Профессии будущего: от квантовых криптографов до космогеологов

Революция, которую совершает на рынке труда искусственный интеллект, еще до конца не осознана, но уже понятно, что она коренным образом изменит подходы к подготовке специалистов и представления человека о том, какой будет его работа мечты. Помимо ИИ, есть и другие направления развития технологий и науки, от которых в не меньшей степени будет зависеть мировая экономика в целом и рынок труда в частности.
Ученые называют такие направления фронтирами. Это области исследований, которые находятся на переднем крае научного знания и характеризуются большим потенциалом для научных прорывов. Именно фронтиры могут стать отличной «обзорной площадкой», с которой открывается перспектива будущего.
Единой универсальной классификации научных фронтиров не существует. Например, Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в результате анализа, проведенного, что характерно, при участии искусственного интеллекта, выделил 973 фронтира.
Прогнозируя, как может выглядеть рынок труда будущего, стоит остановиться на семи значимых фронтирах, которые развиваются особенно стремительно и создают условия для возникновения новых профессий. Некоторые из этих профессий уже существуют, но пока распространены очень ограниченно, другие только начинают формироваться в ответ на технологические сдвиги, третьи с большой вероятностью появятся как результат научного прогресса.
1. Искусственный интеллект и машинное обучение: эра цифрового разума
Искусственный интеллект и машинное обучение уже сегодня трансформируют экономику, и их влияние на нее будет только усиливаться. Развитие глубокого обучения, компьютерного зрения, генеративных моделей и обработки естественного языка обусловило появление целого спектра новых профессий.
Специалисты по обучению больших языковых моделей (БЯМ) улучшают качество генерации текста, кода, изображений и др. Сейчас они работают в основном в подразделениях крупных технологических компаний (OpenAI, Anthropic, Google и т. п.), деятельность которых связана с обучением и тонкой настройкой огромных нейронных сетей. С внедрением ИИ-технологий в разные сферы спрос на квалифицированных специалистов по обучению БЯМ будет возрастать.
Разработчики систем ИИ-безопасности создают и тестируют механизмы защиты ИИ-систем, в частности обнаруживают и пресекают попытки атак с применением adversarial examples («вредоносных примеров», придуманных для обмана искусственного интеллекта). Без этой категории сотрудников невозможно будет использовать ИИ-технологии в критически важных областях, в частности в медицине и финансах.
Специалисты по этичному использованию ИИ решают вопросы, связанные с конфиденциальностью данных, алгоритмической справедливостью и дискриминацией отдельных групп населения. От этих сотрудников требуется высокий уровень междисциплинарной компетентности: знание ИИ-алгоритмов, права и социальных наук. Пока представители данной профессии есть только в академической среде и этических комиссиях бигтеха, но вскоре ИИ-этика может стать самостоятельным направлением регулирования в бизнесе и госкорпорациях.
Архитекторы данных для ИИ проектируют инфраструктуру для сбора, хранения и передачи информации, пригодной для машинного обучения. С ростом объемов данных, их многообразия и необходимости быстрой обработки обойтись без специалистов такого профиля будет сложнее самым разным организациям.
Промпт-инженеры трудятся над оптимизацией промптов — запросов к нейросетям, на основе которых БЯМ выдает результат, а также над адаптацией этих запросов к различным задачам. Промпт-инженеры повышают эффективность работы ИИ-систем во многих отраслях: от маркетинга до юриспруденции. Спрос на специалистов растет по мере интеграции ИИ в рабочие процессы.
2. Человеко-машинное взаимодействие: роботы-союзники
Мир роботов, придуманный когда-то писателями-фантастами, с каждым днем становится все более осязаемым. Но вопрос, насколько глубоко замещение человеческого труда машинным изменит рынок труда, пока остается открытым. Между тем уже сейчас для одних профессий роботизация означает усиление конкуренции, для других — новые карьерные перспективы. Рассмотрим примеры профессий, которые, как предполагается, будут востребованы в будущем. Они отражают разные стороны человеко-машинного взаимодействия: технологическую, управленческую и регулятивную.
Разработчики роботов и андроидов — «классическая» профессия будущего. Актуальная задача этих специалистов — проектирование умных машин, способных функционировать в тесном взаимодействии с человеком. В будущем их работа может заключаться в создании роботов, способных действовать более независимо, самостоятельно адаптируясь к меняющимся условиям. Потребность в сложных киберфизических системных решениях есть в медицине, логистике, сфере обслуживания и промышленности — и со временем она будет только расти.
Менеджеры по машинно-человеческой коммуникации — управленцы, которые будут отвечать за распределение ролей между людьми и машинами, создание сценариев совместной работы и предотвращение конфликтов между алгоритмами и задачами персонала.
Юристы в сфере робототехники — эксперты по вопросам права и этики в отношениях между людьми и машинами. Этим специалистам предстоит заниматься разработкой законодательной базы и разрешать разного рода споры, которые раньше возникали только у людей, но в перспективе вполне могут происходить при взаимодействии человека с машиной.
3. Новые материалы, метаматериалы и бионика: эволюция материи
Новые материалы и метаматериалы — это искусственно синтезированные вещества и композиты, которые обладают свойствами, не присущими природным субстанциям. У новых материалов эти уникальные характеристики определяются необычным химическим составом, у метаматериалов — изменением структуры на микро- или даже наноуровне. Бионика — наука, которая занимается созданием оригинальных технических систем и технологических процессов на основе идей, заимствованных у живой природы. Навыки специалистов по бионике и разработке уникальных материалов формируются на стыке сразу нескольких наук: физики, химии и биологии.
Инженеры-композитчики уже сегодня востребованы в разных отраслях: от авиации до медицины и индустрии развлечений. Они проектируют новые материалы с заданными свойствами: особо прочные и легкие или гибкие, но устойчивые к внешним воздействиям. С развитием метаматериалов и бионики круг задач таких специалистов расширится, а спрос на них возрастет.
Проектировщики киберорганизмов разрабатывают функциональные искусственные устройства, которые смогут взаимодействовать с живыми тканями, например: киберпротезы, нейроимпланты, сенсорные интерфейсы. Сейчас это направление развивается только в научных лабораториях, но в дальнейшем должно выйти за пределы исследовательских проектов.
Инженеры по регенеративной медицине пока тоже встречаются лишь в научных и клинических центрах. Они работают с клеточными культурами, биоматериалами и ищут способы выращивать поврежденные ткани и органы из стволовых клеток. Еще более узкая специализация — биопринтинг (технология, которая использует для создания живых тканей или органов 3D-печать).
4. Квантовые вычисления: революция в обработке данных
Квантовые компьютеры — устройства, обрабатывающие информацию с учетом принципов квантовой механики, — пока существуют в виде прототипов и до их широкого практического применения еще далеко. Однако их появление в будущем обещает беспрецедентное ускорение вычислений и открытие новых возможностей в обработке данных, медицине и др. Для работы с квантовыми технологиями потребуется готовить специалистов, обладающих теоретическими и прикладными знаниями в области физики, математики, информатики и инженерии.
Квантовые инженеры будут отвечать за проектирование, сборку и испытания квантовых процессоров, создание физической архитектуры квантовых систем и обеспечение стабильной работы оборудования.
Квантовые программисты займутся разработкой алгоритмов и программ, использующих уникальные свойства квантовых компьютеров для решения задач, недоступных другим вычислительным системам.
Квантовые криптографы, вероятно, будут заниматься разработкой масштабируемых квантовых сетей, обеспечивающих безопасную передачу данных, интегрировать квантовое распределение ключей (QKD) в существующую телекоммуникационную инфраструктуру, создавать устойчивые к квантовым атакам протоколы и стандарты безопасности.
5. Геномное редактирование и персонализированная медицина: поиск кода здоровья и долголетия
Каждый человек уникален. И это не просто красивая метафора, а подтвержденный наукой факт. Хотя около 99,6% геномов всех людей одинаковы, оставшиеся 0,4% определяют огромный спектр различий: в чертах лица и характера, особенностях метаболизма и предрасположенности к болезням, физических и интеллектуальных способностях.
Разработка методов геномного редактирования расширяет горизонты медицины и в дальнейшем, вероятно, поможет победить заболевания, которые считаются неизлечимыми, и улучшить качество жизни людей.
Инженеры-генетики сегодня в основном работают в сфере сельского хозяйства — занимаются модификацией генов растений и животных. В будущем их работа может быть связана с прямым редактированием человеческого генома для лечения наследственных заболеваний, повышения устойчивости к вирусам и поиска новых терапевтических подходов.
Специалисты по персонализированной медицине разрабатывают индивидуальные планы лечения, учитывающие особенности конкретного пациента. С развитием технологий геномного редактирования их работа будет сосредоточена на более точном прогнозировании заболеваний и создании терапевтических методов, базирующихся на генетическом профиле.
Молекулярные нутрициологи, выстраивающие персонализированные схемы питания с учетом химического состава пищи, получат возможность адаптировать диету к потребностям человеческого организма с максимальной точностью.
Геномные биоинформатики будут заниматься обработкой данных, полученных в результате геномных исследований, для диагностики заболеваний, создания новых препаратов и терапевтических стратегий.
Специалисты по биоэтике должны будут решать вопросы морали, связанные с редактированием человеческого генома, а также определять границы допустимого вмешательства в природу и человеческую жизнь.
6. Устойчивое развитие и зеленые технологии: спасение планеты
По оценкам экспертов, в ближайшие десятилетия глобальная экономика будет по-прежнему зависеть от углеводородного сырья. Тем не менее климатические сдвиги и исчерпаемость природных ресурсов рано или поздно потребуют разработки экологически чистых моделей производства и потребления: развития альтернативной энергетики, низкоуглеродной промышленности и др. Помимо специалистов по возобновляемым энергоресурсам, которые востребованы уже сейчас, в будущем появятся и другие профессии, связанные с зелеными технологиями и концепцией устойчивого развития.
Инженеры в сфере зеленого транспорта сосредоточатся на поиске экономически жизнеспособных решений для создания экологичного транспорта: от повышения автономности электромобилей до внедрения альтернативных видов топлива.
Урбанисты-экологи будут проектировать города нового образца, например интегрируя в общую застройку здания, работающие по принципу экосистем, и «зеленые коридоры» (связанные между собой парки, скверы и другие экопространства), внедряя умные системы автоматизированного контроля расхода воды и энергии и т. п.
Специалисты по уменьшению экологического следа займутся вопросами снижения нагрузки на окружающую среду, в частности сокращением количества отходов и углеродных выбросов в атмосферу.
Рециклинг-технологи пересмотрят процессы переработки отходов: оптимизируют существующие принципы расходования ресурсов, разработают и внедрят новые технологии повторного использования материалов, составив замкнутые циклы, в которых отходы одних производств становятся сырьем для других.
7. Космос: навстречу внеземному прогрессу
К 2050 году ведущие космические державы планируют не только освоить окололунную орбиту, но и превратить Луну в базу для дальнейшего изучения космоса, в частности для запуска автоматических и пилотируемых миссий на Марс. В ближайшие 10–15 лет будет интенсивно развиваться космическая инфраструктура: спутниковые системы, средства связи, технологии жизнеобеспечения международных космических станций. Реализовывать эти проекты предстоит специалистам, чьи профессиональные компетенции лежат на стыке физики, биологии, искусственного интеллекта и других дисциплин.
Инженеры систем жизнеобеспечения в космосе будут создавать, устанавливать и обслуживать автономные системы, обеспечивающие космонавтов кислородом, водой, пищей и электроэнергией.
Космогеологи будут изучать внеземные объекты по данным, получаемым с помощью космических аппаратов, определять потенциальные локации для добычи полезных ископаемых на внеземных объектах, в частности на Луне, заниматься расчетами и разработкой технологий, которые помогут организовать эту добычу.
Космопроектировщикам предстоит выстраивать жизненный цикл космических сооружений: от орбитальных станций до первых построек на Луне и Марсе. Они будут создавать конструкции, способные устоять в экстремальных условиях космического пространства и при этом поддерживать комфортную среду для жизни и работы людей.
Каким бы научно обоснованным ни казался прогноз — это всегда эскиз, выполненный на основе доступных в текущий момент предпосылок. Любые списки профессий будущего не пророчество, а ориентир, который может подсказать, как выстраивать свой образовательный маршрут сегодня, какие знания приобретать и какие навыки вырабатывать, чтобы оставаться востребованным специалистом через 5 или 10 лет.
Одной из главных тенденций на рынке труда, которая четко прослеживается — и усиливается — уже в настоящем, можно назвать рост спроса на специалистов, обладающих междисциплинарными знаниями как в смежных, так и в довольно далеких друг от друга сферах. Большинство профессий будущего потребуют также гибкости, универсальности, способности синтезировать метапредметный опыт.
Также очевидно, что искусственный интеллект постепенно возьмет на себя рутинную работу, что поможет людям сосредоточиться на решении стратегических и творческих задач. Поэтому развивать креативное мышление не менее важно, чем накапливать разносторонние знания и учиться их совмещать.
