Капоэйра, кабадди, чукбол: необычные виды спорта в школьной программе разных стран

На уроках физкультуры российские школьники играют не только в игры, известные всему миру, такие как баскетбол и волейбол, но и, например, в упрощенную версию волейбола — пионербол, который был придуман в СССР в 1930-е годы. А в некоторых учебных заведениях в программу уже введена старинная русская игра лапта (образовательный модуль по ней был утвержден в 2023 году).
В других странах школьники также занимаются необычными или по крайней мере непривычными для жителей других государств видами спорта. Какие-то из них уходят корнями в древние народные традиции, а какие-то придуманы совсем недавно — но все они призваны развивать у детей и подростков ловкость, гибкость, стратегическое мышление и навыки командной работы.
Кабадди (Индия и Непал)
Индийцы утверждают, что эта командная игра, напоминающая салки с элементами борьбы, зародилась около 3000 лет назад и что в нее играл сам Будда, когда еще был принцем Сиддхартхой. Помимо прочего, игра развивает дыхательную систему, ведь игроку нужно забежать на чужую территорию и коснуться кого-то из противников буквально на одном дыхании: не делая вдоха, но постоянно выкрикивая слово «кабадди» (по одной из версий, оно происходит от тамильского kai pidi — «держаться за руки»).
В программу индийских школ кабадди вошла еще в начале ХХ века. В последние десятилетия этот вид спорта набирает популярность по всему миру и особенно в азиатских странах, от Ирана до Японии. Сегодня кабадди также входит в обязательную школьную программу в Непале, а вскоре ее планируют включить в учебный план в Кении.
Капоэйра (Бразилия)
Это традиционное боевое искусство с элементами акробатики и танца преподается во многих бразильских школах — как факультатив, обязательный предмет или в рамках программы по физической культуре. Капоэйра не только развивает координацию движений, чувство ритма и навыки выражения эмоций, но и напоминает учащимся об истории страны: ведь истоки капоэйры следует искать в обрядах инициации у африканских народов, представителей которых когда-то завезли в Южную Америку в качестве рабов.
Подводный хоккей (Новая Зеландия)
Подводный хоккей был придуман в Англии в 1954 году основателем клуба водных видов спорта Аланом Блейком и первоначально назывался octopush (от англ. octopus — «осьминог» и push — «толкать»). В эту командную игру играют в ластах и маске с трубкой. Игроки ныряют на дно бассейна и маленькими клюшками подталкивают лежащую на дне шайбу в сторону ворот противника. Периодически им приходится всплывать, чтобы набрать воздуха. Подводный хоккей входит в образовательную программу ряда школ Новой Зеландии вот уже почти 40 лет — неудивительно, что сборная страны регулярно выигрывает чемпионаты мира по этому виду спорта.
Чинлон (Мьянма)
Чинлон — традиционная бирманская игра с плетеным ротанговым мячом. Здесь нет ни команд, ни соперников, зато есть красота движений, напоминающих причудливый танец. Игроки становятся в круг и перебрасываются ротанговым мячом, касаясь его стопами, бедрами, плечами и другими частями тела, за исключением рук ниже локтя. Это древнее искусство оказалось почти забыто в колониальный период, но вновь возродилось после того, как Мьянма обрела независимость. Оно стало неотъемлемой составляющей школьных уроков физкультуры, и сегодня в чинлон в свободное время играют едва ли не все жители страны.
Чукбол (Канада, Кения, Марокко, Кот-д’Ивуар, Чили, Сингапур, Тайвань, Пакистан и др.)
Этот командный вид спорта изобрел в 1970-е годы швейцарский биолог Герман Брандт. Чукбол одновременно напоминает гандбол, волейбол и даже сквош. Задача игроков — попасть мячом по небольшим воротам так, чтобы он отскочил от натянутой на них упругой сетки и упал за пределами полукруглой зоны. Важная особенность чукбола заключается в его низкой травматичности: благодаря запрету на физический контакт, игроки редко получают травмы. Именно поэтому этот вид спорта популярен в школах разных стран мира. Необычное название связано с имитацией звука удара мяча о сетку: чук!
