Российские учителя рассказали о плюсах и минусах своей профессии

Чтобы выяснить, что привлекает российских учителей в их профессии и что создает им больше всего трудностей, специалисты образовательной компании Maximum провели исследование среди 1246 педагогов (результаты есть в распоряжении Forbes Education).
Плюсы и минусы
Главными преимуществами своей работы респонденты называют общение с детьми (22%), возможность творчески подходить к делу (19%) и вносить вклад в будущее учеников (14%). 13% ценят в профессии разнообразие задач, которые она перед ними ставит, 12% — длительный отпуск и передышки в течение года, обусловленные каникулами. 9% любят работу за стабильность, 7% — за атмосферу и дружный коллектив.
Основной трудностью в работе учителя остается чрезмерная нагрузка. Четверть опрошенных (25%) утверждает, что учителям приходится готовить слишком много отчетов. Почти столько же (22%) называют главной проблемой низкую зарплату. 17% педагогов указали на нехватку современных учебных материалов и технического оснащения, 14% — на недостаточную поддержку со стороны родителей, 11% — на слишком большое количество учеников в классах, 8% — на отсутствие помощи руководства. 3% убеждены, что учителям нужны помощники и ассистенты.
По наблюдениям опрошенных, за последние два-три года у детей снизилась мотивация к учебе — так считают 35%. Почти треть учителей (31%) обратили внимание на то, что школьникам стало тяжелее концентрироваться на уроках, а 21% — на рост тревожности учеников. Кроме того, опрошенные заметили, что дети стали больше интересоваться технологиями (12%) и чаще проявлять самостоятельность (1%).
Призвание и признание
Несмотря на трудности, с которыми приходится сталкиваться современным учителям, большинство из них не задумывается об уходе из профессии — согласно результатам опроса, такие мысли посещают лишь 9% респондентов. 63% утверждают, что удовлетворены работой. По словам авторов исследования, педагоги воспринимают свою профессию в первую очередь как призвание: рассуждая о миссии учителя, они используют формулировки «научить детей думать», «помочь ребенку стать автором своей жизни», часто упоминают развитие личности и воспитание достойных людей. Многие подчеркивают, что их главная задача — создать условия, в которых ребенок поверит в свои силы и не только сможет, но и захочет учиться.
По мнению респондентов, педагоги могут оказывать значительное влияние на мировоззрение учеников (20%) и их самооценку (18%), пробуждать интерес к знаниям (17%) и прививать навыки работы в команде (16%). Некоторые уверены, что от учителя во многом зависит формирование у детей дисциплинированности и ответственности (15%), а также умения общаться (14%).
Для педагогов главным признанием их труда становится благодарность учеников (25%) и родителей (21%). Материальное поощрение в виде премий и прибавки к зарплате важно для 17%, профессиональные награды — для 12%, еще 12% ценят возможность участвовать в профессиональных конкурсах. 10% стремятся получить похвалу от руководства, а 3% — публичное признание.
