EdTech в лицах: аналитики составили портреты поставщика и потребителя онлайн-курсов

На рынке дополнительного онлайн-образования каждая услуга имеет своего создателя и находит целевую аудиторию. Кто предлагает образовательные продукты в России, кто ими пользуется и сколько готов за них платить? Чтобы ответить на эти вопросы, специалисты платформы «Т-Бизнес» и сервиса CloudEdtech изучили бизнес-показатели более чем 60 000 предпринимателей EdTech-сектора и проанализировали миллионы транзакций клиентов Т-Банка (результаты есть в распоряжении Forbes Education).
Исследователи распределили все предложения рынка по пяти категориям: «Ментальное здоровье и тренинги», «Фитнес и физическое здоровье», «Сайты, дизайн, айдентика», «Бизнес», «Обучение» (в последнюю группу вошли курсы, связанные с хобби, освоением профессий, изучением иностранных языков и др.). Исследование не охватило дистанционное высшее и среднее профессиональное образование, а также программы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Портрет EdTech-предпринимателя
Максимальное количество предложений на рынке сосредоточено в категориях «Бизнес» (35%) и «Сайты, дизайн, айдентика» (20%). Среди предпринимателей, открывших дело в этих сегментах, преобладают мужчины — 65 и 67% соответственно. Женщины чаще возглавляют бизнес, относящийся к категориям «Ментальное здоровье и тренинги» (69%), «Обучение» (55%), «Фитнес и физическое здоровье» (52%).
Гендерное соотношение EdTech-предпринимателей в разных категориях бизнеса
Группа предпринимателей 35–39 лет оказалась самой обширной: в зависимости от ниши их доля составляет 25–27%. На втором месте — люди в возрасте 30–34 лет (16–19%). Молодежь до 25 лет составляет 4–6% всех поставщиков образовательных услуг, преимущественно категорий «Сайты, дизайн, айдентика» (6%) и «Обучение» (5%). Люди старше 50 лет чаще возглавляют компании категорий «Ментальное здоровье и тренинги» (14%), «Бизнес» (13%).
Доля EdTech-предпринимателей до 30 лет в разных категориях бизнеса
Большинство участников рынка (76%) зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП). Самая высокая доля выбравших эту организационно-правовую форму ведения бизнеса обнаружилась в категории «Ментальное здоровье и тренинги» (93%). На втором месте — «Фитнес и физическое здоровье» (83%), на третьем — «Обучение» (80%). Меньше всего ИП среди поставщиков услуг в области бизнес-образования (63%).
От 62 до 66% предпринимателей работают за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Однако по объему выручки эти субъекты РФ опережают другие регионы, в частности в категории «Обучение» на Москву приходится 34% суммарного дохода, на Санкт-Петербург — 13%.
Исследователи изучили также расходы EdTech-предпринимателей. Выяснилось, что по сравнению с теми, чья профессиональная деятельность не связана с образованием, они тратят в среднем на 150% больше на автоуслуги, на 105% — на одежду и обувь, на 85 и 71% соответственно — на покупку косметики и в салонах красоты, на 61% — в кафе и ресторанах, на 31 и 29% — на авиабилеты и такси. Они реже ходят в супермаркеты, но чаще пользуются маркетплейсами, а также оставляют более щедрые чаевые.
Для заграничных поездок поставщики образовательных услуг чаще всего выбирают Турцию — на это направление приходится 20–24% их путешествий. В целом 34% всех поездок предпринимателей в Турцию совершаются представителями EdTech-бизнеса. Второе место среди направлений занимают Объединенные Арабские Эмираты, причем представители сегмента «Бизнес» там бывают чаще остальных (40% поездок). В число других локаций, популярных у владельцев отдельных категорий образовательного бизнеса, попали Индия и Шри-Ланка — туда летают руководители компаний, предлагающих обучение в сфере ментального и физического здоровья (32 и 26% соответственно). У них же востребованы Индонезия и Таиланд.
Портрет потребителя EdTech-услуг
Немногим более половины (52%) клиентов EdTech-компаний — женщины, однако суммарный объем трат на онлайн-образование у мужчин и женщин одинаков. Это происходит потому, что мужчины выбирают более дорогие курсы. Например, средний чек на оплату услуг категории «Обучение» у мужчин составляет 20 775 рублей, у женщин — 19 262 рубля.
Женщины заметно преобладают среди покупателей курсов категорий «Сайты, дизайн, айдентика» (66% потребителей услуг, такая же доля в общих тратах), «Ментальное здоровье и тренинги» (67 и 65% соответственно). Мужчин больше интересует образование в сфере бизнеса (68% клиентов и 71% совокупных трат). Обучение в области фитнеса и физического здоровья в равной степени привлекает представителей обоих полов, но мужчинам обходится чуть дороже (54% суммарных расходов).
Гендерное соотношение потребителей EdTech-услуг разных категорий
Люди 35–39 лет составляют костяк аудитории курсов категорий «Сайты, дизайн, айдентика» (22% всех покупателей и 20% общих трат) и «Бизнес» (21 и 20% соответственно). Однако расходы на покупку бизнес-курсов наиболее высоки у слушателей старше 55 лет — средний чек составляет 81 000 рублей.
Курсами по ментальному здоровью больше других интересуются 25–29-летние (31% покупателей, 34% объема трат), по физическому здоровью и фитнесу — 20–24-летние (26 и 22% соответственно). Самая многочисленная группа потребителей услуг, относящихся к категории «Обучение», — люди в возрасте 30–34 лет (23% слушателей, такая же доля в совокупных расходах).
Больше всего на дополнительное обучение тратят потребители образовательных услуг в сфере бизнеса — средний чек составляет 70 000 рублей. Со значительным отрывом от лидера второе место по размеру среднего чека занимает категория «Обучение» (19 700 рублей), третье — «Сайты, дизайн, айдентика» (13 000 рублей). Расходы на просвещение в области ментального и физического здоровья оказались гораздо скромнее — 3600 и 3300 рублей соответственно.
Размер среднего чека в разных EdTech-категориях (руб.)
Более 40% всех трат на онлайн-обучение приходится на слушателей с ежемесячным доходом от 100 000 рублей. 45% выручки компаний, предлагающих бизнес-курсы, приносят клиенты с доходом свыше 200 000 рублей в месяц (их средний чек равен 131 000 рублей). Относительно скромными доходами отличается аудитория курсов по фитнесу и ментальному здоровью — основная масса их слушателей зарабатывает от 40 000 до 100 000 рублей в месяц.
Как уже отмечалось, более трети выручки EdTech-компаний поступает от жителей столицы. В отдельных категориях вклад москвичей ощутимо больше, в частности они составляют 62% покупателей курсов по фитнесу и физическому здоровью и обеспечивают 72% доходов поставщиков таких услуг. Доля аудитории из регионов варьируется от 18 до 49% в зависимости от ниши. Потребители EdTech-продуктов, проживающие за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, предпочитают изучать то, что в перспективе может принести им финансовую выгоду. В частности, их доля высока среди покупателей курсов категорий «Бизнес» (49%) и «Сайты, дизайн, айдентика» (48%).
