К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Диплом под вопросом: зачем сегодня получать высшее образование

Фото:  cookie_studio, Freepik
Фото: cookie_studio, Freepik
Обучение в университете еще недавно казалось универсальным ключом к успеху в жизни, но сегодня его необходимость все чаще становится предметом споров. Работодатели снижают требования к уровню образования кандидатов, молодежь сомневается в целесообразности поступления в вуз, а диплом больше не считается гарантией карьерного роста. Кажется, что ценность университетской подготовки теряется. Но действительно ли это так?

Каждый год процент людей с высшим образованием в мире увеличивается. Из ежегодных отчетов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Education at a Glance следует, что за первые десятилетия XXI века доля молодежи в возрасте 25–34 лет, окончившей вузы, выросла на 80%: с 27% в 2000 году до 48% в 2021-м. Вместе с тем, однако, падает престиж университетского диплома. Об этом говорят результаты исследований, опросы работодателей и сами молодые люди, которые все реже считают вуз обязательной ступенью на пути к успеху в жизни.

Работодатели снижают планку

С 2014 по 2023 год в США число вакансий, не требующих обязательного высшего образования, увеличилось в четыре раза — такие данные опубликовали Гарвардская школа бизнеса и независимая аналитическая компания Burning Glass Institute (BGI), которая специализируется на изучении рынка труда и прогнозировании кадровых потребностей. Аналогичное исследование, проведенное Boston Consulting Group (BCG) совместно с компанией Lightcast, охватило уже несколько стран с развитой экономикой. Анализ 22 млн вакансий, размещенных в 2012, 2017 и 2022 годах, показал, что не только в Соединенных Штатах, но и в Великобритании и Австралии работодатели медленно, но верно смещают фокус внимания с уровня образования соискателей на их опыт и навыки. В некоторых отраслях экономики, например в туризме, социальном обеспечении, ИТ, количество предложений для кандидатов без степени бакалавра в 2022 году по сравнению с 2017-м выросло особенно сильно: на 15–25%. Подход отдельных ИТ-компаний оказался еще демократичнее, чем в среднем по рынку: например, технологический гигант IBM уже к концу 2021 года не требовал высшего образования от претендентов на более половины позиций.

В России также неоднократно проводились исследования того, как меняется роль университетского образования в успешном трудоустройстве. К примеру, «Работа.ру» в 2023 году опубликовала результаты опроса 350 представителей компаний, из которого следовало, что лишь 8% работодателей считают диплом вуза обязательным для кандидатов на все должности. 42% сообщили, что при найме учитывают в первую очередь знания и релевантный опыт соискателей.

Молодежь сомневается в ценности диплома

Взгляды молодых людей на высшее образование тоже меняются. Если в 2012 году 86% выпускников американских вузов называли время и средства, потраченные на получение диплома, хорошей инвестицией, то сейчас жители США все чаще придерживаются иной точки зрения. Опрос, проведенный в 2024 году исследовательской организацией Pew Research Center, выявил: чуть меньше трети американцев (29%) считают, что учеба в вузе не оправдывает затрат, а около половины (49%) уверены, что диплом сегодня менее важен, чем 20 лет назад.

В Великобритании число молодых людей, удовлетворенных качеством высшего образования, стало уменьшаться после 2012 года, когда плата за обучение в вузе выросла почти троекратно. Через десять лет после реформы, в рамках которой обучение резко подорожало, независимая аналитическая компания The Higher Education Policy Institute (HEPI) рапортовала: доля студентов, считающих, что их образование стоит своих денег, впервые оказалась меньше, чем доля несогласных с этим утверждением.

В странах Евросоюза большинство молодых людей убеждены, что университетский диплом помогает добиться успеха в жизни, однако и среди них все больше тех, кто выбирает иной путь. К примеру, даже в Германии, где вузовское образование традиционно бесплатное, в последние годы выпускники школ чаще предпочитают профессиональное обучение академическому.

Картину того, как менялось мнение о высшем образовании у жителей России, демонстрируют результаты мониторинга Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ).

В 2004 году 48% респондентов полагали, что люди стремятся окончить университет, чтобы найти хорошую работу, в 2024 году такой точки зрения придерживались уже 38% опрошенных. В 2008 году 76% были согласны, что высшее образование может обеспечить успешную карьеру, в 2024-м — лишь 60%. В 2023 году в России около 60% выпускников 9-го класса и 30% выпускников 11-го предпочли поступать в учреждения среднего профессионального образования (СПО), тогда как в 2000-е годы в училищах и техникумах продолжали обучение от силы 10% выпускников.

Высшее образование и его проблемы

И у работодателей, и у молодежи нашлись веские основания пересмотреть отношение к университетской подготовке: к ней накопились претензии. Американская некоммерческая организация Educause, ежегодно публикующая под общим названием Horizon Reports несколько отчетов, которые содержат анализ состояния образования в разных странах мира, в 2022 году перечислила основные проблемы, которые вузам так или иначе предстоит решать.

Одна из них — волнующая в первую очередь работодателей — недостаточная практическая ориентированность и низкое качество обучающих программ. Актуальность знаний в большинстве профессий теряется как никогда стремительно, а быстро обновлять учебные планы университеты не способны и зачастую преподают то, что студентам не пригодится. В выигрышной ситуации оказываются онлайн-платформы и организации, предлагающие краткосрочное профессиональное обучение, которые могут себе позволить оперативно включать модули в имеющиеся программы и разрабатывать новые. Бизнес, со своей стороны, решает проблему подготовки специалистов, организуя стажировки и корпоративные курсы на своей территории, где может прививать сотрудникам те навыки, которые точно окажутся полезны в работе, — иными словами, выращивать кадры самостоятельно.

Другой недостаток, на который указывают университетам эксперты Educause, — несовременность форматов преподавания. В мире, где становятся все более популярны обучающие технологии на основе искусственного интеллекта, VR и AR, многие вузы до сих пор не готовы даже к проведению обычных дистанционных занятий.

В отчетах Educause трехлетней давности поднимаются и некоторые другие темы, которые все еще актуальны: например, безопасность (как физическая, связанная со столкновениями и конфликтами в кампусах, так и цифровая), ангажированность вузов, склонных принимать только тех студентов, чьи политические взгляды совпадают с официальной позицией университета.

Эксперты Educause говорят и о снижении ROI — коэффициента возврата инвестиций в университетский диплом. Эта проблема особенно остро стоит перед молодыми людьми, которые решают для себя вопрос целесообразности поступления в вуз. Во многих странах цены на образование растут быстрее инфляции, а студенческие займы остаются для выпускников тяжким бременем на долгие годы. В конце 2024 года в Австралии средний долг по учебному кредиту составлял 27 600 австралийских долларов (около $17 000), в США — $37 000. В Великобритании уже в 2023 году эта сумма была значительно выше — 48 470 фунтов стерлингов (более $60 000), а общий размер студенческих займов оценивался в 236 млрд фунтов стерлингов ($293 млрд). В России средняя стоимость года обучения на платном отделении в вузе равна приблизительно 200 000 рублей, что эквивалентно шести — восьми месячным окладам в некоторых регионах.

В ситуации, в которой высшее образование становится все дороже, кредитная нагрузка — обременительнее, а карьера без диплома — реальнее, закономерно, что молодежь всерьез задумывается, стоит ли игра свеч.

Высшее образование и его преимущества

Смещение фокуса внимания молодых людей с классической университетской подготовки на краткосрочное и узконаправленное профессиональное обучение может в дальнейшем негативно отразиться на самых разных аспектах жизни. Несмотря на недостатки, в той или иной мере присущие образовательным системам всех стран, высшее образование было и остается важным инструментом личного и профессионального развития, а также почти безальтернативным социальным лифтом.

У людей с высшим образованием шире перспективы трудоустройства и карьерного роста. Безусловно, ранний вход в профессию обеспечивает массу преференций на старте. Юноши и девушки, начавшие полноценно трудиться в то время, когда сверстники еще озабочены курсовыми и зачетами, быстрее обретают самостоятельность и финансовую независимость и к условным 25 годам могут быть даже более востребованы на рынке труда, чем выпускники вузов, потому что имеют важные практические навыки и реальный опыт работы. Однако впоследствии, поднимаясь по карьерной лестнице, они рискуют упереться в так называемый бумажный потолок — барьер, ограничивающий продвижение по службе работников с недостаточным уровнем образования. Руководящие должности даже в демократичном ИТ-секторе все еще требуют от кандидатов наличия диплома, и занять их, не окончив вуза, как правило, невозможно.

Исследование BGI и Гарвардской школы бизнеса, о котором говорилось в начале, хоть и обнаруживает четырехкратное увеличение числа вакансий для претендентов без диплома в США, содержит и данные о фактическом найме — с их учетом выводы о бесполезности высшего образования уже не кажутся столь очевидными. После того как планку формально опустили, людей без диплома стали нанимать лишь на 3,5% чаще. И хотя нашлись организации, в которых этот показатель вырос существеннее — примерно на 18%, говорить о том, что работодатели вовсе утратили интерес к дипломированным специалистам как минимум преждевременно.

Выпускники вузов лучше зарабатывают. В США, по информации Федерального бюро статистики труда, бакалавры получают в 1,66 раза больше, чем люди, окончившие только среднюю школу, и в 1,51 раза больше, чем прошедшие профессиональное обучение. Зарплаты магистров выше в 1,93 и 1,75 раза соответственно.

В Великобритании доходы выпускников вузов к 31 году почти на 40% превышают доходы их сверстников, не имеющих университетской степени, — такие данные в марте 2025 года привел в своей статье в The Times бывший министр по делам университетов и науки Великобритании Дэвид Уиллетс.

В Евросоюзе разница в зарплатах людей со средним и высшим образованием довольно сильно меняется от страны к стране. Минимальна она в странах Северной Европы, но даже там составляет не менее 18–25%.

В России выпускники техникумов и колледжей, как следует из мониторинга Высшей школы экономики, в среднем получают на 16% и 24% меньше, чем бакалавры и специалисты соответственно, а бакалавры — примерно на 20% меньше магистров.

Конечно, медианные данные отражают далеко не все факторы, влияющие на уровень дохода. К примеру, разница в зарплатах людей с высшим образованием и без неодинакова для мужчин и женщин (у мужчин она больше), для представителей технических и гуманитарных специальностей (гуманитариям диплом дает меньшую финансовую выгоду). Имеет значение и престиж вуза: выпускники университетов, пользующихся хорошей репутацией и известных высоким качеством подготовки, претендуют на более высокие оклады. Но в целом во всем мире материальное положение людей, прошедших академический путь, ощутимо лучше, чем у тех, кто выбрал укороченную образовательную траекторию.

Выпускникам вузов легче дается повышение квалификации и переподготовка. В 2017 году специалисты компании Dell Technologies и Института будущего (IFTF) выразили мнение, что 85% профессий 2030 года еще не изобретены. И хотя, по оценкам других экспертов, этот прогноз был слишком смелым, уже сейчас ясно, что профессии действительно стали трансформироваться и возникать гораздо быстрее, чем еще пару десятилетий назад. Однако это должно не снижать ценность высшего образования, а скорее наоборот.

Даже если согласиться, что университетские программы во многом устарели и не соответствуют запросам бизнеса, нельзя сбрасывать со счетов другую, не менее, а возможно, и более важную функцию вузовской подготовки. Учеба в университете формирует у студента набор гибких навыков, которые впоследствии помогают адаптироваться к резким изменениям рынка труда: привычку к системному обучению и соблюдению жестких дедлайнов, способность ориентироваться в информационных потоках (как утверждал немецкий философ Георг Зиммель, «человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»). Выпускник вуза доверяет образованию как инструменту роста, с большей готовностью проходит дополнительное обучение и чаще ощущает потребность в самообразовании. Вынужденная смена ­специальности обладателям дипломов дается легче благодаря обширным метапредметным знаниям, которые обеспечивает вуз.

Люди с высшим образованием чувствуют себя более счастливыми. Помимо материальных и карьерных выгод, высшее образование дает субъективное ощущение благополучия.

По данным Евростата за 2023 год, европейцы, окончившие вуз, оценивают удовлетворенность жизнью на 6,6–8,4 балла (в зависимости от государства), имеющие среднее образование — на 5,9–7,8 балла. В 2024 году в издании Mental Health Research были размещены результаты британско-норвежского исследования, которое подтвердило, что уровень образования человека влияет на его психическое здоровье и ощущение счастья.

Среди россиян, имеющих вузовский диплом, 86% считают себя счастливыми людьми — об этом свидетельствуют данные прошлогоднего опроса ВЦИОМ. Этот показатель больше среднего по стране.

Высшее образование увеличивает продолжительность жизни. В 2024 году медицинский журнал The Lancet Public Health опубликовал метаисследование, которое провели ученые Института измерения показателей здоровья и его оценки при Медицинской школе Вашингтонского университета совместно с Центром исследований глобального неравенства в сфере здоровья при Норвежском университете науки и технологий. Проанализировав сведения о продолжительности жизни в 59 странах, авторы пришли к заключению, что каждый дополнительный год обучения снижает риск ранней смерти на 2% — вне зависимости от других факторов: пола, социального статуса, материального положения. То есть вероятность ранней смерти у людей, окончивших среднюю школу и вуз, примерно на 34% ниже, чем у тех, кто вообще нигде не учился.

Есть и другие исследования, подтверждающие, что люди с более высоким уровнем образования дольше живут. К примеру, в 2012 году в журнале Health Affairs была опубликована работа американских ученых, которые подсчитали, что продолжительность жизни белых женщин без образования составляет 73,5 года, а имеющих диплом вуза — 83,9 года. Для белых мужчин эта разница оказалась еще более существенной: 67,5 и 80,4 года соответственно.

По данным НИУ ВШЭ, смертность россиян в возрасте 30–54 лет, имеющих диплом университета, в 2,6–2,8 раза ниже, чем у их ровесников без высшего образования.

Всемирная организация здравоохранения подтверждает, что люди с высшим образованием реже страдают от хронических недугов, в частности диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения, чаще занимаются спортом и придерживаются принципов здорового питания.

Дети образованных родителей чаще поступают в вуз. Принимая решение, получать высшее образование или нет, человеку необходимо осознавать, что выбор он делает не только за себя, но отчасти и за своих потомков.

В странах ОЭСР молодые люди в возрасте 20–34 лет, родители которых имеют высшее образование, идут в университеты в 4,5 раза чаще, чем их ровесники, чьи родители не получили диплома. Кроме того, студентам в первом поколении (так называют учащихся, у которых ни один из родителей не учился в вузе) приходится сталкиваться с большим числом трудностей в процессе учебы, у них хромает мотивация и самоорганизация и, как правило, они уступают своим однокурсникам по образовательным достижениям и успеваемости.

Этот эффект объясняется не только финансовыми возможностями семей, но и их культурой: привычкой к чтению, склонностью высоко ценить знания, представлениями о механизмах карьерного роста. Таким образом, инвестиция в высшее образование может оказаться еще более долгосрочной, чем кажется на первый взгляд, — она затрагивает и последующие поколения.

Перемены во взглядах молодежи на высшее образование, которые происходят в ряде стран, нельзя связывать только с тем, что диплом перестал быть чем-то уникальным. Возлагать всю ответственность на университеты и недостатки их программ тоже было бы несправедливо. Тенденция к обесцениванию вузовской подготовки во многом является следствием политики, которую проводят государства.

Например, инициатива о снижении требований к уровню образования кандидатов при найме в США исходила не только от бизнеса, но и от властей. В начале 2020-х губернаторы нескольких штатов подписали указы, сделавшие наличие диплома необязательным для тысяч государственных должностей. А в мае 2022 года администрация Байдена опубликовала руководство для федеральных агентств с призывом закрывать вакансии, опираясь на навыки соискателей, а не на уровень их образования.

Университеты Великобритании, Австралии и некоторых других стран в последние годы пострадали от миграционной госполитики. Ужесточение требований к мигрантам, снижение квот на визы, в том числе учебные, приводит к недофинансированию вузов, а нехватка средств, в свою очередь, становится препятствием при решении накопившихся проблем: обновлении программ, материалов и форматов, повышении качества образования и т. д.

Рынки труда России и США переживают кадровый голод, который пока лишь усиливается. Агентство Bloomberg со ссылкой на компанию Lightcast осенью 2024 года сообщило: к 2032 году Штаты столкнутся с нехваткой 6 млн работников. При этом особенно острый дефицит прогнозируется для профессий строителя, сантехника и автомеханика. Российский Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) оценивает нехватку выпускников СПО в 3,6 млн человек к 2035 году. В такой ситуации властям не остается ничего другого, как всеми силами популяризировать профессиональное обучение среди школьников, а при финансировании системы высшего образования делать ставку на технические вузы, уповая на то, что их выпускники ускорят развитие искусственного интеллекта и автоматизацию производственных процессов, а значит, смогут частично нивелировать недостаток рабочих рук.

В то время как государствам приходится фокусироваться на проблемах национального масштаба, бизнесу — на собственных потребностях, каждому человеку необходимо сосредоточиться на своих перспективах и, выбирая тот или иной образовательный путь, в полной мере осознавать не только его сложности и недостатки, но и преимущества, которые он может обеспечить в будущем.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+