Битва за таланты: компании жалуются на нехватку стажеров

Чтобы составить представление о рынке труда для студентов, компания Future Today провела масштабное исследование (результаты есть в распоряжении Forbes Education). Его авторы рассмотрели три формата трудоустройства учащихся: практику, стажировки, лидерские программы. Всего аналитики изучили 268 000 объявлений о вакансиях, размещенных на 939 каналах вузов и кадровых агентств и набравших в общей сложности более 12 млн просмотров, а также опросили 131 крупнейшего работодателя.
Вопреки опасениям о сокращении количества рабочих мест для начинающих специалистов, вызванном развитием ИИ, 54% работодателей увеличили набор студентов на разные программы.
Целевая аудитория
Большинство программ предназначены для учащихся выпускных курсов: 68% компаний хотят видеть у себя студентов 4-го курса бакалавриата или 5-го — специалитета, 65% — учащихся 2-го курса магистратуры. Сложнее всего найти стажировку студентам 1–2-х курсов бакалавриата или специалитета.
Несмотря на общий фокус на учащихся вузов, многие компании расширяют целевую аудиторию программ: 45% готовы приглашать студентов колледжей и техникумов, 41% — школьников.
Популярные направления
Почти половину программ для студентов (49%) организуют компании, работающие в сфере информационных технологий. Большая часть этих предложений связана с разработкой и тестированием (35%) и ИТ-аналитикой (32%).
На втором месте по количеству вакансий оказались программы и стажировки, связанные с финансами и финансовой аналитикой (36%). В топ-5 сфер со значительным количеством предложений вошли также продажи (31%), управление персоналом (31%) и маркетинг (29%).
Конкурентоспособные студенты
Наиболее высокая конкуренция на рынке труда разворачивается за учащихся Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Московского филиала Высшей школы экономики. В соцсетях этих университетов разместило свои предложения максимальное количество представителей бизнеса и чаще появлялись публикации, посвященные карьерным возможностям обучающихся.
В топ-5 вузов, чьих студентов хотели бы видеть у себя компании, вошли также Университет науки и технологий МИСИС, Санкт-Петербургский филиал Высшей школы экономики и Санкт-Петербургский государственный университет. По количеству постов на тему карьеры учащихся в пятерку лидеров попали также Российский университет дружбы народов и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
Трудности набора
В подавляющем большинстве случаев организации берут на стажировку студентов без опыта работы: в 76% объявлений информация о нем отсутствует, в 16% сказано, что он не требуется. И тем не менее многие представители бизнеса (36%) отмечают, что в этом году закрывать вакансии для студентов стало труднее.
В целом сложности при наборе стажеров и практикантов испытывают 92% компаний. Многие из них (59%) жалуются на недостаток откликов от квалифицированных кандидатов, а 45% указывают на низкую успешность соискателей при прохождении отбора.
Каждый третий работодатель (29%) сталкивается с отказами студентов от участия в конкурсе, а 21% — с отклонением приглашений на собеседования. Еще 19% сообщают, что кандидаты принимают предложение, но не выходят на работу.
Процедура отбора
Несмотря на проблемы с подбором кадров, многие компании устраивают студентам серьезные испытания при приеме на стажировку или практику. Лишь 17% ограничиваются двумя-тремя этапами отбора. Большинство (57%) проводит четыре-пять туров, а 24% — шесть и более. Среди программ с зарплатой выше 100 000 рублей 64% предусматривают пять и более стадий.
Стандартная процедура отбора стажеров и участников программ для студентов включает в себя скрининг резюме (87%), собеседование с нанимающим менеджером (85%), короткое телефонное интервью с HR-специалистом (51%), тестирование способностей (38%) и профессиональных навыков (33%).
Оплата труда
Как правило, программы (85%) предусматривают оплату труда, однако точную сумму в объявлениях о вакансиях указывает лишь 35% работодателей.
Медианная зарплата стажеров достигает 61 000 — 70 000 рублей в месяц как в Москве, так и в регионах. В 13% столичных программ и 5% региональных вознаграждение участников превышает 100 000 рублей.
Показательно, что 82% работодателей оценивают уровень зарплат молодых специалистов как соответствующий средним показателям по рынку труда или превышающий их. Окупаемыми стажировки считают 79% компаний, а 94% планируют продолжать и развивать программы для студентов.
Помимо зарплаты, организации предлагают стажерам и практикантам дополнительные льготы: ДМС (38%), возмещение расходов на питание, связь и интернет (по 30%), помощь с релокацией (17%).
Шанс на трудоустройство в штат после прохождения стажировки или практики дает 81% компаний.
Продолжительность и формат
Половина программ для студентов длится менее полугода, 13% рассчитаны на срок от шести месяцев до года, а 4% — от года до двух лет. Большинство (65%) имеет фиксированную дату старта, причем у работодателей пик активности по поиску стажеров и практикантов приходится на апрель и май — месяцы перед летним сезоном.
Во многих случаях (55%) компании предлагают студентам гибкий график работы. Около трети программ (31%) предусматривают 20-часовую трудовую неделю, а пятая часть (20%) — полную занятость. Наибольшая доля программ (44%) проходит в гибридном формате; на втором месте — офлайн-формат (26%). Полностью удаленную стажировку или практику готовы предложить лишь 4% организаций.
