся — а оно во многом зависит от социальных и личностных факторов. Как показал опрос, 45% молодых людей чувствуют себя подавленными из-за того, что одноклассники и однокурсники кажутся им более успешными, чем они, а 33% — из-за недостаточно высокой успеваемости.
Среди прочих проблем учащиеся назвали прокрастинацию (25%), перегрузку и выгорание (23%), страх не справиться с учебой (19%) и низкую мотивацию (18%). Факторы, связанные со спецификой образовательного процесса, не оказывают на школьников и студентов существенного влияния: на сложность изучаемого предмета пожаловались лишь 8%, на высокую нагрузку — 7%.
На взрослых в наибольшей степени негативно влияют другие факторы: дефицит времени (30%) и прокрастинация (27%). Кроме того, учиться им мешает ощущение выгорания (23%) и страх перед ошибками (12%); на отсутствие мотивации жалуются только 2%. В школьные и университетские годы, по воспоминаниям представителей старшего поколения, эти факторы воздействовали иначе: основными барьерами на образовательном пути было отсутствие мотивации (28%), боязнь совершить ошибку (25%), прокрастинация (15%) и привычка сравнивать себя с другими людьми (12%).
Поиск опоры
Чтобы справляться со стрессом во время учебы, школьники и студенты занимаются спортом и гуляют (51%), общаются с друзьями (37%), находят время для хобби (24%) и обращаются к психологам (16%).
Для взрослых опорой на образовательном пути служит умение учиться самостоятельно (20%), дисциплина и самоорганизация (17%), а также способность быстро усваивать и анализировать информацию (15%).
